Назад в библиотеку

Модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия

Автор: Есакова Е.К.
Источник: Есакова Е.К. Модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия / Е. К. Есакова // Инновационная наука. – 2020. – №6. – С. 93-96.

Аннотация

Есакова Е.К. Модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия Рассмотрена и изучена модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия, представлен перечень критериев эффективности сформированой стратегии и варианты оценки их соответствия, а также показаны возможные результаты эффективности стратегии.

Вопрос об оценке эффективности разработанной стратегии является одним из сложных и важных в процессе стратегического планирования. Оценка эффективности стратегии на этапе ее формирования позволяет предприятиям, в том числе в промышленной отрасли, определить слабые стороны стратегии и скорректировать ее до начала реализации, тем самым получить максимальный эффект от осуществления стратегии и достичь поставленные цели. В статье автором предложена модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия, позволяющая оценить стратегию предприятия всесторонне и сделать вывод об ее эффективности.

На сегодняшний день существует лишь несколько вариантов методик оценки эффективности стратегии предприятия, предложенные российскими и зарубежными учеными, но каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Так российский ученый О.С. Виханский представляет оценку эффективности стратегии в виде оценки соответствия стратегии развития нескольким направлениям предприятия: Оценка эффективности выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки эффективности стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению предприятием своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям предприятия, то дальнейшая ее оценка эффективности проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения, соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения, соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям предприятия. [2]

Данная система оценки эффективности стратегии предприятия, в целом, направлена только на учет одного критерия, это соответствие стратегии целям предприятие. При этом оценивая лишь только соответствие стратегии целям пропускается ряд факторов и критериев, которые впоследствии могут привести к затруднению реализации стратегии или не достижению результатов, прописанных в ней, например, таких как учет последовательности прописанных мероприятий в стратегии, согласованность планируемых действий как между собой, так и с деятельностью предприятия и т.п. [4] Также, по мнению автора, оценивать эффективность стратегии относительно только достигаемой цели предприятие возможно только в малых предприятиях с упрощенной системой управления, четко поставленными целями и сформулированной миссией. Соответственно такой вариант оценки слишком емкий для определения эффективности и применять только его на промышленных предприятиях недостаточно.

В свою очередь представители Университета Нозумбии (Ньюкасл, Великобритания) Д. Кэмбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон предлагают оценивать эффективность стратегии по оценочным критериям стратегического выбора:

Последний критерий предполагает оценку не только корпоративной стратегии развития предприятия, но и стратегии достижения конкурентного преимущества (по классификации М. Портера) или стратегии конкурентного поведения, то есть именно тех, которые касаются освоения инновации. [3]

В данной методике стоит отметить, что критерий ТЭО безусловно является необходимым, но достоверные результаты его оценки можно будет получить только после начала реализации стратегии, оценивая и сравнивая достижимость технико-экономических показателей. Также стоит учитывать, что критерий приемлемости «заинтересованных сторон» предполагает оценку множества заинтересованных сторон, число которых, в крупных предприятиях, близко к бесконечному и стоит учитывать, что выбор и оценка приемлемости множества групп и индивидов, окружающих предприятие и связывающих с ней свои интересы будет являться трудоемким и долгим процессом. Соответственно оценка эффективности стратегии всех промышленных предприятий по данной методики будет сложно выполнима. [1]

Учитывая имеющую информацию о существующих методах оценки эффективности сформированной стратегии автором предложена модель оценки эффективности стратегии развития промышленного предприятия, основанный на учете основных принципов и критериев эффективной стратегии.

В рамках данного подхода предлагается оценить эффективность стратегии, после ее формирования, по соответствию ее с рядом выделенных критериев. Автором сформирована модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия (рис.1).


Модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия

Рисунок 1 – Модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия

Для проведения оценки соответствия стратегии критериям, автором сформирована табличная форма с перечнем критериев и вариантами их оценки соответствия, которые выбираются исходя из анализа сформированной стратегии промышленного предприятия (см. табл. 1).


Таблица 1 – Перечень критериев и варианты оценки их соответствия

п/п Наименования критерия Положительная оценка Отрицательная оценка
1 Системность Структура стратегии состоит из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные стратегию в целом Структура стратегии не состоит из взаимозависимых частей (или не все части взаимозависимы), каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные стратегию в целом
2 Комплексность Задачи стратегии и план по развитию предприятия охватывает все бизнеспроцессы предприятия Задачи стратегии и план по развитию предприятия охватывает не все бизнеспроцессы предприятия
3 Последовательность Последовательность плана развития в стратегии связанная и логичная Последовательность плана развития в стратегии путанная и нелогичная
4 Объективность Мероприятия по развитию предприятия и результаты анализа деятельности сформированы в стратегии беспристрастно Прослеживается необъективность в процессе формирования мероприятий по развитию предприятия и/или результатах анализа деятельности сформированных в стратегии
5 Ограниченность Все руководство предприятия применяет базовые, единые правила в процессе принятий решений и формирования плана развития Каждый уровень менеджмента предприятия пользуется разными правилами в процессе принятий решений и формирования плана развития
6 Получения экономического эффекта В процессе реализации стратегии предусмотрено получение ежегодного экономического эффекта, удовлетворяемого руководство предприятия В процессе реализации стратегии не предусмотрено получение ежегодного экономического эффекта и/или размер планируемого экономического эффекта не удовлетворяет руководство предприятия
7 Достижения умеренного риска В стратегии учитывается вероятность возникновения риска и предусмотрены меры по его минимизации В стратегии не учитывается вероятность возникновения риска и/или не предусмотрены меры по его минимизации
8 Четкость Формулировки в стратегии и четкие и понятные Формулировки в стратегии нечеткие и/или непонятные
9 Ясность Структура стратегии и ее описание ясное Структура стратегии и ее описание имеет непонятность и неясность
10 Гибкость Стратегия обеспечивает гибкость производственных систем предприятия Стратегия не обеспечивает гибкость производственных систем предприятия или обеспечивает не в полной мере
11 Точность формулирования задач Задачи в стратегии сформулированы точно и детально Задачи сформулированы неточно и/или отсутствует подробное описание

После определения результатов соответствия стратегии каждому выделенному критерию необходимо подсчитать долю положительных и отрицательных оценок и определить результат оценки эффективности стратегии. Результаты эффективности стратегии представлены в табл. 2.


Таблица 2 – Результаты эффективности стратегии

Количество оценок Результат эффективности
100% положительных оценок соответствия стратегии критериям Эффективная стратегия. Рекомендуется реализовывать стратегию без внесения поправок
Более 50% положительных оценок соответствия стратегии критериям Стратегия удовлетворительна. Необходимо скорректировать части стратегии относительно несоответствующих критерий
Менее 50% положительных оценок соответствия стратегии критериям Неэффективная стратегия. Необходимо переоформить и/или скорректировать стратегию в соответствии с выделенными критериями

Таким образом, оценивая эффективность стратегии промышленного предприятия по предложенной модели предприятия, в лице руководителе, сможет оценить стратегию всесторонне, учитывая ее структуру и содержание и сделать вывод об ее эффективности и готовности к реализации.

Список использованной литературы

1. Буравлев А. И. Стратегическое управление промышленными предприятиями и корпорациями: методология и инструментальные средства / Горчица Г. И., Саламатов В. Ю., Степановская И. А. – М. : Издательство Физико–математической литературы, 2008. – 176 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296с.
3. Кэмпбел, Дэвид Стратегический менеджмент / Дэвид Кэмпбел , Джордж Стоунхаус , Билл Хьюстон. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
4. Пинегина И.Т. Разработка концептуальной схемы стратегического планирования научно-технического прогресса // Вестник ТОГУ. 2012. № 3 (26). С. 141-150.