Назад в библиотеку

Исследование инновационной бизнес-модели логистического предприятия

Автор: Яньхонг Лю

Автор перевода: Шляхова Н.Г.

Аннотация

В настоящее время инновации бизнес-модели стали основным направлением инноваций на предприятиях; логистические предприятия должны внедрять инновации бизнес-модели в условиях изменения окружающей среды. В данной статье анализируется эволюция и значение бизнес-модели, закладывается теоретическая основа, анализируется влияние изменения окружающей среды на бизнес-модель логистических предприятий. Выделяют 5 видов инноваций бизнес-модели логистического предприятия: трансграничная, взаимовыгодная, открытая, бизнес-модель услуг интеграции цепочки поставок и бизнес-модель с несколькими платформами. Данные виды служат справочным материалом для логистических предприятий при внедрении инновационной бизнес-модели.

1 Введение

Современная логистическая индустрия – это новая отрасль в Китае, это важная отрасль для содействия экономическому развитию. В настоящее время китайские логистические предприятия можно разделить на три категории по функциям:

  • тип транспорта: в основном занимается перевозкой грузов, в том числе службой экспресс-доставки или услугами транспортного агентства;
  • тип хранения: в основном занимается складским бизнесом, предоставляя клиентам услуги по хранению, передаче и другим складским услугам;
  • интегрированный тип обслуживания: занимается различными логистическими услугами бизнеса, предоставляя клиентам транспортные, экспедиторские, складские, дистрибьюторские и другие логистические услуги.
  • 2 Значение бизнес-модели

    С быстрым развитием электронной коммерции инновации бизнес-моделей стали важным способом повышения основной конкурентоспособности предприятий. В настоящее время бизнес-модель еще не является зрелой теорией, у ученых разные взгляды на значение бизнес-модели, определение концепции бизнес-модели неясно.

    2.1 Эволюция бизнес-моделей

    Определение бизнес-модели было впервые предложено Тиммерсом Полом, а затем ученые начали изучать значение бизнес-модели. Вэнь Чэн совместно с другими учеными систематически и глубоко рассматривал эволюцию теории бизнес-моделей. Исходя из этого, автор далее исследует три этапа развития теории бизнес-моделей:

  • первый этап: бизнес-модель, ориентированная на один уровень. Из-за разного уровня озабоченности значением бизнес-модели ученые по-разному смотрят на определение бизнес-моделей и формируют разные точки зрения. С операционной точки зрения бизнес-модель описывает, как работают компании, эта перспектива бизнес-модели обычно включает бизнес-процессы, организационный дизайн, а также бизнес-участников и другие элементы. С точки зрения прибыли многие ученые считали, что бизнес-модель – это способ заработать деньги, получить больше преимуществ, чем конкуренты. На данный момент бизнес-модель в основном включает в себя источник дохода, структуру затрат и другие элементы. Наконец, значение бизнес-модели постепенно распространилось с операционного, экономического уровня на стратегический. Ученые сосредоточили свое внимание на предоставлении ценности, сегментации клиентов и т.д. Бизнес-модель относится к тому, какие продукты и услуги компании используют для предоставления клиентам ценности. На данный момент бизнес-модель в основном включает ценностное предложение, основной бизнес, сегментацию клиентов и другие элементы;
  • второй этап: бизнес-модель, основанная на теории систем. После разработки предыдущего этапа ученые признали, что одноуровневая бизнес-модель не может выделить характер бизнеса, который в целях выживания и развития в конкурентной среде легко игнорирует влияние других факторов на предприятии. На этом этапе ученые рассматривали бизнес-модель как интеграцию различных уровней деятельности, стратегии и прибыльности, которая представляет собой сложную комбинацию всех элементов, но ее внутренняя логика почти не исследовалась. Этот этап бизнес-модели представляет собой органичное сочетание всех элементов на первом этапе;
  • третий этап: логический анализ бизнес-модели. Концептуальная модель, после тщательного изучения элементов бизнес-модели, стала мейнстримом концепции бизнес-модели исследования, включающая в себя ряд элементов, а ее основное содержание - это все согласование и соответствие этих элементов. Автор отметил, что четыре конститутивные модели, предложенные HAMEL, девятифакторная модель, предложенная OSTERWALDER, трехмерная модель, предложенная Цзинвэем Чжаном в настоящее время цитируются довольно часто. Одной из наиболее интересных является девятифакторная модель, основной принцип которой описывает, как создавать, передавать и получать ценность, она идеально отражает бизнес-операции, источник прибыли и стратегическое позиционирование. Но автор считает, что концептуальная модель бизнес-модели содержит больше элементов, логические связи между элементами слишком сложны, поэтому она увеличивает сложность применения.
  • 2.2 Значение и характеристики бизнес-модели

    Объединив этап разработки бизнес-модели, ее содержание становится более ясным. Она содержит ряд элементов и их логическую взаимосвязь, путем объединения с различными элементами, предложенными учеными, и включающую в себя, по крайней мере, следующие 8 элементов: ценностное предложение, целевые группы потребителей, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, ценность распределение, цепочка создания стоимости, партнерство, основные ресурсы. Предприятия достигают потребительского ценностного предложения и устойчивой прибыльности за счет взаимной координации и функционирования всех элементов. Бизнес-модель – это система, с помощью которой предприятия создают и обеспечивают потребительскую ценность и ценность предприятия. Это инструмент для предприятий по получению и поддержанию конкурентных преимуществ, который точно описывает эффективную интеграцию внутреннего стратегического позиционирования, режима работы и механизма доходов, а также механизма сотрудничества между внешними и заинтересованными сторонами.

    В данной статье представлены следующие 4 характеристики бизнес-модели:

  • систематичность – это общая концепция и система, она содержит ряд элементов, и эти элементы должны иметь определенные внутренние связи, которые связывают все элементы вместе и образуют систему организационной структуры;
  • динамичность – эта бизнес-модель включает в себя операционную модель, модель прибыли и стратегическое позиционирование предприятий, поэтому она не является статичной, предприятию необходимо изменить свое стратегическое положение, прибыль и режим работы в соответствии с динамической средой;
  • устойчивость – как архитектурная система, состав элементов бизнес-модели требует иметь согласованность: включая согласованность внутренней деятельности предприятия и рациональность структуры в данной внешней среде, а именно внешнюю согласованность. Успешная бизнес-модель должна обеспечивать устойчивое развитие конкурентных преимуществ предприятия;
  • уникальность – в настоящее время необходимо проводить инновационные разработки и создавать уникальную бизнес-модель для себя, если предприятие хочет выжить и развиваться в условиях все более жесткой конкуренции.
  • 2.3 Взаимосвязь между бизнес-моделью и другими моделями

    Для дальнейшего уточнения концепции бизнес-модели автор анализирует взаимосвязь между бизнес-моделью, операционной моделью, моделью прибыли и логистической моделью. Бизнес-модель имеет характеристики интеграции, а другие модели обслуживают бизнес-модель.