Удовика Ю.Д., Тарасова И.А.

ГОУВПО ГОУВПО Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Планирование закупок на непроизводственном коммерческом предприятии целесообразно в тех случаях, когда продаваемая продукция имеет сезонный спрос и узкую торговую направленность. При работе с изделиями медицинского назначения коммерческим предприятиям необходимо также учитывать особенности транспортировки и хранения товара. Существующие программные продукты, специализирующиеся на планировании закупок, не учитывают специфики работы с изделиями медицинского назначения или требуют дорогостоящей настройки под конкретную область деятельности коммерческого предприятия [1].

Цель статьи — оптимизировать логистическую деятельность за счет разработки метода планирования закупок изделий медицинского назначения.

Для достижения поставленной цели в работе выполнено:

  • исследование предметной области;
  • разработка метода планирования закупок;
  • программная реализация метода планирования закупок.

  • Исследование предметной области

    Товары (изделия) медицинского назначения — это медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании. Информация о каждом номенклатурном элементе или группе единиц товаров и их характеристиках хранится в базе данных 1С.Предприятие v. 8.2. Существующие системы планирования, такие как MRP-1/MRP-2, KANBAN, JIT, SDP, LP, LRP и другие удовлетворяют требованиям производственных предприятий, а не торговых. В основном методы планирования, используемые данными системами, не ориентированы на сферу деятельности предприятия, и базируются на одной или нескольких основных стратегиях формирования предложений на закупку: сводный по периодам; минимум/максимум; по потребностям с учетом минимума закупки; по потребностям с учетом минимума числа предложений. Для учета всех этих принципов при планировании закупок разработан усовершенствованный метод совмещенного АВС/XYZ анализа, который учитывает специфику работы с изделиями медицинского назначения.

    Разработка метода планирования закупок

    Основным показателем необходимым для планирования закупок является коэффициент сезонности — частота заказов конкретного изделия, используемая как множитель при расчете количества закупаемых товаров. Для его выведения необходимо проанализировать продажи и вывести периоды с наибольшей и наименьшей потребностью в товаре по всем или по конкретному контрагенту за прошедшие периоды (от месяца до года). Для этого применяется совмещенный ABC/XYZ анализ, где основным методом разбиения товаров на группы является метод простой средней. Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет группы лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ). Оба метода хорошо дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ-анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Алгоритм расчета коэффициента сезонности следующий [2-3].

    Шаг 1. Вычисление среднего уровня продаж в год, как отношение общего числа проданных товаров за год к количеству рабочих месяцев.

    Шаг 2. Вычисление промежуточного коэффициента сезонности в каждом месяце в течение года, как отношение количества проданных товаров в данном месяце к значению среднего уровня продаж в год (расчет необходимо вести для каждого года работы предприятия).

    Шаг 3. Расчет среднеарифметического коэффициента для каждого месяца за все года работы предприятия.

    Результаты анализа формируют базу периодов с выведенными коэффициентами сезонности для каждой номенклатурной единицы товаров и используются как один из множителей результирующего коэффициента, определяющего очередь того или иного товара в плане закупок.

    Программная реализация метода планирования закупок

    На основе разработанного метода реализована система планирования закупок. Основная полученная информация представляется в виде отчетов – планах закупок и диаграмм. Коэффициент сезонности можно вывести при помощи ABC/XYZ анализа, используя различные исходные показатели (см. рис. 1). Пользователь имеет возможность группировать выходную информацию, выбирая контрагента или наименование товара медицинского назначения (см. рис. 2). Результаты промежуточной работы, такие как отчет по ABC/XYZ анализу или графическое отображение частоты покупаемых товаров определенным контрагентом, также отображаются в отчетах и доступны для бухгалтерского или информационного учета.

    Рисунок 1 – Окно выбора стратегии расчета коэффициента сезонности

    Рисунок 2 – План закупок

    Выводы

    Автоматизация процесса закупок товаров связана с обработкой большого количества факторов, не учитываемых при информационном учете на предприятии. Существующие методы полностью не минимизируют все возможные риски при торговле товарами, имеющими особенности перевозки и хранения. Применение разработанного метода совместного ABC/XYZ анализа для планирования закупок товаров медицинского назначения позволяет оптимизировать логистическую деятельность. Метод реализован в программном комплексе, при помощи которого ведется торговая деятельность предприятия – 1С.Предприятие v8.2, позволяющем внедрять программные дополнения без экспорта баз данных.

    Список использованных источников:

    1. Удовика Ю.Д. Анализ существующих систем планирования ресурсов и их методов работы для коммерческого предприятия / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова, В.И. Елисеев // Сборник материалов студенческой секции IX Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ – 2018). – Донецк: ДОННТУ, 2018. – С. 447-449.

    2. Удовика Ю.Д. Разработка системы планирования закупок товаров медицинского назначения на коммерческом предприятии / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова // Материалы студенческой секции X Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ – 2019). – Донецк: ДОННТУ, 2019. – С. 473-475

    3. Удовика Ю.Д. Разработка системы планирования закупок товаров медицинского назначения на коммерческом предприятии / Ю.Д. Удовика, И.А.Тарасова // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды», ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск. – 2019 г. – С. 594-599.