← 

Khamadeeva, Z.A., Ibragimova, Z.F., & Frolova, K.S. (2020). Tourism development through modern virtual technologies (the example of Ufa). Service and Tourism: Current Challenges, 14(4), 115– 121. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10410. [Ссылка на источник]

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10410

ХАМАДЕЕВА Зульфия Анваровна
Башкирский государственный университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ) кандидат географических наук, доцент; zulfiya_x@rambler.ru

ИБРАГИМОВА Зиля Фахргалеевна
Башкирский государственный университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ) кандидат географических наук, доцент; zilyaf2013@yandex.ru

ФРОЛОВА Ксения Сергеевна
Башкирский государственный университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ) магистрант; zulfiyarambler79@gmail.com

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ г. УФЫ)

В статье рассматривается одно из направлений развития туристической отрасли – виртуальный туризм. В настоящее время наблюдается тенденция к бурному развитию и внедрению виртуальных технологий во все сферы жизни людей. Туристический бизнес не является исключением, он наиболее активно использует виртуальные технологии в организации своей деятельности, которые помогают гибко и полностью сегментировать развитие туристического конкурентоспособного предложения. Современные туристы предпочитают нестандартные туры с инновационной составляющей. Это может быть и использование инновационных ресурсов, и разработка туристских продуктов с инновациями, и использование новых форм обслуживания на маршруте. В современный период, полный кризисов, виртуальный туризм становится все более популярным, перспективным средством продвижения любого направления, тура. Потенциальные туристы могут ознакомиться с достопримечательностями, культурным, историческим и рекреационным потенциалом территории, которую они намерены посетить. Затем сделать выбор, остановиться на самых интересных объектах, в самых подходящих, захватывающих местах планеты, при этом совершенно бесплатно и безопасно. Авторы описали особенности развития туризма с помощью современных виртуальных технологий, определили роль и значение применения виртуального тура для современного общества, современного бизнеса, предложили авторскую виртуальную экскурсию по старой Уфе «Сквозь времена». Только виртуальный тур может открыть всю глубину предлагаемого маршрута, соединить две эпохи, заглянуть в прошлое. Уфа сегодняшняя, и Уфа историческая, сохранившаяся только на фотографиях, позволяет сделать много выводов о развитии города, о сохранении историко-культурного наследия, обратит внимание на то, что происходит разрушение исторических памятников.

Ключевые понятия: виртуальный туризм, инновационные ресурсы, инновационная составляющая, интерактивные панорамы, виртуальные технологии.

Введение

Туризм - это высококонкурентная и разнообразная отрасль. В таких условиях турфирмы вынуждены искать новые способы борьбы. Инновационные технологии стали важным элементом конкурентоспособности организаций. Они образуют благоприятный имидж компании и лидерство в освоении и захвате новых рынков. Современные формы путешествий претерпели множество трансформаций, и виртуальный туризм набирает все большую популярность среди пользователей Интернета по всему миру.

Целью исследования является изучение особенностей развития туризма с использованием современных технологий и разработать авторскую виртуальную экскурсию по старой Уфе Сквозь времена

В статье использованы статистические, справочные, литературные материалы и исследования рынка виртуальных технологий в сфере туризма.

Сегодня тема виртуального туризма, несомненно, актуальна, но еще недостаточно освещена в научной литературе. Виртуальный туризм еще недостаточно рассмотрен в научной литературе, и есть несколько статей о виртуальном туризме, преимущественно журналистского и рекламного характера. Это связано с относительной новизной данного типа. туризма. Он находится на стадии становления и разработки. Концепция виртуального туризма также не имеет четкой формулировки и требует уточнения. Во многих определениях описание технологии виртуальных путешествий происходит по-разному. Например, виртуальный туризм рассматривается как способ реалистично отображать трехмерное многоэлементное пространство. Настоящую поездку, поход, или экскурсию можно заменить виртуальным туризмом при необходимости. Такой подход к путешествиям комфортнее, удобнее и безопаснее, так как осуществляется не выходя из дома.

Отметим положительные стороны туризма, которые были особенно ярко выражены как в 2020 и в целом, будучи привлекательными как для предоставителей услуг, так и для потребителей. Выделим наиболее значимые аспекты, привлекательные для потребителя [8]:

  1. в первую очередь это минимальные затраты энергии, времени, усилий, не нужно долго готовиться к поездке, заниматься туристическими формальностями, оформлять паспорта, визы, менять валюту и т. д. Кроме того, виртуальный тур можно прервать в любой момент и продолжить в любое удобное время.
  2. во-вторых, появилась возможность побывать в тех регионах, где не было возможности путешествовать по какоц-либо причине: экологические нарушения, размер территории, опасность движения, плохая инфраструктура, отдаленность страны и так далее. Виртуальный туризм позволяет вам путешествовать с такой категорией людей, для которых ранее такие поездки были недоступны, например, одинокие туристы, которые могли не найти пару, подростки без родителей, многодетные семьи, у которых нет возможности далеко уехать, люди, обремененные семьей обязанности, которые не позволяют им свободно перемещаться по миру.
  3. В-третьих, безопасность. Виртуальный тур гарантирует безопасность вашего здоровья. Настоящая поездка может обрести различные форс-мажорные обстоятельства, которые вполне могут возникнуть, и их трудно предсказать и предвидеть. Виртуальный туризм может подарить не меньше впечатлений, а вы не боитесь за свой кошелек, за возможность заразиться вирусом, не попасть в музей, потому что там длинная очередь и т. д. Хотя в Интернете, конечно, есть ряд опасностей. Компьютерные вирусы, онлайн-ограбления и так далее. Но в любом случае виртуальный тур не подвергает опасности жизнь и здоровье путешественника.
  4. В-четвертых, групповой виртуальный тур позволит людям общаться на разных языках, потому что Интернет позволяет сделать онлайн-перевод, чему способствует глобализация. Вы также можете выучить язык, пока путешествуете.

Опыт использования инноваций в туризме. Зарубежный и российский опыт

По большому счету, туризм показывает высокие темпы роста практически во всех странах мира, где нет внешних ограничений на рост. Население мира путешествует все больше и больше, и готово тратить больше денег на сферу впечатлений. Однако в сфере туризма существует высокий уровень конкуренции, в котором туристические компании должны искать новые формы конкуренции на рынке. Один из этих инструментов - инновационные технологии, которые показывают, насколько прогрессивна и развита компания, тем самым вызывая все больше и больше доверие среди потребителей. В этом отношении, компании увеличивают прибыль, завоевывают новые рынки, делают свою продукцию более уникальной, осваивают новые, ранее недоступные территории, добавляют дополнительные услуги, тем самым увеличивая прибыль компании.

Визуализация дает много преимуществ любой компании в любой отрасли и виртуальные туры, наряду с четкой организацией бизнеса дают ряд преимуществ для компании, позволяющих выделиться среди конкурентов и создать положительный имидж. Области применения виртуальных туров могут быть самыми разными, но самый современный инструмент визуализации создан именно в туризме.

Страны создают масштабные виртуальные проекты, которые могут повысить привлекательность конкретных туристических направлений, продвигают национальный туристический продукт и тем самым привлекают туристов в регион. Самый популярный, известный, современный и посещаемый музей в мире - это Лувр. Чтобы поддержать поток посетителей, чтобы раскрыть всю глубину и разнообразие выставки, была создана виртуальная экскурсия по Лувру. Возможность более наглядно, подробно рассмотреть интересные объекты стала популярной у посетителей этого тура. Человек, который на самом деле посещает Лувр после такой экскурсии чувствует себя более уверенно. Это добавило привлекательности музею, как и Парижу и Франции в целом, потому что это говорит о клиентоориентированности, об уходе за туристами.

Второй успешный пример - Италия, где министерство туризма Италии заказало проект известного фотографа Ханса фон Вайссенфлу, посвященный историческому и культурному наследию страны. Особое внимание было уделено Венеции, площади Сан-Марко, любимому туристическому направлению. Была проделана большая кропотливая работа по цветокоррекции и редактированию (редактировалось: 294 человека, 65 голубей, 9 чаек).

Модель виртуального тура по Императорскому дворцу в Пекине (Китай) реализована в виде игры Second Life, которая позволяет выбрать одного из девяти персонажей (евнухов, солдат, чиновников и имперских наложницы) династии Цин и исследовать Королевский дворец в деталях.

Реализованы аналогичные виртуальные модели во многих странах, включая Японию, Мексику, Англию, Францию, Индию и др. Успешно реализованные виртуальные проекты зарубежных стран показывают, что это направление может быть успешно использовано, особенно в сфере туризма.

Созданы виртуальные туры и по регионам Российской Федерации. Например, по указ Президента Российской Федерация был создан виртуальный тур по президентской резиденции под названием Открытие Кремля. Девиз тура: Кремль открыт! Добро пожаловать!. Виртуальный тур по Кремлю дает вам возможность исследовать недоступные объекты, объекты, которые расположены в президентской резиденции. Преимущество этого тура заключается в том, что наблюдателю предлагается большой объем пояснительной информации в виде аудио, видео и архивных данных.

Виртуальный тур по музею-заповеднику Кижи. Этот виртуальный тур знакомит туристов с культурными достопримечательностями, архитектурным наследием, многочисленными музейными коллекциями и экспонатами, и удивительной природой Кижского погоста.

Санкт-Петербург стал лидером по количеству таких сайтов. Самыми успешными программами северной столицы стали проекты Виртуальный Санкт-Петербург, Аэрофотопанорама, муниципальный проект ВизитПетербург.

Подобные проекты также созданы в Барнауле, Суздале, Астрахани, Анапе, Екатеринбурге, Оренбурге, Воронеже и других городах России.

Возможность появления виртуального туризма основана на возникновении и широком использовании информационных, телекоммуникационных и интернет-технологий. Это привело к развитию виртуального туризма. А новое поколение путешественников, детство которых проводилось в интернет-играх, в виртуальной реальности, было первопричиной появления виртуального туризма. Ведь здесь виртуальность становится реальностью, и реальность становится виртуальностью. Виртуальный туризм - это индивидуальная деятельность, позволяющая получить максимально реалистичную и осязаемую информацию о реальном туристическом месте с использованием современных компьютерных технологий, фактически без перемещения в виртуальное пространство [4].

Разработка виртуального тура по Уфе «Сквозь времена»

Виртуальный туризм - это индивидуальная деятельность, позволяющая использовать современные компьютерные технологии для создания и получать самую реалистичную сенсационную информацию о желаемом месте, не находясь в нем [8].

Интерактивные панорамы представляют собой последовательность изображений, сделанных одно за другим с широкоугольный объективом и сшитых вместе. Они информативнее статичных фотографий. Они также дают посетителю полную иллюзию, находясь в комнате. Готовую виртуальную панораму легко встроить на сайт или установить на любой веб-сервер, а также записать на презентационный компакт-диск.

Виртуальные туры по республике Башкортостан были созданы в таких местах как гора Иремель и Торатау, Красная Горка, Красный Ключ, Аскинская ледяная пещера, Озеро Талькас, Шульган-Таш и Агидель, Павловский парк, санаторий Красноусольск и др.

В городе Уфе созданы туры в таких местах как Олимпийский парк, Телецентр, Планетарий, Рада городского округа города Уфы, Дом правительства Башкортостан, Башкирский академический драматический театр имени Мажита Гафури, общая экскурсия по самой Уфе и др.

Большинство туров проходят на сайте Виртуальный Башкортостан. Он также содержит виртуальные туры по России.

Рассмотрим оформление авторского виртуального тура по Уфе «Сквозь времена». В течение просмотра будет произведено краткое описание города.

Вы можете развернуть карту и следовать маршруту, нажав на красные точки. Расширенная карта показана на рисунке 1.

Всего 16 панорам: Гора - 1 точка; Мост - 1 точка; Набережная - 1 точка; Железнодорожный мост - 1 точка; ул. Карла Маркса - 8 точек; ул. Ленина - 2 точки; ул. Пушкина - 2 точки (рис. 1).

Карта виртуального тура старой Уфы Сквозь времена

Рисунок 1 - Карта виртуального тура старой Уфы Сквозь времена

Для создания виртуального тура была использована отдельная комната. Она будет содержать оборудование для ощущения реального присутствие на месте, которое будет показано в очках VR (виртуальной реальности). Предлагаемая комната, в которой будет показан виртуальный тур - это отдельное, просторное и светлое помещение со специальным оборудованием, которое позволит вам полностью погрузиться в виртуальное путешествие.

Необходимое оборудование:

Уникальный дизайн комнаты поможет вам получить максимум от вашего виртуального тура

Экономическое обоснование тура

Расчет виртуального тура. Список помещений, разделенных по тематикам:

  1. Гора - 1 точка
  2. Мост - 1 точка
  3. Набережная - 1 точка
  4. Железнодорожный мост - 1 точка
  5. ул. Карла Маркса - 8 точек
  6. ул. Ленина - 2 точки
  7. ул. Пушкина - 2 точки

Всего 16 панорам (рис. 1). Стоимость набора виртуального туристического бизнеса - 25000 тыс. руб. Что входит в комплект в бизнес-пакете:

Итого: 25000 + 16 * 2500 = 65000 руб. на готовый 3D тур под ключ. Среднее время получения готового набора сферических панорам с детальной обработкой - 5-7 дней.

Затраты на дополнительные (рекомендуется) оборудование для виртуального тура.

Подсчитаем общую сумму расходов.

Стоимость оборудования + готовый 3D тур = общие затраты.

772 590 + 65 000 = 837 590 руб.

Такая высокая цена была получена из-за того, что предлагалось дорогое оборудование. Как упоминалось выше, его покупка не является обязательной и носит рекомендательный характер. Покупка дорогих стульев - это всего лишь углубление в реальное присутствие в другом месте, для более захватывающих ощущений. От такой покупки можно отказаться, но тогда получится простой виртуальный тур.

По результатам опроса в социальной сети Instagram можно сделать вывод, что виртуальный тур по Уфе Сквозь времена будет востребован (82% процентов респондентов хотят посетить такой тур).

Виртуальный тур по Уфе Сквозь времена можно реализовать тремя способами:

  1. Бесплатно. Как личный вклад в развитие туризма в регионе;
  2. По стоимости продукта в 68 580 руб.;
  3. Стоимость + наценка (за вашу работу) 68 580 + 15000 = 83580 руб.

Если рассматривать реализацию тура вторым или третьим способом, то окупаемость виртуального тура в Уфе «Сквозь времена» будет моментальной. Финансирование проекта за счет личных средств.

Тур может быть предложен туроператорам, Государственному комитету Республики Башкортостан по туризму как социальный проект, так и в рамках школьной программы. Материалы исследования могут быть использованы для создания подобных туров. В рамках программы празднования 450-летия столицы республики в 2024 году этот проект будет наиболее актуальным и востребованным, так как знакомит гостей с Уфой.

Это непременно станет главной причиной привлечения туристов в регион. Это, безусловно, станет важным поводом для привлечения туристов. Таким образом, виртуальный туризм увеличивает желание посетить привлекательные места и увидеть все своими глазами, получая больше информации и стимулируя реальные путешествия.

Заключение

Туристический бизнес активно внедряет и применяет виртуальные технологии для бизнеса, они становятся все более популярными, так как позволяют подавать различную информацию в более привлекательных формах.

Виртуальный туризм рассматривается как вид деятельности физических и юридических лиц, которые организуют или проводят виртуальные туры. Концепция субкультуры виртуального туризма оказывается конструктором, выражающим формирование сетевых сообществ этих людей. люди разных национальностей и уровней образования, которым интересны реализованные и потенциальные возможности виртуального туризма и его перспективы.

Индивидуальные туры в виртуальной реальности в настоящее время характеризуются разобщенностью различных отдельных субъектов соответствующих сетевых сообществ, которые, тем не менее, объединяет интерес к виртуальному туризму [4].

Одним из объектов 3D-технологий является 3D-панорама - специальная фотография, покрывающая все пространство вокруг одной выбранной точки: 180 градусов по вертикали и 360 градусов по горизонтали. Виртуальная панорама состоит из нескольких фотографий, сделанных с помощью специальных программ, которые создают впечатление, что человек находится в центре виртуальной 3D-панорамы.

Отметим положительные стороны внедрения виртуальных технологий [3]:

Главный недостаток внедрения современных виртуальных технологий - это недостаточно квалифицированная рабочая сила с минимальным уровнем знаний в области информационных технологий. Эту проблему можно решить, выполнив следующие действия:

Программа обучения гидов должна быть дополнена виртуальными турами, максимально приближенными к реальности. Это позволит новым сотрудникам учиться и приобретать опыт.

Внедрение виртуальных систем туристической компанией, несомненно, положительно скажется на имидже компании, а также вызовет доверие потребителей.

Используя виртуальные технологии в бизнесе, туристическая компания приобретает репутацию предприятия, которое применяет современные инновационные технологии, улучшает обслуживание, улучшает развитие компании, тем самым привлекая все больше и больше новых клиентов. Таким образом, виртуальные технологии в туристическом бизнесе имеют большие перспективы, что положительно скажется на развитии деятельности в туристической индустрии.

Таким образом, виртуальный туризм позволяет посетить интересные места и увидеть все своими глазами, тем самым информируя и стимулируя настоящие путешествия.

Список источников

  1. Bogomolova, E. S., & Minich, I. M. (2013). Information technology is a key factor in management analysis in tourism. Virtual tours, 3(108), 27–28. (In Russ.).
  2. Kalinovsky, K. M. (2006). Virtual tourism. Kiev: Bukovina LTD, 107. (In Russ.).
  3. Lash, O. I. (2014). Development elements of virtual excursions. Modern education: traditions and innovation, 2, 63–67. (In Russ.).
  4. Latypov, I. A. (2014). About some philosophical aspects of the formation of a subculture of virtual services 138 creative economy. Tourism: its new story or only “story”? Contemporary problems of science and education, 2, 46–52. (In Russ.).
  5. Petrova, A. (2012). Virtual Museum as an effective tool for preserving cultural heritage and development of museum systems. Westn. St. Petersburg Sir. 6. Philosophy, cultural studies, political science, law, inter-world. relationship, 3, 132–138. (In Russ.).
  6. Khamadeeva, Z. A. (2006). Territorial forecast of the population of the Republic of Bashkortostan. Bulletin of the Bashkir University, 2, 78–81. (In Russ.).
  7. Khamadeeva, Z. A., & Akhunov, A. R. (2013). The role of geographic information systems in the development of the tourist market of the Republic of Bashkortostan. Vestnik UGUES. Science, education, economics. Series: Economics, 4(6), 93–98. (In Russ.).
  8. Shamlikashvili, V. A. (2014). Virtual Tourism as a new kind of tourism. Creative economics, 8(10), 128–138. (In Russ.)
  9. Yulenkov, S. E., Kotelnikova, S. V., & Kasatkin, A. S. (2016). Modern virtual tours and means of developing virtual excursions in museum activities. Reshetnev readings, 20, 239–240. (In Russ.).
  10. Matveyeva, L. D., & Khamadeyeva, Z. A. (2016). Regional aspects of the development of a tourist and recreational cluster. Bulletin BYST (Bashkir Institute of Social Technologies), 1(30), 81–87. (In Russ.).
  11. Matveyeva, L. D., & Khamadeyeva, Z. A. (2016). Tourism in the Republic of Bashkortostan (the case of the NorthEastern region): Historical and geographical aspects. Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 3(32), 87–92. (In Russ.).
  12. Voronkova, L. P. (2018). Virtual Tourism: on the Way to the Digital Economy. doi: 10.1088/1757- 899X/463/4/042096.
  13. Gheong, R. (1995). The virtual threat to travel and tourism. Tourism Management, 16(6), 417–422.