Назад в библиотеку

Реализация компетентностной модели персонала в условиях цифровой трансформации экономических процессов

Авторы: А. Е. Белолипецкая, Т. А. Головина
Источник: Реализация компетентностной модели персонала в условиях цифровой трансформации экономических процессов / А. Е. Белолипецкая, Т. А. Головина // Интеллектуальные системы управления в цифровой экономике: сб. материалов форума молодых ученых. Курск, 26 марта 2020 г. / под ред. докт. экон. наук, проф. О. Н. Пронской; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2020. – 256 с. – С. 134–137

Аннотация

Мировая экономика трансформируется под действием цифровизации и прогресс каждой страны зависит от скорости адаптации к требованиям шестого технологического уклада. В этой связи, ведущей задачей является развитие человеческого капитала в сложившихся условиях, чему способствует качественная реализация компетентностной модели персонала

Цифровая трансформация экономических процессов – это не просто внедрение в хозяйственную деятельность цифровых, информационных, интеллектуальных технологий, а всестороннее, глубокое развитие и преобразование продуктов и услуг, организационных структур, стратегий, корпоративной культуры и работы со стейкхолдерами. Цифровизация экономики – это ее глобальный эволюционный виток развития, при котором такие неосязаемые блага, как идеи, информированность, эффективная коммуникация, сетевые принципы координации задают новые типы рынка и общества [1].

Чтобы экономика страны не стала отстающей в эпоху ее цифровизации, необходимо позитивно оценивать все тренды и возможности. В рамках преобразования экономических процессов в любой области хозяйствования, первой задачей становится формирование соответствующего человеческого капитала, способного действовать в воссозданных условиях цифровизации. В этой связи установлены конкретные требования. Совокупность навыков и умений, формирующих компетенции персонала представлена в виде совокупности hard skills и soft skills о которых говорят сегодня все HRспециалисты. Твердые навыки, при этом позволяют создавать новые бизнесмодели, открывают пути для работы с новыми технологиями, такими как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн, и пр., способствуют анализу данных и владению такими новейшими моделями управления как Agile и ее производными, 6 Sigma, PRINCE2 и др. Данные компетенции поддаются оценке и проверке, при помощи тестирования [3].

Мягкие компетенции, которые включают навыки коммуникации, креативного и экологического мышления, адаптивности относятся к личным качествам, поддаются развитию на протяжении трудовой активности [3]. Таким образом, компетентностная модель персонала сегодня включает именно эти два вида компетенций и современные организации, которые встали на путь своего эволюционного развития вместе с мировой экономикой сталкиваются с задачей реализации такой модели.

Если цифровизация определенных экономических процессов затруднена, одной из явных причин кроется именно в некомпетентности персонала, ведь недостаточно внедрить инновации, важно их правильно эксплуатировать, управлять ими.

Проблемы реализации компетентностной модели в России следующие:

1. Не сформированы универсальная и частные модели персонала, которые регламентировали бы развитие человеческих ресурсов по мере развития цифровой экономики и конкретной отрасли в ней;

2. Непризнание ее эффекта в ряде организаций;

3. Отсутствие детального прогноза эволюции компетенций из-за динамичного процесса цифровизации;

4. Трудности страны в формировании единого цифрового пространства;

5. Невысокие темпы развития цифровой грамотности населения;

6. Нерешительность компаний к долгосрочным вложениям в развитие человеческого капитала.

Реализация компетентностной модели персонала в новых условиях экономической трансформации происходит после ряда этапов ее разработки и внедрения. На рисунке показан процесс формирования такой модели [2].

Основная проблема формирования модели является соблюдение главных условий, а именно она должна быть простой и четкой при полном наборе описывающих функций и характеристик, соответствующих должностям и работе в определенной организации в целом.

Этапы разработки компетентностной модели персонала:

1. Планирование проекта модели: описание желаемого результата и областей его применения, сроков исполнения.

2. Формирование проектной группы: привлечение сотрудников, чтобы они понимали, что данный проект это не просто очередная шкала оценки работы.

3. Проектирование модели компетенций: сбор максимума информации о деятельности, для выявления стандартов поведения, которые принесут наибольший результат.

4. Проработка уровней, формализация модели: определение количества уровней, которые будет включать каждая из компетенций. (обычно не менее 3-5 уровней)

5. Формирование профилей в соответствии с должностями: проверка соответствия модели целям организации и ролям персонала.

Реализация компетентностной модели персонала играет одну из главных ролей в эпоху цифровой трансформации экономических процессов. Профили компетенций, которые составлены в соответствии с требованиями цифровизации позволяют не только оценивать работу персонала и формировать управленческий резерв, но и составить ключевые методы и формы работы с кадрами.

Компетентностный подход позволяет оценивать не только то, что достигнуто сотрудником организации, но и то, каким образом и при помощи каких средств и методов это было сделано, и что можно предпринять, чтобы улучшить результат. Компетентностная модель позволяет сделать процесс управления персоналом прозрачным, в котором четко прослеживаются пути развития человеческих ресурсов.

Список использованных источников

  1. 1. Модель компетенций – это не сложно // HR –портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hr-portal.ru/art...
  2. М. В. Сафрочук, Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Цифровая экономика. – 2018. – № 2. – Том 3. – С. 38–44.
  3. Что такое цифровая трансформация? И почему без нее компании обречены на отставание // Экономика инноваций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends...