Назад в библиотеку

Сущность и структура потенциалов промышленного предприятия

Авторы: Утегенова Ж.С.


Потенциал в общем понимании рассматривается как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Однако потенциал является чем-то большим, чем просто заданным набором определенных возможностей системы для эффективного функционирования при различных целях.

Потенциал является базовым элементом предприятия, объединяющим в себе цели, движущие силы и источники его развития. Его содержание определяют следующие характеристики:

Классификация видовых проявлений потенциала предприятия осуществляется по следующим направлениям:

По объектам исследования выделяют ресурсную и результатную концепции потенциала предприятия. Ресурсная концепция рассматривает потенциал как совокупность ресурсов предприятия, оценка которых осуществляется по стоимости их привлечения.

В рамках результатной концепции потенциал предприятия может рассматриваться как способность хозяйственной системы осваивать, переделывать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей и создания определенного результата. Оценка его величины в этом случае заключается в определении максимального количества благ, которые предприятие способное произвести при условиях данного количества, качества и структуры ресурсов.

Следующим уровнем классификации является деление потенциала предприятия по степени использования возможностей предприятия на фактическую (текущий, реализованный, достигнутый в данный момент) и перспективную (стратегический, ориентированный на достижение долгосрочных целей). Такая дифференциация позволяет оценивать степень использования потенциала предприятия через сравнение его перспективного уровня с фактическим значением. Основным этапом оценки становится определение потенциальных возможностей предприятия.

По сфере реализации потенциал можно рассматривать как рыночный (внешний) и внутренний. Внешний характеризует возможности предприятия, ориентированные на рынок, и определяются потенциальным объемом спроса, неудовлетворенным сформированным им предложением. Предприятие имеет ограниченное влияние на внешний (рыночный) потенциал через сложность, динамичность, непредсказуемость внешней среды. Внутренний потенциал представлен ресурсами и компетенциями, которые позволяют реализовать рыночные шансы, которые предоставляются. Исследуя иерархию потенциалов, предприятие можно рассматривать как систему, которая состоит из более мелких подсистем - бизнес- единиц, выделенных по принципу значимости их функционирования для бизнеса в целом. В этом случае имеет место классификация проявлений потенциала по принципу иерархии от потенциала предприятия как системы глобального уровня к потенциалам бизнес - единиц как подсистемам низшего уровня, которые определяют вместе с тем эффективность реализации совокупных возможностей за счет адитивного и синергического эффекта.

Правомерно рассматривать также потенциал предприятия по функциональным направлениям его формирования и использования. В этом случае выделяют маркетинговый потенциал (способность маркетинговой системы предприятия обеспечить его постоянную конкурентоспособность); производственный (способность производственной системы обеспечить выпуск продукции в объеме, который отвечает потенциалу спроса); финансовый (способность финансовой службы обеспечить основные звенья цепочки «сбыт - производство - закупки» финансовыми ресурсами по принципу наиболее эффективного их распределения); организационный (способность менеджмента создать эффективную систему взаимодействия между всеми элементами потенциала) [3].

Невзирая на разнообразие видовых проявлений потенциала предприятия ему свойственные некоторые характерные черты, а именно:

К субъектным составляющим потенциала предприятия относят:

Наука доказала, а передовая зарубежная и отечественная практика подтвердила, что сегодня основополагающими факторами развития любой хозяйственной системы являются инновационные. Инновационные компоненты в комплексе в состоянии преобразовать производственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая человека эффективно его использовать.

Важная характеристика интенсивности и эффективности инновационных процессов на предприятии – его инновационный потенциал.

Инновационный потенциал отражает способность предприятия к усовершенствованию или обновлению, он характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся инновационных ресурсов. Под инновационными ресурсами любой организации понимают совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает предприятие для осуществления инноваций. Таким образом, внутренние инновационные ресурсы предприятия включают:

Инновационность персонала - это его способность к генерации идей и их эффективному внедрению. Так, составляющими инновационности персонала в корпорации ЗМ, которая является одним из мировых лидеров инноваций являются: развитие технологических видов компетенций; стратегическая перспектива с ориентацией на потребителя; творческое мышление при принятии решений; лидерство и влияние на персонал в реализации проектов; эффективность личной работы и наставничество; непрерывное обучение и совершенствование работников; ориентация на конечные результаты [7].

Промышленные предприятия, и особенно предприятия машиностроения, которые играют важную роль в реализации достижений научно-технического прогресса всех сфер экономики, обеспечивая инновационную составляющую развития. Однако данные процессы реализуются на неудовлетворительном уровне, что обуславливает необходимость поиска способов и средств, которые могут улучшить состояние отечественных промышленных предприятий, повысить их устойчивость. Одним из таких способов является активизация логистической деятельности промышленных предприятий, основной базой которой выступает потенциал логистики. Логистический потенциал – одно из малоизученных понятий. Некоторые авторы фактически отождествляют его с рыночным [8], другие сводят его возможности к поиску оптимальных звеньев и рационализации логистической цепи [9]. По мнению некоторых авторов, логистический потенциал – производная от понятия «экономический потенциал», рассматривающая его с точки зрения концепции логистики, т. е. оценивающая устойчивость: 1) самого предприятия как системы, состоящей из функциональных подсистем; 2) предприятия в качестве элемента системы высшего порядка; информационно-материальных связей предприятия с субъектами окружающей среды [10]. Логистический подход здесь состоит в рациональном приобретении и комплексном использовании ресурсов. С точки зрения всего предприятия как системы каждая составляющая потенциала обладает нецелостным свойством, то есть присущим исключительно промышленному предприятию. Проявление указанного свойства зависит от скоординированности составляющих потенциала. Правильная координация слагаемых логистического потенциала предприятия позволяет решить следующие задачи: − определить производственную программу в соответствии со спросом потребителей; − добиться слаженной работы всего хозяйственного механизма; − ускорить процесс коммерциализации научных разработок. Возвращаясь к структуре потенциала, укажем, что каждой составляющей потенциала присущ определенный риск, а именно: − материально- технической – имущественный; − технологической – процессорный; − кадровой – человеческий; − информационной – идентификационный; − инновационной – адаптационный.

Преимущественное использование совокупности инновационных факторов в развитии экономики любого хозяйственного образования и составляет сущность перевода ее на качественно новый этап развития, позволяющий ей приобретать важнейшие свойства в рыночной среде – экономическую устойчивость и конкурентоспособность.

 

Литература:

  1. Потенциал индустриально-инновационной модернизации Казахстана [Электронный ресурс] http://e-history.kz/ru/contents/list/109/page-3
  2. Ерыгин Ю.В., Улицкая Т.Р. Потенциал: содержание понятия и его структура [Электронный ресурс]. http://science-bsea.narod.ru/2008/ekonom
  3. Савенкова И. В., Кульш М. И. Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной концепции // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 404-409.
  4. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. -- № 2. - С. 3-38.
  5. Потенциал и развитие предприятия: пособие для студентов, обучающихся по специальности 030504 – Экономика предприятия (для всех форм обучения)/ Э. И. Цыбульская; Нар.укр. акад. [Каф. экономики предприятия]. – Х. : Изд-во НУА, 2013. – 136 с.
  6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З.Мильнера. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.
  7. Мясникова О.В. Инновационный потенциал предприятий и факторы его активизации /О.В.Мясникова, А.Л.Кадолко //Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 1. - С. 69-75.
  8. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика. Ростов на Дону: Феникс,
  9. Альбеков А. У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  10. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике: Учебник. М.: Экзамен,2002.