Назад в библиотеку

Развитие персонала

Авторы: И. В. Барыло, В. А.  Русина
Источник: Развитие персонала / В. А. Русина, И. В. Барыло // Современные тренды российской экономики: вызовы времени – 2017. материалы международной научно-практической конференции. / ТИУ; отв. ред. С. Г. Симонов. – Тюмень : ТИУ, 2017. – С. 271–273

Аннотация

В статье дано определение понятию управление персоналом с различных точек зрения, актуализировано понятие этого термина, которое отражает современные тенденции в управлении персоналом, обоснованы основные задания развития персонала.

Изначально работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Считалось, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать.

Когда люди работают с меньшим энтузиазмом и наблюдаются напряжённость во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.

Актуальность темы обоснована тем, что развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности предприятия.

На сегодняшний день руководство любого предприятия заинтересовано в обучении и развитии собственных кадров. При обсуждении проблем развития и обучения персонала, важным понятием является «развитие персонала». Каждый автор трактует этот термин по-своему.

1. Совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т.п. [1, с. 159].

2. Комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации [2, с. 234].

3. Совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала предприятия [3, с. 198].

4. Система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры [4, с. 164].

Все понятия отражают суть, но необходимо совместить третье, четвертое и первое определения, и мы получим следующее обобщенное понятие развитие персонала: совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала предприятия, включающее выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерным ростом, организацию процесса адаптации, а также повышение квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирование творчества и т.п.

Руководители должны неукоснительно развивать профессиональное мышление, креативность своих работников, искать новые направления бизнеса, пути оптимизации производственных процессов во взаимосвязи с заказчиками. Настоящие профессионалы сегодня – это люди комплексно-системного подхода к решению профессиональных задач.

Управление развитием персонала способствует эффективному использованию трудового потенциала отдельного человека, повышению его социальной и профессиональной мобильности, осуществлению технологической и структурной перестройки, а также повышению уровня конкурентоспособности самих работников, их интеллектуального уровня. Следствием этой работы является улучшение социально-психологического климата в организациях, повышение мотивации труда работающих в коллективе, снижение уровня текучести кадров.

Основными задачами развития персонала являются:

• осуществление бесперебойной профессиональной подготовки рабочих;

• производственная адаптация персонала и целенаправленная профессиональная трудовая карьера;

• полное использование способностей и склонностей работников;

• регулярная аттестация работающих в организации;

• формирование позитивного отношения персонала к организации.

Реализация указанных задач по развитию персонала требует значительных финансовых затрат. Инвестиции в человеческий капитал являются самыми эффективными. Отдача от инвестиций в человека состоит из материальных и моральных выгод, которые помогают соединить интересы работника и работодателя

Таким образом, как для блага всей организации, так и для личного блага всего персонала необходимо постоянно работать над его всемерным развитием.

Список использованных источников

  1. В. Р. Веснин, Управление персоналом: теория и практика / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.
  2. Л. И. Лукичева, Управление персоналом : учеб. пособие / Л. И. Лукичева. – 4-е изд., испр. – М. : Омега-Л, 2008. – 262 с.
  3. И. А. Скопылатов, Управление персоналом : учеб. пособие для вузов / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов. – СПб. : Изд-во Смольн. ун-та, 2000. – 399с.
  4. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. – 200 с.