Назад в библиотеку

Финансовые результаты деятельности предприятия в условиях кризиса

Автор: Рипная К.Р. Устинова Л.Н.
Источник: Материалы научно-практической конференции Инженерная экономика и управлениев современных условиях, приуроченной к 50-летию инженерно-экономического факультета.– Донецк: ДонНТУ, 2019. – С. 544–546

Аннотация

В постоянно меняющихся условиях особенно важно своевременно анализировать и прогнозировать основные показатели финансовой деятельности организации для быстрого принятия решений. Прогноз финансового результата на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно в целях определения тенденции изменения показателей, из которых формируется финансовый результат организации.

Ключевые слова:

финансовый результат, временной ряд, показатель, базовый показатель, прогноз, прогнозирование, прогнозная выручка, производный показатель, финансовый результат организации

В настоящее время, в условиях нестабильной внешней среды, актуальна проблема финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса. При этом под кризисом будем понимать крайнее обострение противоречий внутри системы, а также ее отношений с внешней средой, обусловленное внешними и внутренними факторами. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия - в период становления и развития, в период стабилизации и расширения производства, при начале спада.

Кризисные ситуации выражаются, прежде всего, в колебаниях объема производства и сбыта продукции, в росте кредиторской задолженности, в дефиците оборотных средств, так как именно эти причины служат предпосылкой появления кризисного состояния предприятия, которое может привести к несостоятельности (банкротству).

Таким образом, в современных условиях возрастает значимость вопросов, связанных с формированием конечных результатов деятельности предприятия, а, следовательно, максимизации его доходов и минимизации расходов.

Вопрос получения положительных финансовых результатов актуален как для отдельного предприятия, так и для финансовой системы государства в целом. Финансовый результат организации, выраженный в форме прибыли, сказывается на отчислениях налога на прибыль, что играет большую роль в формировании государственного бюджета за счет налоговых отчислений.

Финансовый результат – это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка.

Прибыль – это разница между суммой всех доходов предприятия и суммой его затрат. Финансовый результат, выраженный в виде прибыли, говорит об успешности и эффективности работы предприятия. В обратном же случае, когда расходы превышают доходы, предприятие имеет убыток. Отрицательный финансовый результат может возникнуть в результате чрезмерно высоких затрат или при недостаточном доходе от продажи товаров или услуг в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

Рост прибыли формирует базу для дальнейшего экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений с партнерами, создает условия для самофинансирования, расширения видов экономической деятельности, решения проблем социального и материального поощрения персонала.

Недостаточный объем прибыли и её отрицательная динамика свидетельствует о повышении финансовых рисков и неэффективности бизнеса, что служит предпосылкой ухудшения основных финансовых показателей вплоть до банкротства. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе формирования критериев оценки результативности предприятия, его деловых качеств, степени надежности и финансового благополучия как субъекта экономических отношений.

Основными резервами повышения прибыли являются: рост объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение уровня действующих цен и качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе экономической системы государства свидетельствует об уровне ее развития в целом, а также характеризует ее качество. На многих предприятиях экономисты детально по статьям анализируют себестоимость и разрабатывают способы её снижения. Но из-за ряда негативных факторов, таких как инфляция, рост цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы, эта работа обесценивается. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств, увеличение прибыли за счет снижения себестоимости невозможно.

К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: постоянный мониторинг рынка, изучение и применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и сокращение простоев, изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов. Себестоимость изделия также может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации продукции.

Таким образом, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в условиях экономического кризиса и финансовой нестабильности, необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на его финансовые результаты.

Наиболее важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются повышение объема производства и реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества, расширение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Рассмотренные выше основные факторы, влияющие на финансовые результаты предприятия, должны являться предметом тщательного анализа со стороны предприятия, а результаты их оценки – служить базой для принятия обоснованных управленческих решений по максимизации доходов и минимизации расходов организации.

Список использованной литературы

1. Антикризисное управление: учебник. / под ред. проф. Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2006г.
2. Рябец П.С., Бондаренко Т.Н. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 761-764.
3. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2015. 288 с
4. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. 4-е изд. – К.: 2016 г.