К библиотеке


Первоначальный источник https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/vest/russia_xxi2020.pdf

Тенденции развития мировой и российской алмазодобывающей промышленности

Авторы:Боюн В.П.
Источник: Материалы Международной научно-технической конференции: «Искусственный интеллект. Интеллектуальные системы. ИИ-2010». 2010. Т.1, -С.21-26.

 

Мировая алмазодобывающая промышленность в основном представлена четырьмя основными компаниями, на долю которых по итогам 2018 г. приходилось более 60% мировой добычи алмазов. Лидирующее положение среди этих компаний занимает российская Группа АЛРОСА (далее – АЛРОСА), со значением в 36,7 млн карат алмазов, что составляло 26% всей мировой алмазодобычи [1]. Близкую по значению долю рынка в 25% имела De Beers, за которой со значительным отрывом в 12% следовала Rio Tinto, и замыкала четверку лидеров со значением в 3% Petra Diamonds. Такая высокая концентрация рынка объясняется тем, что в основных странахпроизводителях алмазов добыча осуществляется крупными горнодобывающими компаниями. Исключение составляют некоторые страны Африки, в которых разработка алмазных месторождений ведется небольшими компаниями.

Результатом развития отрасли в 2018 г. по группе мировых лидеров стало сокращение объемов производства на 4%. При этом согласно данным АЛРОСА [1] два из четырех лидеров рынка (АЛРОСА, RioTinto) в 2018 г. в сравнении с предыдущим годом сократили объемы добычи (на 7,3% и 14,8%), в то время как два другие – DeBeers и PetraDiamonds ее нарастили: на 5,7% и 4,8% соответственно. При этом показатели относительной динамики объемов добычи лидеров рынка и мировой добычи алмазов достаточно близки по своим значениям.

Так, если сокращение добычи алмазов по группе лидеров составило 4,0%, то в целом по миру – 5,2%, что позволяет сделать вывод о более высокой устойчивости крупных компаний к колебаниям рыночной конъюнктуры. Как правило, алмазодобывающие предприятия имеют свои гранильные и ювелирные подразделения или формируют долгосрочные партнерские отношения с компаниями из смежных отраслей: DeBeersGroup владеет известными ювелирными брендами DeBeers, Forevermark и LVMH, а в сентябре 2018 г. запустила розничную торговлю модными ювелирными изделиями с синтетическими бриллиантами под названием Lightbox; АЛРОСА занимается огранкой алмазов на собственном гранильном предприятии «Бриллианты АЛРОСА»; Rio-Tinto сотрудничает с Tiffany. Таким образом, крупные компании занимают активные позиции в так называемой «цепочке создания стоимости «алмазопровода».

Среди добывающих стран Россия имеет самую крупную алмазно-гранильную промышленность, специализирующуюся в основном на обработке крупных, высококачественных алмазов. Несмотря на то, что Россия является мировым лидером по добыче алмазов, ее гранильный сектор в мировом производстве бриллиантов занимает незначительную долю – около 2% в течение 2015-2018 гг. [3]. Так, добыча и реализация алмазов принесли АЛРОСА в 2015 г. 97270908 тыс. руб. валовой прибыли, в то время как реализация бриллиантов – только 3491003 тыс. руб, т.е. в 27,9 раз меньше. В 2018 г. такое соотношение составляло уже 57,2 раза. Ведущие мировые гранильные центры сосредоточены в Бельгии, Индии и Израиле, которые являются основными внешними рынками сбыта алмазов АЛРОСА. Так, суммарная доля экспорта алмазов АЛРОСА в эти страны составила в 2018 г. 72,3%. При этом на Бельгию и Израиль также приходится 60,6% суммарного экспорта бриллиантов Группы АЛРОСА. Спрос на алмазы АЛРОСА со стороны внутреннего рынка в течение 2017-2018 гг. рос более высокими темпами в сравнении с внешними рынками. Так, спрос на алмазы со стороны российских потребителей в 2018 г. вырос на 30,1%, в результате чего на внутреннем рынке продажи составили 524 млн долл. США, что на 121,2 млн долл. США выше, чем в 2017 г. Экспорт за этот период увеличился только на 3,3%, но по абсолютному приросту практически был равен приросту со стороны внутреннего рынка и составил 120,7 млн долл. США. Одним из факторов, стимулировавших рост продаж на внутреннем рынке в 2018 г., стало увеличение отсрочки платежа, предоставляемой АЛРОСА для российских покупателей. Несмотря на возрастающий спрос на алмазы со стороны внутреннего рынка России, его доля в разы уступает спросу, предъявляемому со стороны внешних рынков. По итогам 2018 г. на внешний рынок пришлось 88,0% продаж алмазов Группы АЛРОСА по стоимости (в 2017 г. – 90,3%) и 94,5% – по массе (в 2017 г. – 94,4%). По итогам года реализация алмазов на внешнем рынке достигла 3 887 млн долл. США, что на 3,2% выше аналогичного показателя 2017 г. Участие в цепочке создания стоимости позволяет компании более оперативно реагировать на изменение конъюнктуры и учитывать новые тренды. По мнению специалистов Группы «АЛРОСА» [1], основными трендами рынка в ближайшем будущем будет сохранение крайне высокой конкуренции в сегменте luxury, усиление влияния синтетических камней, акцент со стороны потребителей на индивидуальный подход и персонализированные продукты, а также социальную ответственность производителей, замедление роста рынка и нарастание его нестабильности.


Список литератури

1. Годовой отчет – 2018 г. / АЛРОСА: официальный сайт, г. Москва, Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.alrosa.ru (дата обращения: 10.02.2020).
2. Годовой отчет – 2016 г. / АЛРОСА: официальный сайт, г. Москва, Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.alrosa.ru (дата обращения: 10.02.2020).
3. Хромова, Н.Г. Российско-индийское сотрудничество в отраслях алмазнобриллиантового комплекса: дисс. канд. экон. наук: 08.00.14: защищена 28.11.19: утверждена 13.12.19 / Н.Г. Хромова. – Москва: МГИМО, 2019. – 227 с.