Назад в библиотеку

Принципы и критерии построения эффективной стратегии промышленного предприятия

Автор: Есакова Е.К.
Источник: Есакова Е.К. Принципы и критерии построения эффективной стратегии промышленного предприятия / Е. К. Есакова // Инновационная наука. – 2020. – №6. – С. 89-93.

Аннотация

Есакова Е.К. Принципы и критерии построения эффективной стратегии промышленного предприятия Выделено и изучено 11 принципов построения эффективной стратегии промышленного предприятия, рассмотрены 5 основных критериев построения эффективной стратегии.

Для успешной деятельности любого предприятия, в том числе промышленной отрасли, необходимо формирование и реализация собственной стратегии развития. Стратегия развития позволяет предприятию на момент начала деятельности определить свое положение на рынке, проанализировать рынок, установить желаемые цели и сформировать поэтапный план развития по достижению каждой цели. При этом важной особенность в процессе формирования стратегии является определение ее эффективности. Эффективность стратегии обуславливается рядом принципов и критериев, которым она должна соответствовать. В статье автором собраны и описаны основные принципы и критерии эффективной стратегии промышленного предприятия.

Эффективное стратегическое управление является важным теоретическим и практико-прикладным инструментом принятия управленческих решений руководителем. В соответствии с этим, его основной целью является обеспечение нововведений в организационной структуре таким образом, чтобы они гарантировали ее развитие.

Прежде всего, следует отметить важность и необходимость направления стратегического управления на обеспечение стратегической позиции руководителя в пределах организации, тем самым будет способствовать стратегическому развитию такого предприятия в условиях изменений. При этом основным критерием реализации руководителем стратегического управления является его результативность.

Основные элементы, определяющие результативность деятельности руководителя, можно представить в форме логической взаимосвязи: диагностирование (оценка) – прогнозирование (прогноз) – стратегия – стратегический план – программа – проект – оценка результатов. Поэтому основным содержательным результатом стратегического управления руководителя является его стратегический потенциал (управленческий персонал) и организационная структура (предмет его деятельности). В разработке стратегического плана участвуют менеджеры различных уровней управления.

Перейдем к рассмотрению основных принципов построения эффективной стратегии в промышленных предприятиях, таких как:

Далее рассмотрим и изучим каждый принцип подробно.

Большой вклад в экономику и социальное развитие вносится промышленными предприятиями. Достижение социально-экономического эффекта во многом обусловлено эффективностью стратегии, на которую опирается руководство и предприятия. В теории принципы формирования стратегии делятся на две большие группы. В первую группу включаются базовые методологические принципы. Они подходят для формирования любого типа стратегии. Что касается второй группы принципов, то она используется она используется в качестве дополнительной, так как может применяться к конкретному виду стратегии. Базовым методологическим принципом является научность. Этот принцип указывает на то, что формирование любой стратегии должно проходить с упором на научные знания.

Менеджменту промышленного предприятия для построения эффективной стратегии следует опираться на результаты экономических исследований и знание законов экономики. Также эффективная стратегия должна отвечать принципу комплексности, охватывать все бизнес-процессы на промышленном предприятии. Система должна отвечать принципу системности, так как будет реализовываться на предприятии в виде плана. При планировании стратегического развития промышленного предприятия менеджменту необходимо опираться на объективную и проверенную информацию. Это позволит руководству получить реальное представление о том, как проходит бизнес-процессы, рассчитать затраты на реализацию стратегии и получаемый от этого социально-экономический эффект.

Стратегия, выбранная промышленным предприятием, должна быть действенной, так как ее реализация будет опираться на результаты планирования деятельности и возможность принятия оперативных управленческих решений. В основе стратегии находятся простые правила. В то же время стратегия не должна быть формальной. Так как реализация стратегии будет основывается на достижении социально-экономического эффекта, то при ее формировании необходимо опираться на принцип полноты. Реализация стратегии в этом случае позволит обеспечить достижение результата через применение определенных стратегических правил. При формировании стратегии руководству промышленного предприятия следует опираться на принцип наращивания конкурентоспособности. Укрепление конкурентных преимуществ опять же обеспечивается за счет конкретных стратегических правил. Этот принцип подходит как для укрепления имеющихся преимуществ, так и для приобретения новых. Стратегия, выбранная предприятием, должна соответствовать принципу непротиворечивости. В буквальном смысле это означает, что правила, приведенные в стратегии, не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволяет исключить ошибки при принятии управленческих решений [2].

Достижение социального-экономического эффекта от реализации стратегии представляется возможным при условии, что стратегия будет соответствовать принципу последовательности. Реализация стратегии и оценка ее результатов могут проводиться с использованием тех методик, которые предусматривались в стратегии изначально. У каждого подразделения промышленного предприятия должны быть свои целевые показатели, их достижение обеспечивается за счет принципа стратегической обособленности, когда каждое подразделение предприятия опирается на свойственные для него стратегические правила. Так как реализация стратегии подразумевает достижение результатов к определенному времени, то стратегия должна отвечать принципу временной определенности, это позволит опираться на стратегические правила в конкретный промежуток времени.

Стратегия, выбранная предприятием, должна быть согласованной и объективной, то есть, должна быть нацелена на получение реакции из внешней среды и применение стратегических правил только в предусмотренных для этого случаях. Достижение социально-экономического эффекта от реализации плана происходит за счет применения стратегических правил. Поэтому стратегия должна быть периодичной (подразумевать пересмотр выбранных правил через определенное время), а также быть ориентированной на непрерывную деятельность (продолжение деятельности предприятием и возможность реализации сформированной им стратегии). Стратегия подразумевает участие в ее реализации всех сотрудников предприятия, поэтому при ее разработке необходимо опираться на принцип доступности.

Более того, стратегическое планирование должно подразумевать определенную свободу действий для руководства предприятия, поэтому при формировании стратегии следует опираться на принцип ограничения, когда руководство предприятия может опираться лишь на базовые правила для принятия решений. В любом случае достижение стратегической цели должно быть связано с получением экономической выгоды. Поэтому в формировании стратегии используется принцип прибыльности, а также принцип интенсивности, который позволяет определять агрессивность стратегии для получения предприятием конкурентных преимуществ. В зависимости от состояния внешней среды, предприятие может либо наступать на своих конкурентов, либо обороняться от них. С учетом привязки стратегического планирования к получаемой экономической прибыли при формировании стратегии следует опираться на принципы экономической стратегии ее реализации. [1]

Стратегия, выбранная предприятием, должна быть эффективной, то есть, нацелена на получение положительного экономического результата, соответствовать принципу окупаемости вложений в ее реализацию через получение в будущем социально-экономического эффекта. При разработке стратегии руководство промышленного предприятия проводит оценку имеющихся ресурсов и средств. Выбранная стратегия должна быть признана осуществимой за счет оценки имеющихся ресурсов и средств для ее реализации. Так как финансовая прибыль ставится на первое место, то выбранная стратегия должна соответствовать принципу получения ожидаемого экономического эффекта, а также принципу достижения умеренных рисков. Под этим подразумевается такое влияние внутренних и внешних факторов, при котором эффект от реализации стратегии не снижается, и она доводится до конца. Как правило, принятие решения о реализации стратегии происходит при нестабильном состоянии внешней среды и с целью повышения эффективности управления предприятием. И все же стратегия не нацелена на получение моментального результата, она может быть в любое время предусмотрена, исходя из оценки полученного результата и ответа от внешней среды.

Промышленное предприятие с учетом сильной зависимости от глобального рынка, как правило, разрабатывает несколько стратегий. На их основе выстраивается целая система. В этом случае для стратегий характерно иерархическое расположение. Не следует рассматривать стратегию как цель, так как в конечном итоге предприятие приходит к определенным социально-экономическим результатам. Стратегия в данном случае будет как средство для достижения этих показателей. Для стратегического планирования характерно распределение функций и обязанностей между разными подразделениями предприятия [3]. Свои задачи отдел снабжения и сбыта, основного производства и т. д. С учетом всех вышеизложенных принципов формирования стратегии следует отметить, что все они направлены на обеспечение эффективности и реализацию стратегии. Более агрессивная модель реализации стратегии может применяться в условиях нестабильной внешней среды. При нормальном развитии экономики и состоянии рынков реализация стратегии может происходить постепенно. Теперь остановимся на критериях построения эффективной стратегии для промышленных предприятий.

Даже с учетом уникальности стратегий существует определенный перечень критериев, таких как:

По таким критериям можно судить об их эффективности стратегии. Рассмотрим подробнее каждый выделенный критерий. Анализ целого ряда исследований указывает на наличие сходных критериев для оценивания эффективности стратегию. В первую очередь речь идет о таких критериях, как четкость и ясность. То есть, стратегия должна быть направлена на достижение какой-то четкой цели, а задачи, которые ставятся перед менеджерами предприятия, должны быть конкретными. Одним из критериев эффективности стратегии является применение инструментов мотивации, так как работников предприятия необходимо стимулировать на участие в решении новых задач, проектов и т. д. Стратегические задачи, которые ставятся перед руководителями разных подразделений, должны быть согласованными[4]. А средства и методы для достижения стратегической цели должны быть совместимы с внешней средой. Любые решения, связанные с достижением стратегических задач, должны включать в себя обеспечение необходимыми ресурсами.

При разработке стратегии руководство предприятия должно опираться на критерий включения в план четко сформулированных задач. Несмотря на то, что отдельные структурные единицы стратегического плана могут быть скорректированы под воздействием факторов внешней среды, общие стратегические цели должны быть ясными для каждого подразделения предприятия. Не требуется применять какое-то количественное выражение для задач, достаточно четко сформулировать их и донести до подчиненных. Формируемая стратегия на предприятии должна оценивать на эффективность с учетом критерия о поддержке инициативы. Под этим понимается не постоянное строгое следование инструкциям и обязанностям, а возможность представления собственного видения ситуации для принятия наиболее выгодного управленческого решения. С поощрением инициативы предприятие имеет возможность снизить расходы на реализацию стратегического плана и обеспечить устойчивость функционирование системы управления им.

Успех реализации стратегии во многом зависит от того, соответствует ли выбранная стратегия критерию концентрации. Под этим понимается оптимальная концентрация необходимых ресурсов и средств для решения стратегических задач. Более того, сформированная промышленным предприятием стратегия должна соответствовать критерию гибкости (возможности маневра, резервирования средств и ресурсов для достижения конечной цели через решение опосредованных задач). Если стратегия будет соответствовать принципу гибкости, то это позволит с минимальными ресурсами и резервами решить стратегические задачи. Чтобы получить социально-экономический эффект от реализации стратегии, также требуется ответить на вопрос о том, соответствует ли выбранная стратегия принципу ответственного и скоординированного руководства. Это обозначает готовность нести ответственность за полученные результаты и координированное осуществление управленческой деятельности.

Все изложенные принципы и критерии построения эффективной стратегии должны учитываться в процессе и механизме ее формирования.

Список использованной литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296с.
3. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель ; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с.
4. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. ; пер. с англ. А.Р. Ганцевой, В.Ю. Дроздова, А.Г. Завады, Т.В. Клекоты, Э.В. Кондуковой, К.Д. Сафонова, И.В. Тарасюк. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 928 с.