Назад в библиотеку

Основные методы управления финансовыми ресурсами предприятия

Авторы: С.Ф. Кантур, Н.А. Коцаб
Источник: Журнал «Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ», 2018 г.

Аннотация

С.Ф. Кантур, Н.А. Коцаб. Основные методы управления финансовыми ресурсами предприятия Рассмотрены основные методы управления финансовыми ресурсами предприятия.

Постановка проблемы

Ресурсы – это все, что может быть использовано компанией для достижения своих целей, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов внешней среды. Ресурсы в широком понимании являются основным источником реализации всех целей управленческой деятельности.

Проблема выбора метода управления финансовыми ресурсами состоит в том, что предприятиям трудно выявить из множества методов тот, который подходит данному предприятию. Это связано с тем, что большинство предприятий сталкиваются с определенными проблемами управления финансовыми ресурсами: отсутствием стратегического планирования и оценки финансового состояния предприятия, проблемой выбора индикаторов эффективности использования финансовых ресурсов, с недостатком информации, неблагоприятной экономической и политической ситуацией в стране. Эти проблемы отрицательно отражаются на управлении финансовыми ресурсами. Поэтому финансистам необходимо определять, чем обусловлена сложившаяся экономическая ситуация на предприятии и проводить экономический анализ. После экономического анализа необходимо выбрать наиболее подходящие методы управления финансовыми ресурсами.

Выбор методов управления финансовыми ресурсами будет зависеть от финансовой устойчивости предприятия и его основных экономических показателей. Наиболее устойчивые предприятия могут выбрать такие методы как регулирование, прогнозирование и планирование. Наименее стойким предприятиям рекомендуется выбрать кредитование. При этом, планирование и прогнозирование может использоваться всеми предприятиями независимо от их финансового состояния.

Анализ последних исследований и публикаций

Для эффективного управления финансовыми ресурсами на предприятии должна разрабатываться финансовая стратегия, направленная на привлечение финансовых ресурсов из различных источников. Теоретические разработки являются важной предпосылкой совершенствования управления финансовыми ресурсами предприятия.

Исследованию финансовых ресурсов предприятия посвящены роботы многих ученых-экономистов. К ним относятся Марцин В.С., Опачанский Д., Бровкова О.Г., Маначинский Д.О., Антонюк О.Л. В статье В.С. Марцина рассмотрены пути достижения рационального управления финансовыми ресурсами, автор акцентирует внимание на росте объёмов производства и реализации, минимизации прибыли и обеспечении рентабельной деятельности предприятия [1]. Опачанский Д. исследовал методы определения прироста финансовых ресурсов предприятия, направления и эффективность их использования, а так же проанализировал основные подходы по использованию ресурсов [2]. В работе О.Г. Бровковой, Д.О. Маначинского и О.Л. Антонюк рассмотрены проблемы обеспечения предприятий финансовыми ресурсами, обосновывается необходимо применять системного подхода для эффективного управления финансовыми ресурсами [3].

Уточнение основных методов управления финансовыми ресурсами предприятия, определение взаимосвязи финансового состояния предприятия и управления финансами вызывает необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

Изложение основного материала

Управление финансовыми ресурсами предприятия – это совокупность целенаправленных методов, операций, способов и приемов воздействия на финансы для достижения необходимого результата.

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: регулирование, прогнозирование, планирование, страхование, самофинансирование, кредитование [4].

Данные методы можно разделить на две группы: первая группа – методы формирования финансовых ресурсов. К ним относятся регулирование, прогнозирование и планирование. Вторая группа – это методы управления финансовыми ресурсами, а именно, самофинансирование, кредитование, страхование.

Рассмотрим основные методы управления финансовыми ресурсами, которые могут использоваться на любом предприятии. К таким методам относится прогнозирование и планирование. Прогнозирование деятельности предприятий – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, при оценке ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на 1-1,5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку [5].

Прогнозирование необходимо так же для составления экономических планов развития. Поэтому следующим основным методом является планирование. Планирование – это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу [6].

Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

Наиболее совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как хронометраж, фотография рабочего дня и др. [7].

В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде [8].

Составными элементами приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции [9].

Выводы

В настоящее время управление финансовыми ресурсами приобретает особое значение. Это объясняется наличием достаточно жесткой конкуренции как со стороны украинских, так и зарубежных предприятий, повышения требований потребителей товаров и услуг, которые представлены рынком. С другой стороны, каждое предприятие является потребителем различных финансовых ресурсов. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке нужно эффективно управлять финансовыми ресурсами. Это обусловливает необходимость их дальнейшего научного исследования и определения основных методов управления финансовыми ресурсами предприятия.

Сейчас перед украинскими предприятиями стоят проблемы, которые связаны как с планированием деятельности предприятий, так политической и экономической ситуацией в стране.

При выборе метода управления финансовыми ресурсами необходимо учитывать основные экономические показатели. И на основе этого выбирать наиболее подходящий метод управления финансовыми ресурсами.

Планирование и прогнозирование, как основные, из методов управления финансовыми ресурсами, могут использоваться всеми предприятиями, так как это определяет их дальнейшую перспективу развития.

Список использованной литературы

  1. Марцин В. С. Некоторые подходы к организации управления финансовыми ресурсами предприятия / В. С. Марцин // Актуальные проблемы экономики. – 2008. – № 12. – С. 153-160.
  2. Опачанський Д. Методы определения прироста финансовых ресурсов предприятия, направления и эффективность их использования / Д. Опачанський // Экономист. – 2006. – № 12. – С. 44-47.
  3. Бровкова О. Г. Управление финансовыми ресурсами предприятия : [Электронный ресурс] / О. Г. Бровкова, Д. О. Маначинський, О. Л. Антонюк.
  4. Основные направления использования финансовых ресурсов на предприятии в условиях рыночных отношений
  5. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий
  6. Планирование деятельности предприятий
  7. Внешние и внутренние финансовые ресурсы
  8. Прогнозирование финансового состояния
  9. Планирование в современных условиях