Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

1. Актуальность темы

Процесс резервирования заказов выполненный в режиме реального времени – обеспечивает немедленную обработку данных. В результате этого повышается качество сервисных услуг за счет уменьшения времени обслуживания клиентов, увеличивается объемов и разнообразие предлагаемых услуг, а также появляются более широкие возможности обеспечения оптимизацию обслуживания, применения новых управленческих методов.

В силу очевидных преимуществ централизованной компьютерной обработки данных, на сегодняшний момент системы резервирования предварительных заказов занимают важное место в организации учреждений, связанных с общественным питанием: будь то ресторан либо столовая. Для таких предприятий, как правило, представляют важность либо сведения о наличии свободных мест в помещении обслуживания, либо те, которые касаются заказов непосредственно на сами блюда. Вторые становятся необходимы, так как организация с одной стороны, может быстрее удовлетворять потребности клиентов, а с другой – оптимально закупать и распределять продукты. Продукты благодаря предварительным сведениям, сгенерированным системой, распределяются для приготовления блюд, которые в свою очередь с высокой вероятностью будут заказаны.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является повышение эффективности процесса резервирования заказов в организациях общественного питания путём разработки и реализации автоматизированной системы.

Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:

  1. анализ области применения систем резервирования заказов и существующих типов архитектур приложения;
  2. исследование информационных потоков объекта;
  3. изучение и анализ существующих методов и средств реализации системы для выбора технических и программных средств её разработки;
  4. разработка структуры программы и алгоритмов решения задач;
  5. разработка структуры БД системы;
  6. программная реализация элементов системы.

Объект исследования: процесс автоматизации резервирования заказов на предприятии общественного питания.

Предмет исследования: методы и средства программной разработки систем резервирования заказов.

3. Анализ современного применения систем резервирования заказов

Сегодня уже не вызывает сомнений то, что ресторан, кафе, либо другое подобное предприятие общественного питания уже не может полноценно функционировать без автоматизированного управления.

Опытным рестораторам не нужно объяснять, что дает внедрение системы автоматизации. Повар заранее знает, что ему готовить, а владелец всегда имеет точную информацию о работе его заведения. Аналитика, предоставляемая программой, покажет отчеты о продаже тех или иных блюд и позволит понять, что хотят видеть посетители в ресторане. Контроль сотрудников значительно облегчается с помощью системы разграничения прав доступа. Отчеты о работе персонала помогут выявить неэффективных сотрудников, снизить риск махинаций и фактически свести к нулю финансовые потери.

Заведение, оснащенное системой автоматизации, имеет ряд преимуществ по сравнению с не автоматизированным:

  1. скорость и качество обслуживания в таком заведении значительно выше;
  2. количество ошибок со стороны персонала заметно снижается;
  3. заказ, поступивший от клиента, автоматически поступает к повару;
  4. разработка структуры программы и алгоритмов решения задач;
  5. владелец всегда располагает актуальными на данный момент времени данными о работе его заведения[1]

Система автоматизации служит не только для уменьшения количества ручного труда, но и предназначена для анализа результатов этого самого труда. Помимо автоматизации текущих бизнес-процессов на предприятии ресторатор должен помнить о том, насколько выбранная система ограничит возможности развития бизнеса в будущем. При выборе системы важно не допустить того, что возможности бизнеса перерастут возможности выбранной системы, потребуется ее модернизация или замена. При автоматизации заведения большую роль играет также характер заведения (кафе, бар, ресторан). Выбранная схема обслуживания посетителей существенно влияет на требуемый от системы автоматизации набор функций. Кроме того, это сказывается и на торговом оборудовании, которое должно быть использовано при автоматизации предприятия. Например, для предприятий, работающих по схеме Fast-Food, нет необходимости приобретать принтеры сервис-печати (распечатка задания повару (марки) на приготовление блюд по заказу) – все блюда уже готовы. Для схемы обслуживания посетителей Table-service (с официантом), напротив, требуется обязательное наличие таких принтеров. Готовых блюд нет, их необходимо готовить в соответствии с заказами от посетителей.

Таким образом, очевидно, что данная предметная область предполагает широкое пространство для проектирования новых систем для предприятий конкретного вида и величины.

4 Обзор существующих систем автоматизации ресторанов

4.1 Система автоматизации ресторана «Юпитер»

Система состоит из следующих модулей:

Система обладает гибкостью. Модули системы можно объединить в единое целое – так, что они буду использовать единую базу данных. Можно выделить под каждый модуль отдельное информационное пространство. Такая схема позволяет повысить надежность системы – кассовый модуль установить непосредственно на кассу, складской – на компьютер учетчика, финансовый – на ноутбук директора. При этом можно передавать необходимые данные из одних модулей в другие.

Масштабируемость системы. Система может работать на одном-единственном компьютере – т.е. ресторану достаточно купить один-единственный компьютер, чтобы использовать весь функционал системы – кассу, склад и финансы. Также она может работать в локальной сети (когда все компьютеры постоянно соединены между собой), в распределенной сети (когда между какими-то компьютерами нет постоянного канала связи) – например, кассовая система установлена в ресторанах, а складской и финансовый учет ведется в центральном офисе. При этом обмен данными осуществляется путем передачи файлов любым имеющимся способом – на дискете, флэшке, по E-mail и т.д.

Надёжность системы проявляется в том, что встроенная технология резервного копирования регулярно сохраняет в архив всю информацию и позволяет при необходимости быстро ее восстановить. В случае нарушения работы локальной сети касса ресторана продолжает работать – можно принимать заказы и закрывать счета. Нет жесткого деления на станции официантов и кассиров – кассой можно сделать любой терминал, достаточно подключить к нему фискальный регистратор. Т.е. при поломке кассы можно быстро сделать кассой любой другой терминал и закрывать любые счета, вне зависимости от того, на каких терминалах они были открыты.

Безопасность системы выражается в возможности гибкой настройки прав доступа пользователей. Система отчетов позволяет отслеживать наиболее важные моменты работы ресторана (отмены, возвраты и т.д.).

Функционал системы:

Система позволяет выполнять доработки функционала для отдельного клиента в качестве дополнения к стандартному решению. При этом не происходит внесения изменений в программный код стандартного решения, благодаря чему сохраняются все договорные условия (сопровождение системы, регулярные обновления стандартного решения, техническая поддержка) [3].

Окно работы системы представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Окно работы системы «Юпитер»

4.2 Система R-Keeper

R-Keeper используется в более чем 3000 ресторанах, кафе, предприятиях быстрого обслуживания (FastFood), применяется в 135 городах (включая Москву, Санкт-Петербург, Киев и т.д. R-Keeper является высоконадежной многофункциональной системой, включающей в себя целое семейство программных продуктов, удовлетворяющих потребностям предприятий сфер обслуживания различной формы (классический ресторан, кафе, фаст-фуд, развлекательный центр и т.п.).

Это мощный инструмент для всеобъемлющего контроля зала, складского учета и учета рабочего времени, отличный помощник для финансового менеджмента. Многофакторный анализ позволит снизить себестоимость производства за счет эффективного управления товаропотоками и оптимального использования человеческих ресурсов.

Она позволяет решить множество проблем, повседневно возникающих при работе в баре, бистро, кафе и ресторане. Наиболее ощутимые результаты достигаются по следующим направлениям:

Для функционирования системы Back-Office желательно использование SQL Server. Работа гарантируется для InterBase (SCO UNIX или Windows NT). Обеспечивается поддержка Microsoft SQL, SyBase SQL, Informix, Oracle; все – TCP/IP. Система R-Keeper работает на нескольких кассовых аппаратах, называемых станциями, объединенных в локальную вычислительную сеть. Максимальное количество станций, подключаемых в одну сеть, ограничивается характеристиками компьютерной сети.

В качестве менеджерской станции используется IBM PC – совместимый компьютер. Станции бармена и кассира представляют собой специализированные IBM PC – совместимые компьютеры, имеющие в качестве дополнительных устройств: считыватели с магнитных карточек или электронных таблеток, разъемы для подключения чековых принтеров, интерфейсы для кассового ящика и дисплея покупателя. Станция официанта включает специализированный компьютер со считывателем магнитных карточек.

Для больших ресторанов с большим количеством рабочих станций рекомендуется использование файл-сервера (IBM PC-совместимый компьютер с хорошими скоростными характеристиками). Дополнительные затраты окупаются значительным ускорением в работе системы.

Для изучения R-Keeper прилагаются подробные руководства. Специалисты оказывают поддержку в освоении системы [4].

5 Обзор и анализ существующих типов архитектур приложений

5.1 Архитектура «клиент-сервер»

В настоящее время это наиболее распространенная архитектура, в которой выполнено множество работающих информационных систем.

В традиционном понимании система, выполненная в архитектуре клиент-сервер, представляет собой совокупность взаимодействующих компонент двух типов – клиентов и серверов.

Клиентом является запрашивающая машина (обычно ПК), сервером – машина, которая отвечает на запрос. Оба термина (клиент и сервер) могут применяться как к физическим устройствам, так и к программному обеспечению.

Клиент может обращаться с запросами к нескольким серверам. Сервера также могут обращаться с запросами друг к другу. Таким образом, типичный протокол для одного факта взаимодействия может быть представлен в виде двух обменов - запрос на сервер и ответ сервера.

Взаимодействие клиента и серверов представлено на рисунке 2.

Наиболее часто встречающийся класс приложений, выполненных в архитектуре клиент-сервер – различные приложения, работающие с базами данных. В таком случае в качестве сервера выступает СУБД, обеспечивающая выполнение запросов клиента, который в свою очередь реализует интерфейс пользователя [5].

Рисунок 2 - Архитектура «клиент – сервер»(Рисунок анимирован, количество повторов 6, длительность одного составляет 5 с, 5 кадров, 92,7 КБ.)

Архитектура «клиент-сервер» позволяет оптимальным образом распределить вычислительную нагрузку между клиентом и сервером, что влияет на многие характеристики системы: стоимость, производительность, поддержку.

Достоинства: позволяет организовать сеть с большим количеством компьютеров; обеспечивает централизованное управление учетными записями и эффективный доступ к сетевым ресурсам.

К недостаткам следует отнести то, что неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю сеть.

5.2 Архитектура «файл-сервер»

Когда сетевое многопользовательское приложение строится по принципу файл-серверной архитектуры, данные в виде одного или нескольких файлов, размещаются на файловом сервере. Файловый сервер принимает запросы, поступающие по сети от компьютеров-клиентов, и передает им требуемые данные. Однако обработка этих данных выполняется на компьютерах-клиентах. На каждом из компьютеров запускается полная копия процессора обработки данных. Любая такая копия независимо управляет файлами, содержащими данные. Единственная связь между этими независимыми действиями – файл блокировок (файл, который имеет имя, совпадающее с именем файла приложения, но с расширением Idb), который обязательно создается для каждого файла базы данных с расширением mdb. При этом каждая копия процессора обработки данных выполняет изменения индексов, работу с системными таблицами и другие функции, входящие в компетенцию СУБД [5].

Плюсы архитектуры: низкая стоимость разработки; высокая скорость разработки; невысокая стоимость обновления и изменения ПО.

Недостатки архитектуры с файловым сервером очевидны и вытекают главным образом из того, что данные хранятся в одном месте, а обрабатываются в другом. Это требует их передачи по сети, что приводит к очень высоким нагрузкам на сеть и, вследствие этого, резкому снижению производительности приложения при увеличении числа одновременно работающих клиентов. Вторым важным недостатком такой архитектуры также является децентрализованное решение проблем целостности и согласованности данных и одновременного доступа к данным, что снижает надежность приложения.

Выводы

В ходе выполнения магистерской диссертации рассматривается варианты существующих систем автоматизации ресторанного бизнеса на данном этапе, было принято решение о создании собственной системы, менее дорогостоящей и более полно отвечающей требованиям компании для автоматизации и повышения эффективности процесса резервирования заказов.

Разрабатываемая система поможет улучшить взаимодействие с клиентами наладить контроля и учета выполнения заказов. Даже если вы ведете историю звонков и контактов на бумаге или в Excel – это можно схема учета и контроля работает и позволяет контролировать все варианты взаимодействия с клиентами.

Список источников

  1. «Автоматизация ресторанного бизнеса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivs-company.ru/services/restaurant/
  2. Рязанцев, А. CRM-система. Порядок в продажах за 6 недель / А.Рязанцев. – М.: 1000 Бестселлеров, 2019. – 200 с.
  3. «Система автоматизации ресторана «ЮПИТЕР»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b-class.ru/fastfood.phtml
  4. «Система R-Keeper» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.datakrat.ru/oborudovanie_i_po/r-keeper.html
  5. «Отличие архитектуры «клиент-сервер» от архитектуры «файл-сервер»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://books.kulichki.com/data/access/as1/Glava%2017/Index3.htm
  6. «Информационные потоки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravil.net.ua/plan3/2_2.html
  7. «Web-приложение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-приложение
  8. «Ajax – новый подход к разработке web-приложений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ajax-development.narod.ru/ajax-article.html
  9. «Функциональности Ajax при помощи Ajax4jsf» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/ru/edu/os-ag-jsf3/section2.html
  10. «Chapter 5. Basic concepts of the RichFaces Framework» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.jboss.org/richfaces/3.3.2.GA/en/devguide/html/Architecture Overview.html
  11. «Apache Tomcat» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Apache_Tomcat