УДК 004.891.2

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Удовика Ю.Д., Тарасова И.А.

ГОУВПО ГОУВПО Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

youlia.u@mail.ru

Аннотация:

Удовика Ю.Д., Тарасова И.А. Реализация модуля системы планирования закупок товаров медицинского назначения на коммерческом предприятии. работе рассмотрены особенности планирования закупок товаров медицинского назначения, разработаны методы и алгоритмы системы планирования закупок, выполнена программная реализация системы.

Annotation:

Udovika J.D., Tarasova I.A. Implementation of the module of the system for planning purchases of medical products at a commercial enterprise. The paper discusses the features of planning the procurement of medical supplies, developed methods and algorithms for the procurement planning system, implemented a software implementation of the system.

Постановка проблемы

Планирование закупок на непроизводственном коммерческом предприятии целесообразно в тех случаях, когда продаваемая продукция имеет сезонный спрос и узкую торговую направленность. При этом деятельность предприятия должна вестись не менее трех лет – это позволяет установить предпочтения покупателей и сезонность продаваемой продукции – востребованность в определенный временной промежуток. Данный показатель зависит от множества факторов, обычно не учитываемых при информационном учете на предприятии. Примерами таких факторов в области продажи товаров медицинского назначения могут быть регулярные медицинские профилактические осмотры в государственных организациях или статистика заболеваемости в регионе. Так же необходимо учитывать специфику хранения и перевозок медицинских изделий (например: температурный режим). В основном существующие программные продукты, специализирующиеся на планировании закупок, не учитывают данные факторы или требуют дорогостоящей настройки под конкретную область деятельности коммерческого предприятия

Цель статьи — минимизировать время на принятие решений в области логистической деятельности в сфере закупок коммерческого предприятия за счет разработки системы планирования закупок товаров медицинского назначения.

Для достижения поставленной цели в работе выполнено:

  • исследование предметной области;
  • разработка методов системы планирования закупок;
  • разработка алгоритма распределения товаров при транспортировке;
  • программная реализация системы планирования закупок.
  • Исследование предметной области

    Товары (изделия) медицинского назначения – это медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании. Они условно подразделяются по нескольким характеристикам: температурные условия хранения, временные условия хранения и занимаемое место (объем, площадь или вес) при их транспортировке. Информация о каждом номенклатурном элементе или группе единиц товаров и их характеристиках хранится в базе данных. Существующие системы планирования, такие как MRP-1/MRP-2, KANBAN, JIT, SDP, LP, LRP и другие удовлетворяют требованиям производственных предприятий, а не торговых. Используемые наиболее популярными системами планирования аналитические методы при их комбинировании позволяют рассчитывать объем необходимых для продажи ресурсов, следовательно – формируют необходимый минимум для закупки. Но эти данные не содержат всей информации о сфере деятельности коммерческого предприятия и не учитывают всех факторов, влияющих на торговлю.

    Программный комплекс, используемый для учета движения товаров на рассматриваемом коммерческом предприятии – это 1С.Предприятие v8.3. Проводимый на протяжении трех лет информационный и бухгалтерский учет в данном программном продукте, а также гибкость системы позволяет разработать дополнительную конфигурацию, специализирующуюся на планировании закупок. Основная информация хранится в базах данных товаров и выводится из расходных и приходных накладных и отчетов бухгалтерии.

    Разработка методов системы планирования закупок

    Основным показателем необходимым для планирования закупок является коэффициент сезонности – частота заказов конкретного изделия, используемая как множитель при расчете количества закупаемых товаров. Для его выведения необходимо проанализировать продажи и вывести периоды с наибольшей и наименьшей потребностью в товаре по всем или по конкретному контрагенту за прошедшие периоды (от месяца до года). Для этого лучше применить совмещенный ABC/XYZ анализ, где основным методом разбиения товаров на группы является метод простой средней. Алгоритм метода следующий:

    Шаг 1. Вычисление среднего уровня продаж в год, как отношение общего числа проданных товаров за год к количеству рабочих месяцев.

    Шаг 2. Вычисление промежуточного коэффициента сезонности в каждом месяце в течение года, как отношение количества проданных товаров в данном месяце к значению среднего уровня продаж в год (расчет необходимо вести для каждого года работы предприятия).

    Шаг 3. Расчет среднеарифметического коэффициента для каждого месяца за все года работы предприятия.

    Результаты анализа формируют базу периодов с выведенными коэффициентами сезонности для каждой номенклатурной единицы товаров и будут использоваться для дальнейшего планирования закупок. База обновляется пользователем и рассчитывается для заданного периода, так же в ней учитываются температурные характеристики товаров. Учитывая особенности деятельности предприятия, рекомендуется вести расчеты для каждого месяца, это связано с длительностью транспортировки товаров, частотой и объемом заказов. Объем, необходимых для закупки товаров, рассчитывается как разность между планируемыми продажами (здесь учитывается сезонность) и запасом товаров на складе (с учетом срока годности продаваемых изделий). Конечным результатом планирования является отчет с рекомендованным количеством закупки и сформированный план заказов.

    Разработка алгоритма распределения товаров при транспортировке

    При сформированном плане заказов существует необходимость транспортировки изделий, с учетом их объема, веса и занимаемой площади. Алгоритм должен определять количество необходимых транспортных средств и учитывать приоритетность доставки товаров. Приоритетность – это критерий, определяемый пользователем (менеджером отдела закупки). Транспорт по грузоподъемности делится на: малый (0,5-2 тонны), средний (от 2 до 5 тонн), большой (5-16 тонн), особо большой (от 16 тонн). Алгоритм распределения товаров по машинам следующий:

    Шаг 1. Определение приоритетности и веса товаров в очереди.

    Шаг 2. Нахождение минимальной единицы товара (по площади/объему или весу) и разбиение остального груза на полученную минимальную единицу.

    Шаг 3. Определение количества необходимых машин с учетом бюджета закупки.

    Программная реализация системы планирования закупок

    Основная полученная информация представляется в виде отчетов и диаграмм. Пользователь имеет возможность группировать выходную информацию, выбирая контрагента или наименование товара медицинского назначения (см. рис. 1). Результаты промежуточной работы такие как отчет по ABC/XYZ анализу или графическое отображение частоты покупаемых товаров определенным контрагентом также отображается в отчетах и доступно для бухгалтерского или информационного учета (см. рис. 2).

    Рисунок 1 – Пример планируемых закупок на неделю

    Рисунок 2 – Диаграмма продаж (сформированная за весь период)

    Выводы

    Анализ процесса закупки товаров любого предприятия учитывает множество факторов, влияющих на перевозку и заказ продукции. Транспортировка товаров медицинского назначения характеризуется особыми условиями хранения товаров. Некоторые номенклатурные единицы имеют хрупкое строение или температурные показатели, которые необходимо учитывать вместе с сезонностью закупок. Обычно процесс закупки товаров не автоматизирован на коммерческом предприятии, так как это ведет за собой достаточно большой объем систематизации номенклатурных единиц и учета множества факторов, а существующие программные комплексы требуют определенной настройки под предметную область торговой деятельности и рассчитываются в основном на предприятия производственного типа, а не торгового. Автоматизация процесса закупок реализована в программном комплексе, при помощи которого ведется торговая деятельность предприятия – 1С.Предприятие v8.3, позволяющем внедрять программные дополнения без экспорта баз данных

    Литература

    1. Удовика Ю.Д. Анализ существующих систем планирования ресурсов и их методов работы для коммерческого предприятия / Ю.Д. Удовика, И.А. Тарасова, В.И. Елисеев // Сборник материалов студенческой секции IX Международной научно-технической конференции Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование. 2018 г., Донецк, ДонНТУ – С. 447-449.