Назад в библиотеку

Анализ инструментов управления бизнес-процессами IT-предприятия

Автор: Нарижный А.Д., Губенко Н.Е.
Источник: Материалы VII Международной научно-технической конференции «Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях» (СИТОНИ – 2021), 23 ноября 2021. – Донецк: ДонНТУ, 2021.

Аннотация

Нарижный А.Д., Губенко Н.Е. Анализ инструментов управления бизнес-процессами IT-предприятия. В данной статье, для разработки собственной системы на базе Web-конференций, проводится анализ систем для коммуникации, а также обосновывается эффективность Web-конференций для продуктивной работы сотрудников IT-предприятия. Анализ выявил необходимые функциональные требования к разрабатываемой системе.

Введение

Эффективная коммуникация в команде — одна из ключевых составляющих быстрой и продуктивной работы сотрудников IT-предприятия. Если в команде нет удобных коммуникационных инструментов, работать такая команда будет менее эффективно и в данный момент во многих компаниях есть сложности с налаживанием коммуникации, так как кто-то предпочитает связь посредством электронной почты, кто-то с помощью Viber, кто-то посредством WhatsApp или Facebook Messenger [1]. Приходится тратить время на то, чтобы выяснить, как связаться с человеком.

К этому добавляется и то, что в командах разработчиков принято каждый день или хотя бы несколько раз в неделю проводить meeting. Meeting — это собрание разработчиков для обсуждения планов на день, возникших проблем, ошибок, нюансов архитектуры программного обеспечения, конфликтов версий, изменений и правок от заказчика, добавления новых функций и так далее. Они всегда проводятся в формате Web-конференций — это наиболее эффективный подход, когда все участники команды, работающей над конкретным проектом, подключаются к одной комнате для связи посредством микрофона и веб-камеры. Для этого используются специализированные системы, которые не всегда обладают необходимым функционалом.

Также всё большую популярность набирает найм сотрудников для работы удалённо, так как таким образом IT-предприятия могут снизить свои расходы на аренду офисных помещений, нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование и дополнительное лицензионное программное обеспечение. В этом есть и определённая доля выгоды для сотрудников, потому что многим людям комфортнее и удобнее работать из дома, чем ездить каждый день в офис, также нет расходов на дорогу до работы и обратно, как в плане времени, так и в плане средств. Для реализации этой концепции необходимо наладить коммуникацию удаленных сотрудников друг с другом или удалённых сотрудников с офисными, так как без налаженных коммуникаций возрастают расходы, сдвигаются сроки выполнения задач, что аннулирует выгоду от найма сотрудников для работы удалённо.

В связи со всеми этими факторами, появляется острая необходимость в использовании специализированных инструментов и их внедрения в свои бизнес-процессы. Необходимо создать эффективную систему, которая будет решать данную бизнес-задачу, а также будет являться кроссплатформенной, то есть работать в любой операционной системе. Она должна отвечать всем функциональным требованиям, а также иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс для комфортной и продуктивной работы сотрудников IT-предприятия.

Анализ систем для коммуникации

Так как система должна обладать функционалом для коммуникации сотрудников компании, необходимо изучить предметную область и рассмотреть различное программное обеспечение для коммуникации.

Первым делом следует рассмотреть самое популярное ПО для коммуникации, которое является одним из корпоративных стандартов во многих компания — это Skype [2]. Это бесплатный продукт компании Microsoft с некоторым набором платных функций, таких как звонки на мобильные операторы, он имеет клиенты для всех операционных систем, также имеет веб-версию, которая ничем не отличается от десктоп-версии.

Интерфейс системы Skype представлен на рис. 1.

Рис. 1 — Интерфейс системы «Skype»

Рис. 1 — Интерфейс системы «Skype»

Его преимущества — это видеозвонки, функция демонстрации рабочего стола, запись видео во время конференции, также с его помощью можно обмениваться различными файлами и пользователи могут добавлять друг друга в список контактов. Он имеет современный и интуитивно понятный интерфейс. Из недостатков можно отметить нестабильное качество связи, отсутствие шумоподавления, постоянную работу микрофона, кроме принудительного отключения, и высокие требования к аппаратным ресурсам.

Следующая система для коммуникации — это стремительно набирающая популярность программа Zoom [3]. Она разработана компанией Zoom Video Communications и позиционирует себя как платное приложение для бизнеса, но распространяется бесплатно с минимальным набором функций. Из плюсов бесплатной версии можно отметить наличие клиентов для всех операционных систем. Недостатки: громоздкий интерфейс, слишком урезанный, вплоть до ограничения на время групповой конференции, функционал бесплатной версии, высокая ежемесячная плата за платные версии. Также необходимо отметить нестабильное и низкое качество связи и обрывы связи.

Интерфейс системы Zoom представлен на рис. 2.

Рис. 2 — Интерфейс десктоп-версии системы «Zoom»

Рис. 2 — Интерфейс десктоп-версии системы «Zoom»

Далее рассмотрим Slack [4] — корпоративный мессенджер, который позиционирует себя как «убийца Skype и внутрикорпоративной электронной почты» (рис. 3).

Рис. 3 — Интерфейс корпоративного мессенджера «Slack»

Рис. 3 — Интерфейс корпоративного мессенджера «Slack»

Имеет клиенты под все операционные системы, включая веб-версию и является платным, причём лицензию нужно покупать для каждого пользователя. Создавался специально для команд разработчиков, благодаря чему имеет возможность интеграции со сторонними сервисами, такими как системы контроля версий и системы управления проектами. Есть функция демонстрации рабочего стола и видеозвонков. Также пользователи могут создавать каналы, приватные группы и отправлять друг другу личные сообщения. Интерфейс является очень современным, функциональным и удобным. Из недостатков приложения можно отметить высокую стоимость платных версий.

Следующая система для рассмотрения — Telegram [5]. Это бесплатный кроссплатформенный мессенджер от создателя социальной сети «Вконтакте» Павла Дурова и его команды разработчиков. Он позволяет обмениваться сообщениями и файлами многих форматов, вся переданная пользователем информация зашифровывается и доступа к ключам шифрования нет ни у кого. Хорошо работает при плохом соединении, стабилен, имеет удобный и современный интерфейс, также имеет API для интеграций со сторонними сервисами и API для написания ботов на различных языках программирования. Пользователи, помимо стандартного обмена сообщениями в диалогах, могут вести собственные каналы (микроблоги), благодаря которым можно объединяться в группы по интересам. Есть функция «Найти людей рядом», которая ищет возможных друзей по геолокации в одной с пользователем области.

Интерфейс системы Telegram представлен на рис. 4.

Рис. 4 — Интерфейс мессенджера «Telegram»

Рис. 4 — Интерфейс мессенджера «Telegram»

Заключение

Все рассмотренные системы на базе Web-конференций имеют свои преимущества и недостатки. Из преимуществ можно отметить наличие клиентов под все существующие операционные системы, такие как Windows, MacOS, Linux, iOS, Android и современный интерфейс, в котором сможет разобраться даже рядовой пользователь. Также к преимуществам относится наличие большого функционала для коммуникации, такого как возможность вести личную переписку, добавлять друг друга в список друзей или контактов и объединяться в группы. К недостаткам следует отнести ограниченный функционал, если приложение является полностью бесплатным и высокую стоимость платных версий. Также к недостаткам некоторых систем нужно отнести невозможность интеграции со сторонними сервисами, так как они могут быть необходимы некоторым IT-предприятия для их бизнес-процессов.

Таким образом, есть необходимость в разработке собственной системы на базе Web-конференций, с учётом всех выявленных функциональных требований, а именно: у пользователей должна быть возможность добавлять друг друга в список друзей или контактов, возможность вести личную переписку, объединяться в группы, осуществлять групповые видеоконференцзвонки и во время них демонстрировать собеседникам экран. Также необходимо продумать архитектуру для интеграции со сторонними сервисами, такими как системы контроля версий и системы управления проектами.

Список использованной литературы

1. Хабр. Сообщество IT-специалистов. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/mvideo/blog/426469. – Заглавие с экрана.
2. Skype. Инструмент для связи с бесплатными звонками и чатами. Режим доступа: https://www.skype.com/ru/features. – Заглавие с экрана.
3. Zoom. Видеоконференцсвязь, облачная телефония, чат. Режим доступа: https://zoom.us. – Заглавие с экрана.
4. Slack. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Slack. – Заглавие с экрана.
5. Telegram. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Telegram. – Заглавие с экрана.