Назад в библиотеку

Особенности логистического аутсорсинга

Авторы: Редько К.О., Бондарева И.А.
Источник: Материалы научно-практической конференции Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие. – Донецк: ДонНТУ, 2017. – с. 100-102.

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции экономической глобализации, при которых современные предприятия, переходя на уровень международных отношений, становятся частью всемирной производственной сети.


Вследствие тенденций экономической глобализации, при которых современные предприятия, переходя на уровень международных отношений, становятся частью всемирной производственной сети, усложняются логистические процессы, соответствуя повышающимся запросам потребителей. Также недостаток опыта персонала при ограниченности внутренних ресурсов предприятия снижает конкурентоспособность организации на международном уровне. Логистический аутсорсинг позволяет получить квалифицированную консультацию или высвободить часть ресурсов предприятия, затрачиваемых на логистику. Тем самым предприятие сможет использовать высвобожденные ресурсы на основную деятельность.

Применение логистического аутсорсинга позволяет уменьшить логистические затраты фирмы за счёт частичной или полной передачи логистических функций внешней организации. При пользовании услугами логистических провайдеров снижаются общие затраты фирмы, появляется возможность переноса вторичных затрат из постоянных в переменные, а также повышается качество обслуживания конечного потребителя.

Комплексное использование инструментариев аутсорсинга и логистики позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества. Такой подход заключается в отсутствии потребности использовать внутренние ресурсы предприятия на проведение логистических операций и называется концепция логистического аутсорсинга.

Главными предпосылками применения логистического аутсорсинга являются:

– дефицит квалифицированных кадров организации в сфере логистики;

– потенциальный отказ фирмы от осуществления логистической деятельности;

– изменение структуры и снижение общих затрат;

– качественный рост услуг для конечного потребителя;

– увеличение гибкости развития и деятельности предприятия.

Услуги логистического аутсорсинга предоставляют коммерческие предприятия, которых называют провайдерами (операторами) логистических услуг. На практике используются несколько категорий логистических операторов. 3PL – логистический провайдер третьего уровня (third party logistics provider), который предлагает основной перечень логистических услуг. 4PL – логистический провайдер четвёртого уровня (fourth party logistics provider), который предлагает планирование и оптимизацию всех логистических процессов вдоль всей цепи создания стоимости. Стоит также выделить стремительно развивающееся направление BPL-провайдеров, которые, по своей сути, являются дочерними компаниями логистических операторов, созданные для удовлетворения постоянно растущих потребностей заказчиков и увеличения спектра предоставляемых услуг.

Аутсорсинг в логистической сфере выполняется фрагментарно или комплексно. Исходя из результатов исследований, можно отметить наиболее и наименее часто встречаемые услуги, передающиеся на аутсорсинг:

– складирование (73,7%);

– внешняя транспортировка (68,4%);

– оформление грузов/платежей (61,4%);

– внутренняя транспортировка (56,1%);

– консолидация грузов/платежей (40,4%);

– прямая транспортировка (38,6%);

– возврат товаров и ремонт (22,8%);

– маршрутизация перевозок (19,3%);

– информационные технологии (17,5%);

– управление заказами (15,8%);

– приём/обработка заказов (5,3%);

– управление отношениями с покупателями (3,5%) [1, 193].

Эксперты считают, что организации, прибегающие к 3PL подходу, способны сократить затраты на управление запасами от 15% до 30% [2, 167].

При сотрудничестве с логистическими компаниями заключается договор, в котором определяются особенности совместной деятельности. Профессиональные провайдеры включают в контракт определённые критерии, которые включают два основных аспекта. В случае превышения ожиданий логистические партнёры будут готовы обсуждать вопрос о соучастии в разделении прибыли заказчика. А также, если организация не справляется с поставленными задачами, они обязаны выплатить штраф.

По статистическим данным одним из наиболее развитых рынков аутсорсинговой логистики являются рынки США и Европы. В последние годы был зафиксирован рост рынка 3PL услуг в США, который составляет от 18% до 22% за год. В течение последних 20 лет доходы 3PL провайдеров выросли в 27 раз и составляют около 60 млрд. долл. В Европе контрактная логистика в общих логистических затратах составляет 24%. Среди стран Европы наибольшую долю предприятий, пользующихся аутсорсинговыми услугами, имеет Великобритания - 39% [3, 85].

Повышение запросов заказчиков по качеству услуг приводит к слиянию логистических провайдеров. Проанализировав предприятие с помощью анализа конкурентной ситуации и внешнего бенчмаркинга, следует выделить основные виды деятельности. Остальные процессы, которые не относятся к основным, следует проанализировать на потенциальную возможность передать их на аутсорсинг. После определения данных процессов должна следовать адаптация структур и ресурсов в цепях поставок. Общеевропейская стандартизация процессов позволит консолидировать прежние национальные структуры на европейском уровне. С помощью синергетического эффекта возможна реализация высокого потенциала снижения затрат.

Основные факторы, оказывающие влияние на развитие рынка логистического аутсорсинга:

– глобализация;

– сложность управления цепями поставок;

– дифференциация спроса;

– применение аутсорсинга как бизнес-модели организации.

Мир постепенно покрывается всё более густой сетью производственнокооперационных связей, стягивающих страны и корпорации в глобальную систему. Ежедневно увеличивается количество и загруженность материальных, финансовых и информационных потоков. Используя логистический аутсорсинг, предприятия смогут высвободить время и внутренние ресурсы для выполнения основных операционных задач с наименьшими затратами.

Список используемых источников


1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. – М.: Инфра-М, 2007. – с.320.
2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: Инфра-М, 2003. – с.192.
3. Ефимова С., Пешкова Т., Коник Н., Рытик С. Аутсорсинг. - Москва: Журнал Управление персоналом, 2006. - с.160.