RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Фомина Юлия Александровна

Фомина Юлия Александровна

Факультет менеджмента и инноваций
Специальность: Качество. Стандартизация. Сертификация

Тема выпускной работы:

Повышение экономической эффективности деятельности предприятия путем применения международных стандартов

Научный руководитель: Момот Александр Иванович


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы


Введение

Вопрос обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия является основополагающим для любой организации. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях финансового кризиса. Падение уровня мирового производства и потребления, обвал фондовых рынков и банкротство крупнейших корпораций это далеко не все последствия разразившегося в 2008г. мирового финансового кризиса. В таких условиях возрастает как никогда необходимость в решительных и неотлагательных финансово-экономических мероприятиях по недопущению попадания своих предприятий в «кризисную яму». Основу такой стратегии составляет не только анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, позволяющий своевременно отслеживать изменения в его финансовом состоянии, но и внедрение системы менеджмента качества на предприятии, которая предполагает формирование политики и целей в области качества, что, в свою очередь, с помощью совокупности методик и процессов позволяет повысить качество, выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Актуальность

Проблемы обеспечения экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) и отраслей, несомненно, являются объектом национальных экономических интересов, но глубинная их суть лежит не на макроуровне, а на микроуровне - уровне предприятий. Вопросам по повышению качества деятельности предприятий посвящается все больше работ, в которых подробно аргументируется необходимость решения данной проблемы. Целью данной работы является проанализировать систему менеджмента качества в комплексе с экономической эффективностью предприятия, рассмотреть влияние системы менеджмента качества предприятия на его экономическую эффективность.

Основная часть

Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. В стандарте ISO 9001:2008 на протяжении всего документа (в 22 случаях) применяется термин «effectiveness» - результативность. В стандарте ISO 9000:2005 этот термин означает «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов». Таким образом, с точки зрения современных международных стандартов результативность является одним из главных оценочных критериев деятельности любого предприятия [1,117]. Однако результат может быть интересен и полезен в том случае, когда он может быть сопоставим с затратами на его получение. Иначе говоря, при проведении анализа деятельности предприятия необходимо исследовать не только результативность, но и эффективность [2]. В соответствии с международным стандартом ISO 9000:2005 под эффективностью (efficiency) понимается соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Известный специалист в области менеджмента Питер Друкер под результативностью понимал то, что «делается правильное дело», а под эффективностью – что «дело делается правильно». Он указывал на приоритетность результативности над эффективностью. П.Друкер писал о том, что вначале необходимо определиться с выбором стратегии, с целевой направленностью деятельности предприятия, с определением правильного ориентира, а затем уже стараться достигнуть поставленных целей с минимально возможными затратами [3,114]. Качество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг оказывает существенное влияние на удовлетворение потребностей отдельных потребителей и общества в целом. Повышение качества способствует повышению эффективности использования продукции, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. Высокое качество продукции обеспечивает экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стабилизацию воспроизводственного процесса, экономический рост, способствует повышению конкурентоспособности, и как следствие, повышается экономическая эффективность производства предприятия в целом. В соответствии с ISO 9001:2008 желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессная модель предприятия является основой для проведения анализа процессов, который часто приводит к выводам о необходимости изменения процессов, как с технологической, так и с организационной точек зрения для повышения эффективности функционирования предприятия в целом (увеличения прибыли, снижения издержек, повышения качества продукции, увеличения производственного потенциала и т.п.). Бизнес-процесс (или процесс) – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Любая деятельность или комплекс действий, в ходе которых используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. При этом к ресурсам могут относиться оборудование, средства его обслуживания, технология, персонал и методики его работы [4, 25]. Результативность процесса – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Результативность процесса определяется как отношение суммы фактических значений к сумме плановых значений критериев. Эффективность процесса – это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами или свойство процесса давать результат при заданных ограничениях на используемые ресурсы. Эффективность процесса системы менеджмента качества определяется как отношение результативности к ресурсам, затраченным на выполнение данного процесса [4, 26]. Критерии результативности и эффективности – это совокупность условий, определяющих пригодность или оптимальность процесса для установленных целей. Следовательно для обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия целесообразно разрабатывать на предприятии систему менеджмента качества, для определения выводов о функционировании которой, необходимо сначала измерить результативность и эффективность каждого процесса, а затем полученные результаты, проанализировать и обобщить. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям, что в свою очередь, позволяет повысить конкурентоспособность организации в целом.

Заключение

Таким образом, в обеспечении экономической эффективности деятельности любого предприятия (организации) значительную роль играет качество выпускаемой ею продукции или предоставляемой услуги. Для оптимизации процесса обеспечения качества продукции или услуги организации необходимо разрабатывать систему менеджмента качества, которая путем предоставления потребителям гарантии соответствия продукции или услуги тем или иным требованиям или стандартам, позволяет оптимизировать экономическую эффективность, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности предприятия (организации), что приводит к осуществлению другой не менее важной цели для любой организации – укреплению позиции на рынке.

Литература

  1. Момот А.И. Пути повышения результативности деятельности университетов на основе требований международных стандартов ISO 9000 // ДонНТУ.
  2. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
  3. Друкер Питер Ф. Информация, которая действительно нужна руководителю / В кн. Измерение результативности компании: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 220 с.
  4. М. И. Самогородская Оценка результативности и эффективности функционирования процессов СМК на предприятии // Качество и конкурентоспособность // Воронежский государственный технический университет.- 2008.
  5. Философия качества: Категория «качество» – как социально-экономическая категория,< http://www.udc.com.ua/article/131.html>,01.03.2010 6. Ковалев А.И. Результативность, эффективность, производительность или что необходимо измерять предприятию // Методы менеджмента качества/ 2008. - № 6. C. 24-29.
  6. Момот О.І. Можливості використання міжнародних стандартів для побудови інтегрованих систем менеджменту // Вісник Київського національного університету технологій та дизайну. Зб. наук. праць. – 2007. – № 5 (37). – С. 130-135.
© 2010 Фомина Юлия, ДонНТУ

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Ссылки | | Индивидуальный раздел