Українська English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время использование информационных систем в высших образовательных учреждениях не является редкостью. Спектр их применения широк и варьируется от автоматизации отдельно взятых рабочих мест до полной автоматизации деятельности высшего учебного заведения. Вне зависимости от объекта автоматизации, будь то преподавательский состав или администрация университета, в образовательном учреждении такие системы внедряют, преследуя конечную цель – повышение качества образования.

Кадровое обеспечение – это система принципов, форм и методов формирования необходимого количественного и качественного состава персонала, направленная на совершенствование кадрового потенциала и эффективное его использование.

Мониторинг, с одной стороны, – это механизм контроля, соотнесения реального положения дел с тем, что было запланировано, а с другой – средство обеспечения планирования на основе анализа сложившейся ситуации и стратегии развития. Вместе с тем сегодня мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле, цель которого – предоставление информации для принятия управленческих решений, направленных как на упреждение нежелательных последствий в состоянии объекта мониторинга от влияния внешних и внутренних факторов, так и на коррекцию самого объекта мониторинга.

Установление соответствия образования преподавателя профилю читаемой дисциплины – обеспечение качества подготовки обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, позволяющим выпускникам ДОННТУ успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать компетенциями, способствующими его конкурентоспособности на рынке труда.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Одной из проблем, решение которых требуется при разработке программного обеспечения, позволяющего автоматизировать большинство процессов обработки информации в образовательных организациях, считается формирование общей информационной концепции. Проектирование и реализация целостного центра хранения данных (базы данных) с целью минимизировать функции отдельных пользователей далеко не меньше существенная задача при формировании автоматизированных систем. В связи с наличием в высших учебных заведениях общей базы данных, одним с основных требований к разрабатываемой системе является возможность интеграции в эту базу, с целью использования хранящихся в ней данных об основных структурных подразделениях любого университета – кафедрах, учебных планах подготовки специалистов и конечно научно–педагогических сотрудниках, обеспечивающих учебный процесс.

Разрабатываемая система должна базироваться на Нормах времени для планирования и учета объема учебной работы научно–педагогических работников ГОУВПО ДОННТУ. Информация из этого документа должна использоваться при расчете учебной нагрузки научно–педагогических работников участвующих в образовательном процессе, а также позволяет разработать алгоритм определения контактной работы студента с преподавателем.

В ходе выполнения магистерской диссертации необходимо разработать программный продукт, позволяющий осуществлять контроль за качественным составом НПР университета.

Исходя из поставленной задачи разрабатываемое ПО должно позволить проводить анализ учебных планов по образовательным программам бакалавр, специалист и магистр с точки зрения соответствия квалификации научно–педагогических работников, принимающих участие в обучении, требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики и федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Для решения поставленной задачи необходимо решить следующие подзадачи:

  1. разработать СБД, позволяющую использовать информацию из АСУ ВУЗ и АСУ Деканат Донецкого национального технического университета;
  2. разработать алгоритм расчета контактной работы преподавателя со студентом;
  3. разработать алгоритм определения показателей качественного состава НПР, в соответствии с требованиями ГОСВПО различных направлений подготовки (специальностей);
  4. реализовать разработанные алгоритмы;
  5. формирование отчетных форм;
  6. обеспечить обработку данных за счет автоматизации вероятных действий пользователя системы;
  7. обеспечить возможность расширения системы (допустимость ее доработки в случае увеличения запросов к автоматизированной системе);
  8. разработать пользовательский интерфейс.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Проблемы автоматизации деятельности университета

Быстрое развитие средств вычислительной технической, изменение условий образования, изменение средств и форм обучения, увеличение спектра технических средств, а так же применение больших объемов данных устанавливают потребность внедрения информационных технологий в образование.

Автоматизация, как правило, подразумевают использование технических, а также программных средств, частично либо целиком освобождающих человека от прямого участия в процессах получения, преобразования, передачи, а также применения материалов либо данных. Процессу автоматизации предшествует его формализация, то есть получение полного набора однозначно трактуемых инструкций, придерживаясь которым достигается итог реализации процесса[2].

Достоинства автоматизации явны – это ускорение выполнения операций и снижение ошибок при их выполнении, снижение издержек на реализацию операций и повышение качества. Успешной может считаться автоматизация, в результате внедрения и использования которой удалось возвратить инвестированные в нее средства.

Выделяют следующие этапы процесса автоматизации, применяемые в целом к деятельности того или иного учреждения. Каждый из этапов требует осмысленного и последовательного выполнения.

Этап 1: Постановка проблемы, оценка необходимости автоматизации и возможностей предприятия.

Этап 2: Формирование требований к программно–аппаратному комплексу, выбор или реализация программного продукта и технического обеспечения.

Этап 3: Внедрение программного продукта.

Этап 4: Послегарантийное обслуживание программно–аппаратного комплекса.

Прежде чем начать автоматизацию, следует понятно и отчетливо сформулировать собственные условия к ней. Необходимо установить какие собственно функции следует автоматизировать. Необходимо принимать во внимание то, что нередко внедрение автоматизированных систем понижает уровень влияния человеческого фактора в осуществление тех либо других операций.

Каждый отдельный специалист в рамках своих обязанностей обязан иметь навык незамедлительно устранять образующиеся в системе отказы, обнаруживать и устранять нарушения условий эксплуатации, решать те или же другие проблемы пользователей.

Выбор программного продукта или же среды его разработки никак не следует отделять от выбора технического обеспечения, на котором предстоит в дальнейшем выполнять работу. Не нужно забывать также о существующей информационной системе университета. Объединение в единое информационное пространство дает возможность применять прежде реализованные компоненты также единую базу данных то, что увеличивает гибкость информационной системы в целом, а также уменьшает повторение ранее существующей данных[2].

Описанный процесс анализа деятельности университета обычно называют предпроектным обследованием учреждения[3]. В ходе обследованием строится полная модель организации, описывающая не только взаимодействие структурных единиц, но и реализуемые ими операции и информационные потоки. Построение подобных документированных моделей позволяет не только оптимизировать текущую работу, но и сделать деятельность предприятия менее зависимой от конкретных людей, а также помочь в обучении новых сотрудников.

После построения модели учреждения и определения требований к программному продукту, необходимо определиться с выбором программы. Функциональная полнота (достаточность) будущей программы является базовым требованием к выбору программного продукта.

2.2 Анализ системы формирования учебных планов

Любой университет, как объект управления, представляет собою двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки – университета. На рисунке 2.1 приведен процесс генерации учебных планов.

Задача каждого учреждения, осуществляющей образовательную деятельность в сфере высшего образования, – выпуск квалифицированного специалиста (бакалавра). С целью достижения высокой степени подготовленности бакалавра а также формирования компетенций, принятых в федеральном государственном образовательном стандарте по направлению, учреждение, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает в качестве основы учреждения учебного процесса академического плана согласно направлению. Непосредственно учебный план логически связывает отдельные дисциплины образовательной программы, а также направляет деятельность обучаемых в результат конечных целей учебного процесса: приобретение знаний, а также демонстрация умений и опыта в определенной сфере профессиональной деятельности.

Задачей учебного плана считается, с одной стороны, обеспечение высококачественной подготовки специалистов (бакалавров), а с другой – выполнение установленных ограничений, связанных с организацией процесса обучения в соответствии с определенным учебным планом, а также соблюдением абсолютно всех нормативных документов. От того, как составлен учебный план, во многом зависят результаты изучения программы бакалавриата, а также сформированность у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, а также профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования согласно определенному направлению.

Сгенерированный в рамках АСУ ВУЗ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 15.04.05 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ.

Процесс генерации учебных планов

Рисунок 2.1 – Процесс генерации учебных планов (Рисунок анимирован, количество повторов 5, длительность одного составляет 10 с, 8 кадров, 725 КБ.)

Наивысший уровень иерархии принимает решение задачи соответствия выпускаемых высшей школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно устанавливает содержание образования, разрабатывает модели личностей специалистов различных профилей, типовые учебные планы, а также программы согласно специальностям и т.д.

Нижний уровень – высшее учебное заведение, гарантирует соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований, принятых в директивных документах: моделях личности специалистов, типовых учебных планах, а также в программах.

В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования, обозначаются:

Рабочие учебные планы составляются каждый год, также университетам предоставляется возможность вносить поправки в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание, а также структуру образования. Подобным способом, университетам предоставляется достаточная свобода с целью усовершенствования качества подготовки специалистов не только лишь путем уточнения дисциплин, изучаемых в университете, а также путем их оптимального расположения во времени[5].

Все дисциплины учебного плана объединены между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах применяется информация из ранее изученных, в отсутствии ее конкретизации, то есть подразумевается то, что обучаемый знает, тот или иное значение вкладывается в то или другое определение либо понятие.

3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

3.1 Модульное обучение

Один со способов формирования учебных планов, а также программ считается организация модульного обучения. В последние годы в данном направлении произведено огромное количество разработок. Суть модульного обучения состоит в том, чтобы максимально обособить отдельные блоки (модули) учебного материала. Каждый модуль при его изучении гарантирует результат некоторой дидактической цели. Учебный материал, охватываемый модулем, обязан являться настолько завершенным блоком, чтобы была возможность конструирования единого содержания из отдельных модулей в отсутствии нарушения логичности изложения материала[4].

Модульное обучение предусматривает максимум самостоятельной работы студента. Функции преподавателя при таком обучении все больше сводятся к консультативным.

Задача разработок, ведущихся в данном направлении – формирование гибкого содержания обучения с возможностью замены отдельных модулей.

При модульном построении обучения предлагается последующая методика формирования содержания модулей. Создается граф логической структуры предмета, в котором указываются не только внутри предметные, а также межпредметные связи[7]. Потом в отдельные учебные элементы, составляющие структуру модуля, выбираются полностью те темы из графа логической структуры, какие нужны с целью изучения конкретного учебного элемента то, что дает возможность согласно возможности гарантировать его значительную автономность, достичь полноты содержания в нем учебного материала. В связи с этим в содержание учебного элемента, помимо вышеуказанных тем, включаются также темы прочих предметов, на которые указали межпредметные связи.

Подобное построение обучения имеет собственные плюсы, а также недочеты. В качестве плюсов, возможно, указать то, что достигается некоторая гибкость обучения. Возможность перемещать во времени отдельные блоки модули учебного материала в отсутствии анализа их внешних связей, таким образом, модули считаются максимально обособленными, а также законченными структурами.

Существенным минусом такой организации построения содержания обучения считается то, что в модули помещается данные, никак не относящаяся непосредственно к изучаемой дисциплине. При этом, информация фундаментальных наук с целью данной специальности (в частности, для инженерного образования – математика, физика также прочие общетехнические дисциплины) может быть, дублироваться несколько раз в разных модулях. Безусловно, ведь, благоприятно оказывает большое влияние на качество усвоения материала, однако существенно сокращает общий объем учебного материала, что возможно преподнести студенту за срок его обучения в вузе.

3.2 Составление учебного плана на основе дерева целей подготовки специалиста

Одним с направлений работ в сфере совершенствования подготовки специалистов в высших учебных заведениях считается формирование учебных планов вузов на основе дерева целей подготовки специалиста[5].

Кратко о сути способа. Способ реализуется на основе построения дерева целей учебного процесса подготовки специалиста. Дерево целей содержит несколько иерархических уровней. Различные авторы предлагают создавать иерархию уровней по–разному. Приведем один пример. Главные цели обучения – то, что обязан понимать, а также уметь выпускник университета.

Каждой цели устанавливается в соответствие одна либо несколько дисциплин учебного плана. Каждую дисциплину, в свою очередь, возможно, разделить в темы.

Объем учебного плана в часах известен предварительно, следует заполнить данный объем преимущественно важным содержанием. В ДОННТУ обычно обучение происходит в двух семестрах, каждый из которых длится 17 недель, исходя из этого каждую дисциплину удобно делить на 17–часовые элементы.

Таким образом, дерево целей учебного процесса содержит три уровня.

Первый уровень – цели учебного процесса.

Второй уровень – разделы учебного плана.

Третий уровень – 17–часовые элементы.

Входными данными считаются коэффициенты относительной важности целей учебного процесса, но кроме того веса целей второго уровня относительно целей первого уровня. Отталкиваясь из этих данных, рассчитываются коэффициенты относительной значимости целей второго уровня, веса целей третьего уровня относительно целей второго уровня также коэффициенты относительной значимости целей третьего уровня (семнадцатичасовых элементов), но кроме того групповые веса элементов учебного плана[6].

Объем учебного плана в часах известен, возможно, перевести его в элементы. В таком случае, разместив элементы в порядке убывания групповых весов элементов учебного плана, необходимо отобрать в академический план R первых элементов, где R – объем учебного плана в элементах. Потом проводится экспертный опрос согласно связям среди выбранных в академический план элементами.

При таком алгоритме работы никак не предусматриваются связи между модулями. Связи между модулями, попавшими в академический план, оцениваются уже после отбора содержания, по этой причине может проявиться информационная недостаточность с целью изучения некоторых модулей, т.к. необходимые для них в качестве информационной базы элементы–предки могут иметь недостаточно большой групповой вес.

Для разбиения учебного плана на семестры предложен следующий алгоритм.

Первый этап – удаление контуров в графе связей учебного материала. Из контуров удаляются дуги с наименьшим весом.

Второй этап – разбиение графа без контуров на слои.

Третий этап – размещение элементов учебного плана по семестрам.

Метод размещения: для первого семестра берутся элементы первого слоя, потом, при незаполненности семестра, в него включаются элементы последующего слоя такие, что сумма весов дуг, попавших в один семестр, минимальная. Сумма весов дуг является штрафом, что необходимо минимизировать. В случае если семестр переполнен, в таком случае элементы из него переносятся в следующий семестр согласно тому же правилу, т.е. переносятся те элементы, вес дуг каковых минимален[8].

Многокритериальная задача. Вначале выполняется отбор элементов в план согласно критерию наибольшего суммарного группового веса. Потом устанавливаются связи среди отобранными в план элементами. Также распределение элементов по семестрам осуществляется согласно критерию наименьшего суммарного штрафа за дуги из разных слоев, попавшие в один семестр, и за дуги одного слоя, попавшие в различные семестры.

В предложенном алгоритме расположения по семестрам элементов плана учебного процесса можно отметить нижеследующие недостатки.

  1. Размер учебного элемента имеет фиксированную величину. В этом случае логическое разбиение дисциплины на учебные элементы может быть сопряжено с определенными трудностями в случае, если какой–либо раздел в дисциплине представляет собой единую крупную цельную единицу. А при искусственном мелком дроблении таких разделов может возникнуть трудность при установлении связей.
  2. Отмечено, что коэффициенты относительной важности целей учебного процесса и веса целей определяются с помощью экспертов, но не изложены принципы определения этих коэффициентов, а так как цели разных уровней представляют собой абстрактные понятия, это может вызвать определенные трудности в понимании поставленной перед экспертами задачи, и, следовательно, большой диапазон разброса экспертных оценок.
  3. При отборе содержания обучения никак не учитываются связи между отдельными элементами учебного плана, но предусматривается только лишь их вклад в достижение цели. Тогда из учебного плана могут оказаться исключенными модули, какие обладают низкие коэффициенты относительной значимости с целью достижения цели, но на них базируется изучение модулей–потомков. В данном случае содержание учебных модулей все равно придется изложить, однако при этом снизится отрезок времени, на изучение следующих за ними модулей, что не может положительно отразиться в их усвоении.
  4. Не учитывается принадлежность определенных элементов одному предмету. В случае если два элемента одной дисциплины попадаются в один семестр, в таком случае вес этой дуги к штрафу допускается не прибавлять, таким образом, как в этом случае сохраняется логичность изложения материала. Таким образом, в случае если в семестр оказались два элемента одной дисциплины равного объема, то каждый из них будет изучаться половину семестра. В этой ситуации критерий делается противоположным критерию минимизации временных разрывов, таким образом как при соответствии интенсивности изложения дисциплины максимально возможной, для того чтобы связанные между собой элементы одной дисциплины попадали в один семестр. При этом временной разрыв между ними в неделях станет равный нулю. Чем теснее связь между элементами в данном случае, тем правильнее усвоение материала.
  5. Не рассмотрены ограничения, налагаемые на учебный план. Данный подход к составлению учебных планов начинает внедряться в ДОННТУ и является наиболее перспективным. Модульный принцип обучения позволяет оперативно варьировать квалификационными характеристиками, выполнение которых связано не только с конкретными дисциплинами, преподаваемыми студентам, согласно учебным планам, но и с определенными модулями, входящими в эти дисциплины.

4. ОПИСАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.

Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности. ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
X.XX.XX.XX,
где:
1–й цифровой знак соответствует коду области образования;
2–й и 3–й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4–й и 5–й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6–й и 7–й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка. Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение 00.

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО–О 2013.

Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:

ВЫВОДЫ

В ходе выполнения магистерской диссертации рассматривается анализ проблем, связанных с автоматизацией деятельности университета, проводится анализ систем формирования и методы разработки учебных планов.

Правильно и точно составленный учебный план обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско–преподавательского состава.

Наиболее распространен сегодня подход, определяющий соответствие профиля дисциплины образованию преподавателя на основе соответствия укрупненных групп специальностей или направлений подготовки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Кадровое обеспечение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадровое_обеспечение.
  2. Дочкин, С. А. Автоматизированные системы планирования учебного процесса вуза: сущностные проблемы внедрения / С.А. Дочкин. // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2015. – № 5 – С. 148–154.
  3. Зафиевский, А.В. Автоматизация управления учебным процессом в ВУЗе/ А.В. Зафиевский. // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 115–117.
  4. Клеванский, Н.Н..Математическое моделирование учебных планов ВУЗа / Н.Н. Клеванский, С.В. Наумова. // XII Международная конференция Информационные технологии в образовании. – Ч. IV. – М.: МИФИ, 2002. – С.193–194.
  5. Барышников, А.В. Softkey.ru и информатизация учебного процесса // Softkey.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.softkey.info/reviews/review.php? ID=378.
  6. Семенов, С.П. Интегрированная информационная модель управления современным образовательным учреждением / С.П. Семенов, Т.Д. Карминская // Известия ОрелГТУ. Сер.: Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии: информационные системы и технологии. – 2008. – №1–4/269 (544).
  7. Посталюк, Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:// psychology.narod.ru / 121.html.
  8. Информационно–аналитическая система разработки учебных планов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionno–analiticheskaya–sistema–razrabotki–uchebnyh–planov/viewer
  9. ОКСО 2021 | Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009–2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poporyadku.ru/okso2016.html.