УДК 004.891.2

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Удовика Ю.Д., Тарасова И.А.

ГОУВПО ГОУВПО Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

Аннотация. В статье рассмотрены особенности планирования закупок товаров медицинского назначения, разработаны методы и алгоритмы системы планирования закупок, выполнена программная реализация системы.

Ключевые слова: планирование закупок, ABC/XYZ анализ, товары медицинского назначения.

DEVELOPMENT OF A PLANNING SYSTEM FOR THE PROCUREMENT OF MEDICAL PRODUCTS AT A COMMERCIAL ENTERPRISE

Udovika J.D., Tarasova I.A.

ГОУВПО ГОУВПО State Higher Education Establishment Donetsk National Technical University, , Donetsk

Abstract. The paper discusses the features of planning the procurement of medical supplies, developed methods and algorithms for the procurement planning system, implemented a software implementation of the system.

Key words: procurement planning, ABC/XYZ analysis, medical products.

Планирование закупок на непроизводственном коммерческом предприятии целесообразно в тех случаях, когда продаваемая продукция имеет сезонный спрос и узкую торговую направленность. При этом деятельность предприятия должна вестись не менее трех лет – это позволяет установить предпочтения покупателей и сезонность продаваемой продукции – востребованность в определенный временной промежуток. Данный показатель зависит от множества факторов, обычно не учитываемых при информационном учете на предприятии. Примерами таких факторов в области продажи товаров медицинского назначения могут быть регулярные медицинские профилактические осмотры в государственных организациях или статистика заболеваемости в регионе. В основном существующие программные продукты, специализирующиеся на планировании закупок, не учитывают данные факторы или требуют дорогостоящей настройки под конкретную область деятельности коммерческого предприятия [1, с. 447].

Цель статьи — минимизировать время на принятие решений в области логистической деятельности в сфере закупок коммерческого предприятия за счет разработки системы планирования закупок товаров медицинского назначения.

Для достижения поставленной цели в работе выполнено:

  • исследование предметной области;
  • разработка методов системы планирования закупок;
  • программная реализация системы планирования закупок.

  • Исследование предметной области

    Товары (изделия) медицинского назначения – это медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании. Информация о каждом номенклатурном элементе или группе единиц товаров и их характеристиках хранится в базе данных. Существующие системы планирования, такие как MRP-1/MRP-2, KANBAN, JIT, SDP, LP, LRP и другие удовлетворяют требованиям производственных предприятий, а не торговых. Используемые наиболее популярными системами планирования аналитические методы при их комбинировании позволяют рассчитывать объем необходимых для продажи ресурсов, следовательно – формируют необходимый минимум для закупки. Но эти данные не содержат всей информации о сфере деятельности коммерческого предприятия и не учитывают всех факторов, влияющих на торговлю.

    Программный комплекс, используемый для учета движения товаров на рассматриваемом коммерческом предприятии – это 1С.Предприятие v8.3. Проводимый на протяжении трех лет информационный и бухгалтерский учет в данном программном продукте, а также гибкость системы позволяет разработать дополнительную конфигурацию, специализирующуюся на планировании закупок. Основная информация хранится в базах данных товаров и выводится из расходных и приходных накладных и отчетов бухгалтерии.

    Разработка методов системы планирования закупок

    Основным показателем, необходимым для планирования закупок является коэффициент сезонности – частота заказов конкретного изделия, используемая как множитель при расчете количества закупаемых товаров. Для его выведения необходимо проанализировать продажи и вывести периоды с наибольшей и наименьшей потребностью в товаре по всем или по конкретному контрагенту за прошедшие периоды (от месяца до года). Для этого лучше применить совмещенный ABC/XYZ анализ, где основным методом разбиения товаров на группы является метод простой средней. Алгоритм метода следующий:

    Шаг 1. Вычисление среднего уровня продаж в год, как отношение общего числа проданных товаров за год к количеству рабочих месяцев.

    Шаг 2. Вычисление промежуточного коэффициента сезонности в каждом месяце в течение года, как отношение количества проданных товаров в данном месяце к значению среднего уровня продаж в год (расчет необходимо вести для каждого года работы предприятия).

    Шаг 3. Расчет среднеарифметического коэффициента для каждого месяца за все года работы предприятия.

    Результаты анализа формируют базу периодов с выведенными коэффициентами сезонности для каждой номенклатурной единицы товаров и будут использоваться для дальнейшего планирования закупок. База обновляется пользователем и рассчитывается для заданного периода, так же в ней учитываются температурные характеристики товаров. Учитывая особенности деятельности предприятия, рекомендуется вести расчеты для каждого месяца, это связано с длительностью транспортировки товаров, частотой и объемом заказов. Объем, необходимых для закупки товаров, рассчитывается как разность между планируемыми продажами (здесь учитывается сезонность) и запасом товаров на складе (с учетом срока годности продаваемых изделий). Конечным результатом планирования является отчет с рекомендованным количеством закупки и сформированный план заказов.

    Программная реализация системы планирования закупок

    Основная полученная информация представляется в виде отчетов и диаграмм. Пользователь имеет возможность группировать выходную информацию, выбирая контрагент или наименование товара медицинского назначения (см. рис. 1). Результаты промежуточной работы, такие как отчет по ABC/XYZ анализу или графическое отображение частоты покупаемых товаров определенным контрагентом, также отображаются в отчетах и доступны для бухгалтерского или информационного учета.

    Рисунок 1 – Пример планируемых закупок на неделю

    Выводы

    Анализ процесса закупки товаров любого предприятия учитывает множество факторов, влияющих на перевозку и заказ продукции. Транспортировка товаров медицинского назначения характеризуется особыми условиями хранения товаров. Обычно процесс закупки товаров не автоматизирован на коммерческом предприятии, так как это влечет за собой достаточно большой объем систематизации номенклатурных единиц и учета множества факторов, а существующие программные комплексы требуют определенной настройки под предметную область торговой деятельности и ориентированы в основном на предприятия производственного типа, а не торгового. Автоматизация процесса закупок реализована в программном комплексе, при помощи которого ведется торговая деятельность предприятия – 1С.Предприятие v8.3, позволяющем внедрять программные дополнения без экспорта баз данных.

    Литература

    1. Удовика Ю.Д. Анализ существующих систем планирования ресурсов и их методов работы для коммерческого предприятия / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова, В.И. Елисеев // Сборник материалов студенческой секции IX Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование. 2018 г., Донецк, ДонНТУ – С. 447-449.