Назад в библиотеку

Управление эффективностью предприятия

Автор: Харченко В. А., Жигалова О. С.
Источник: Научная электронная библиотека elibrary.ru

Аннотация

Харченко В. А., Жигалова О. С. Управление эффективностью предприятия. В данной работе выделены особенности эффективности управления предприятием: влияющие факторы, основные составляющие эффективности управления, направления достижения, подходы к управлению.

Постановка проблемы

Деятельность любого предприятия требует управления, без которого невозможно эффективное функционирование и развитие. Управление предприятием предполагает учет отношения к нему других организаций и выработку ответных управленческих решений. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самом предприятии, так и за ее пределами. В условиях рыночной экономики успешность деятельности большинства предприятий зависит от способности их руководящего состава разрабатывать и реализовывать стратегические и тактические планы. Такую успешность следует рассматривать как эффективность управления предприятием.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросами оценки эффективности управления предприятием занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, среди которых есть представители как традиционной теории эффективности управления (И. А. Маркина [3], М. М. Максимцов, М. А. Комарова, Л. А. Полонская [6]), так и современной (В. В. Прохорова, Л. С. Мартюшева, Ю. В. Прохорова [2], В. С. Расулова [4], И. С. Фоломкина [5]). В работах отечественных и зарубежных ученых приводится понятие эффективности управления. Однако нет единого подхода относительно определения этого понятия, поскольку в традиционной теории эффективности управления она должна измеряться только как отношение результата (выхода) системы к затраченным ресурсам (входа), а в современных теориях эффективность управления определяется как способность организации своевременно и точно реагировать на новые запросы рынка и видоизменяться в зависимости от изменения окружающей среды и степени достижения целей предприятия.

Процесс управления трактуется с различных сторон, например, как совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизнеспособное состояние предприятия путем разработки и реализации целенаправленных воздействий [1]. Под эффективностью, как правило, подразумевается соотношение между результатом и затратами (ресурсами), которые этот результат обеспечили. Несмотря на широту раскрытия данной проблемы, дальнейшего изучения требует задача обоснования тех особенностей эффективности управления, которые характерны для предприятий на современном этапе их функционирования и развития.

Цель работы

Цель работы – выделить основные особенности эффективности управления современным промышленным предприятием.

Изложение основного материала

Эффективность управления зависит от целого ряда факторов: наличия и качества разработки миссии предприятия; согласованности избранных предприятием стратегий с миссией и стратегиями более высокого порядка; соответствия запланированных целей с требованиями внешней среды, возможностей предприятия и интересов персонала; силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей; гибкости и адаптивности системы управления предприятием; конкурентоспособности стратегического набора предприятия; компетенции руководящего состава; согласованности действий различных подразделений по разработке и реализации стратегических планов; наличия необходимых ресурсов и от других факторов.

Именно управление эффективностью предприятия оказывает основополагающее воздействие на процессы развития организации (бизнеса) и финансовый результат как одну из основных целей управленческого процесса на предприятии. Дискуссионность проблемы управления эффективностью предприятия в качестве ключевой задачи менеджмента подтверждает актуальность данного вопроса в современной экономической системе.

Целостное представление об эффективности управления предприятием создается лишь в результате анализа общего управления предприятием.

Ясная картина эффективности управления предприятием складывается из отдельных составляющих, таких как количественные характеристики эффективности управления капиталом, инвестициями, оборотными средствами и прочим, а также качественные характеристики эффективности управления персоналом, процессом принятия решений, координацией бизнес-процессов и т.п. Эффективность управления предприятием (организацией) следует также рассматривать с учетом функционирования различных систем предприятия.

Некоторые экономисты разделяют управление эффективностью предприятия на экономическое и результативное. Результативное – определяет степень выполнения поставленных задач в сфере обеспечения необходимого объема производства, продаж и прочих целевых показателей маркетингового плана предприятия (организации). Экономическое – степень затратности достижения поставленных целей.

Наибольший интерес представляет эффективность в плане достижения желаемого результата с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Достижение эффекта возможно посредством развития двух направлений, определяющих сущность данной экономической категории: организационно-функциональное и мотивационно-психологическое управление.

Организационно-функциональное управление включает в себя управленческие действия, решения и процессы: прогноз, планирование, анализ, организацию, внедрение, постановку задач, координацию и контроль на предприятии и в организации. Многие экономисты отождествляют данное управление с административным, однако функциональность рассматриваемого процесса сводится к оптимизации производственных и прочих бизнес-процессов.

Мотивационно-психологическое управление подразумевает мотивацию, обучение, развитие и поддержку сотрудников организации и направлено на эмоциональные, духовные ценности и интересы отдельной личности и социума в целом. Кроме того, к данному виду управленческого процесса важно относить корпоративную стратегию развития, смысл которой заключается в достижении поставленных целей организации, учитывая все элементы мотивационно-психологического управления.

Принято выделять системный, синергический, целевой и процессный подходы к управлению на предприятиях. Системный подход базируется на сбалансированности отдельных блоков и процессов управления организацией, находящихся в неразрывной связи с внешней средой. При этом успех развития организации зависит не только от внутреннего процесса управления, но и от факторов внешней среды. Их принято подразделять на факторы прямого и косвенного воздействия. К первым относят организации и людей, непосредственно связанных с данным предприятием в рамках реализации поставленных целей (акционеры, поставщики, потребители, организации-конкуренты, правительственные и профсоюзные организации). Ко вторым – экономические, социальные, политические, демографические, инновационно-технологические, климатические и географические факторы. Так как любая организация (предприятие) развивается под воздействием и первой, и второй групп факторов, достижение максимального положительного эффекта определено созданием оптимальной организационной (управленческой) системы, способной в рамках реализации данного подхода достичь желаемого эффекта в конкретной организационной структуре путем оптимизации бизнес-процессов и уменьшения негативного воздействия факторов внешней среды.

Эффективность управления предприятием, как экономическая категория, первична по сравнению с управлением эффективностью предприятий, поскольку процесс управления строится над уже определенной категорией эффективности самого предприятия (организации), тогда как в первом случае эту категорию (эффективность) только предстоит определить, выявить и охарактеризовать. Кроме того, процесс управления развивает эффективность в качестве экономической категории, позволяя управленцу (собственнику, акционеру, топ-менеджеру) планировать, прогнозировать и реализовывать различные формы и варианты функционирования организации (предприятия). Управление эффективностью организации (предприятия) включает в себя внешние и внутренние процессы управления, основанные на системности, функциональности, целенаправленности и синергичности управления эффективностью организационных структур, и неразрывно связана с тактическими и стратегическими методами планирования, управления и контроля исполнения поставленных целей и определенных задач. Эффективность предприятия должна определяться и в количественном (стоимостном) выражении, основанном на построенных в организации бюджетных процессах, и в качественном выражении, определенном сложившейся в организации корпоративной атмосферой, что в комплексе определяет и характеризирует бизнес-модель конкретного предприятия (организации) и уровень эффективности управления им.

Выводы. Таким образом, в современной экономике не существует единого определения эффективности, но большинство интерпретаций сводится к формулировке, что эффективность – отношение достигнутого эффекта к затратам на его достижение. Эффективность служит важным средством воплощения идей организации и полезным критерием оценки результатов деятельности. В дальнейших исследованиях будут изучены индикаторы оценки управления эффективностью промышленного предприятия.

Список источников

  1. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2009. – 600 с.
  2. Контроллинг – от теории к реализации на практике [Текст] : монография / В. В. Прохорова [и др.]. – Харьков : ИНЖЕК, 2006. – 200 с.
  3. Маркина И. А. Системный подход к эффективности управления предприятием [Текст] / И. А. Маркина // Вестник ДонГУЭТ. Сер. : Экон. науки. – 2000. – № 8. – С. 104–110.
  4. Расулова В. С. Оценка эффективности оперативного планирования на торговых предприятиях [Текст] / В. С.  Расулова // Торговля и рынок Украины : темат. сб. наук. пр. – 2006. – Вып. 21 – Т. 2. – С. 306–313.
  5. Фоломкина И. С. Оценка эффективности стратегического набора [Текст] / И. С. Фоломкина // Торговля и рынок Украины : темат. сб. наук. пр. – 2004. – Вып. 16 – Т. 2. – С. 129–136.
  6. Шепеленко А. В. Трансакционные издержки и их использование для оценки эффективности управления предприятием [Текст] / О. В.  Шепеленко, Л. А. Полонская // Торговля и рынок Украины : темат. сб. наук. пр. – 2004. – Вып. 16 – Т. 2. – С. 445–453.