УДК 004.891.2

Удовика Ю.Д.

Научный руководитель ст. преп. Тарасова И.А.

ГОУВПО Донецкий национальный технический университет

e-mail: youlia.u@mail.ru

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация: Удовика Ю.Д., Тарасова И.А. Система планирования закупок изделий медицинского назначения для коммерческого предприятия. В работе проведено исследование существующих систем и методов планирования закупок. Выполнена разработка и программная реализация системы планирования закупок на коммерческом предприятии, специализирующемся на продаже товаров медицинского назначения. Внедрение разработанной системы позволит минимизировать время на принятие решений в области логистической деятельности.

Annotation: Udovika J.D., Tarasova I.A. The system of planning the procurement of medical devices for a commercial enterprise. The study of existing systems and methods of procurement planning. The development and software implementation of the procurement planning system at a commercial enterprise specializing in the sale of medical products was carried out. Implementation of the developed system will minimize the time for decision-making in the field of logistics activities.

Общая постановка проблемы

Планирование закупок не часто встречается в коммерческой торговле на малых предприятиях, это связано с большим количеством факторов, в основном связанных с конкуренцией и рыночным спросом. Программных средств, ведущих финансовый анализ деятельности непроизводственного предприятия, на данный момент существует множество, но системы планирования, ориентированные на конкретную сферу деятельности с определенной областью знаний требуют соответствующих специалистов, наличие логистического отдела и достаточно информативной базы данных. В основном существующие программные продукты, специализирующиеся на планировании закупок не учитывают особенности товаров (например, температурный режим хранения и перевозки) или требуют дорогостоящей настройки под конкретную область деятельности коммерческого предприятия [1].

Цель статьи — минимизировать время на принятие решений в области логистической деятельности в сфере закупок коммерческого предприятия за счет разработки системы, обеспечивающей формирование плана закупок товаров медицинского назначения и составление всех необходимых для аналитики отчетов.

Рассматриваемые задачи:

  • разработка системы планирования закупок;
  • программная реализация системы планирования закупок.

  • Разработка системы планирования закупок

    Товары (изделия) медицинского назначения – это медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании. Для планирования закупок изделий медицинского назначения необходимо учитывать отчетность по объему продаж и закупок предыдущих периодов, а также складские и плановые остатки, внутренние заказы и спрос на продукцию на рынке. Также для проведения анализа необходима информация за период не менее двух лет деятельности предприятия.

    1. О1 – план закупок;
    2. И1 – информация о товарах;
    3. И2 – информация о периоде планирования;
    4. И3 – информация о температуре перевозки товаров;
    5. И4 – информация об объеме и весе товара;
    6. И5 – информация о запасах товаров на складе;
    7. У1 – модель формирования закупки необходимых товаров;
    8. У2 – модель оптимизации способов транспортировки груза;
    9. B1 – список товаров, распределенный по транспортным средствам;
    10. М1 – cистема БД 1С. Предприятие.

    Рис. 1 – Контекстная диаграмма уровня А0

    Рис. 2 – Декомпозированная контекстная диаграмма А0

    Рис. 3 – Декомпозированная контекстная диаграмма блока А1

    Основным параметром, влияющим на приоритетность товаров и их спрос, является коэффициент сезонности, рассчитать который позволяют методы экономического анализа. Определить сезон продаж можно при помощи ABC-анализа, реализованного в 1С.Предприятие. Но данный метод учитывает товары с точки зрения прибыльности, а не необходимости, и больше подходит для планирования прибыли, а не закупок. Для задания времени закупки следует провести анализ продаж с учетом сроков годности товаров и особенностей перевозки. Это приводит к тому, что необходимо анализировать каждый товар по отдельности.

    Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет группы лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ). Оба метода хорошо дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ-анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность [2].

    Результаты анализа формируют базу периодов с выведенными коэффициентами сезонности для каждой номенклатурной единицы товаров и используются как один из множителей результирующего коэффициента определяющего количество того или иного товара в плане закупок.

    Программная реализация системы планирования закупок

    Разработанная система планирования закупок содержит восемнадцать оконных форм, с учетом окон настроек. Основная обработка «Планирование закупок» доступна сразу из нескольких интерфейсов: общего, административного и меню планирования закупок, она предоставляет пользователю рекомендуемый план закупок с учетом выбранной стратегии расчёта количества закупаемых товаров (см. рис. 4). По умолчанию программа анализирует весь период работы предприятия, но при необходимости его можно изменить. Так же существует возможность рассчитывать план закупок для конкретного контрагента. Разработанная система, помимо рекомендованного плана закупок, формирует отчеты, например, с результатами ABC/XYZ анализа, или количеством проданных товаров различным покупателям с определённого склада предприятия, а также их остатки и заказы, если на товар в данный момент есть спрос [3].

    Разработанная система планирования закупок содержит восемнадцать оконных форм, с учетом окон настроек. Основная обработка «Планирование закупок» доступна сразу из нескольких интерфейсов: общего, административного и меню планирования закупок, она предоставляет пользователю рекомендуемый план закупок с учетом выбранной стратегии расчёта количества закупаемых товаров (см. рис. 4). По умолчанию программа анализирует весь период работы предприятия, но при необходимости его можно изменить. Так же существует возможность рассчитывать план закупок для конкретного контрагента. Разработанная система, помимо рекомендованного плана закупок, формирует отчеты, например, с результатами ABC/XYZ анализа, или количеством проданных товаров различным покупателям с определённого склада предприятия, а также их остатки и заказы, если на товар в данный момент есть спрос [3].

    Рис. 2 – Предложенный план закупок

    Выводы

    Планирование закупок товаров медицинского назначения имеет определенные особенности. При проведении анализа существующих программных продуктов, специализированных на планировании закупок, было определено, что они не подходят для использования на коммерческих предприятиях, поскольку нуждаются в дополнительной настройке под специфику продаж. Проанализировав алгоритм торговли предприятия, была простроена модель, позволяющая разработать систему планирования закупок. Реализованная система планирования закупок товаров медицинского назначения формирует необходимые отчеты пользователю и составляет рекомендуемый план закупок, что минимизирует время на принятие решений.

    Список использованных источников:

    1. Удовика Ю.Д. Анализ существующих систем планирования ресурсов и их методов работы для коммерческого предприятия / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова, В.И. Елисеев // Сборник материалов студенческой секции IX Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ – 2018). – Донецк: ДОННТУ, 2018. – С. 447-449. 2. Удовика Ю.Д. Разработка методов планирования закупок товаров медицинского назначения на коммерческом предприятии / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды, ФГБОУ ВО Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск. – 2019 г. – С. 594-599. 2. Удовика Ю.Д. Разработка системы планирования закупок товаров медицинского назначения на коммерческом предприятии / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова // Материалы студенческой секции X Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ – 2019). – Донецк: ДОННТУ, 2019. – С. 473-475.