Материал сайта http://www.t21.rgups.ru/doc/1/07.doc.
Н.В. Евдокимова, кандидат
педагогических наук, доцент Ростовский
государственный экономический университет «РИНХ», Ростовский
государственный университет путей сообщения, Россия Процессы глобализации экономики, формирования
информационного общества и интеграция российской системы высшего
профессионального образования в мировое
образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу
приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с
общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, знаниевая
парадигма образования
должна быть пересмотрена с позиции компетентностного подхода. В отечественной системе образования применительно к
высшей школе существовала многолетняя практика составления квалификационных
характеристик специалиста, в которых закреплялись требования к знаниям, умениям
и навыкам выпускников различных специальностей, где помимо знаниевой парадигмы
присутствовали термины «готовность», «способность», «ответственность»,
«понимание» и «мировоззрение», расширяющие тесные рамки такой парадигмы. В то же
время, сами принципы разработки модели специалиста подвергались критическому
анализу и совершенствовались. Так, Н.Ф. Талызина указывает, что «описание цели
образования (модель
специалиста) означает представление или системы типовых задач, или
системы адекватных им
умений (видов деятельности)» [4, c.9]. Там же подчеркивается, что структура
модели специалиста должна предусматривать: «а) задачи (виды деятельности),
обусловленные особенностями века; б) задачи, обусловленные особенностями
общественно-политического строя; в) задачи, диктуемые требованиями
специальности». Эти общие требования к уточнению целей образования справедливы и в
настоящее время и вносят свой вклад в модернизацию образования. Модернизация образования необходима в
связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в
нашей стране и в мире в целом. Как подчеркивается в Концепции модернизации
российского образования
до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» [8, с.
264]. Новая парадигма образования должна быть
ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении
знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в
компетенции [2; 4]. Потребность описания качеств личности выпускника
высшей школы в терминах компетентностного подхода давно назрела, а Болонский
процесс требует общего понимания содержания квалификаций и степеней во всех
программах стран-участниц и в качестве приоритетного направления совместных
усилий называет определение общих и специальных компетенций выпускников. Мы
согласны с С. Смирновым, советником министерства образования РФ, что «нельзя
сводить все реформы в образовании только к Болонскому процессу. Россия должна
иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в
Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из
внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции» [14, с.51].Вместе с
тем, коренные преобразования в обществе и особенности Российской системы образования требуют
скорейшей разработки и решения множества проблем, стоящих сейчас перед нашей
высшей школой, и Болонский процесс мог бы стать «хорошим попутчиком,
обеспечивающим решение тактических задач, стоящих перед российским образованием»
(там же). Одной из таких тактических задач считается описание качеств личности
выпускника вуза в терминах компетентностного подхода и определение путей
формирования этих качеств. Историческое рассмотрение становления понятий
«компетентность» и «компетенция» помогут нам раскрыть методологическую сущность
компетентностного подхода. Некоторые исследователи полагают, что «основателем
компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния
человека, обозначаемого греческим “atere” – «сила, которая развивалась и
совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [6,
с. 155]. Другие считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали
использоваться с 1958 года [10, с. 12.] Широкий интерес к проблеме исследования
компетенций связан с запуском искусственного спутника Земли СССР в октябре 1957
года и последовавшей вслед за этим широчайшей критикой системы образования в США. Именно в этот период
появились публикации, сравнивавшие содержание образования в США и СССР: A. Trace “What
Ivan knows that Johny doesn’t” Разведение принятых педагогикой понятий
«компетенция» и «компетентность» можно отнести к этому же периоду [20]. По
мнению ряда исследователей [6; 7; 10 и др.] интерес к проблеме
исследования компетенций «обычно совпадал с кризисными ситуациями в экономике,
образовании и культуре» [7, с. 15]. В России в период 1970 ‒
1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные
педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н.В.
Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие
авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для
описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств
личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования). До сих пор не существует единства в понимании
сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие
«Компетентность» используется для описания конечного результата обучения;
понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от
ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что» [10]. Н.И. Алмазова
определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере
человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование
компетенций [1]. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев:
«Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей,
явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей»
[14]. Н.Ф.Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров,
В.М. Шепель и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно
характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность»
предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом [16; 17;
19 и др.] При рассмотрении проблем модернизации образования и определения
требований к выпускникам вузов широко применяется термин «профессиональная
компетентность». К.В.Шапошников понимает категорию «профессиональная
компетентность» как готовность и способность специалиста принимать
эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [19].
Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью
интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих
человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность
во взаимодействии с окружающим миром» [19, c. 13]. К.В. Шапошников и
А.Н.Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной
компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной
деятельности специалиста [там же]. Рассматривая профессиональные
компетенции, большинство исследователей [5; 6; 9 и др.] выделяют: 1)
простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений,
способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах
деятельности) и 2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и
измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности
с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности. В некоторых
исследованиях есть другие квалификации: 1) стандартные – те, без которых
невозможно нормальное функционирование личности или организации 2) ключевые –
обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно
отличая от аналогичных представителей, 3) ведущие – это «сотворение» будущего,
проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности
(кооперативности, децентрации, поликультурности) [3]. Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной
компетентности и профессиональным компетенциям преподавателя. В 70 –
80 годах ХХ века в США
уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе
компетентностного подхода [20]. В результате наблюдения за деятельностью
наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего
был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности
педагога: «знать, делать, быть» [7, с. 157]. С тех пор влияние личностных
качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается
практически всеми исследователями. П.Ф. Каптерев внес большой вклад в
разработку компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителей. Он
подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания
учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его
научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами,
способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии)
и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и
т.п.) [9]. А.К. Маркова при изучении профессиональной компетенции педагога
сгруппировала умения, обеспечивающие эффективность преподавания, и личностные
свойства педагога, и сделала вывод, что профессиональная компетенция педагога –
«это такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется
педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность
учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании
школьников» [13]. Содержание профессионально-личностных компетенций преподавателя в ХХ1
веке подробно и аргументировано раскрыто Т.Е. Исаевой. Автор выделяет:
1)
адаптационно-цивилизационные компетенции 2) социальные
компетенции 3)
социально-организационные компетенции 4)
профессиональные (предметные / методические) – совокупность знаний, умений,
методов обучения, способов трансляции профессионально-корпоративного опыта,
обусловленных спецификой преподаваемой дисциплины и избираемых в соответствии с
педагогической системой, которой придерживается преподаватель 5)
коммуникативную 6)
ценностно-смысловые – обеспечивают человеку сохранение «самости» в любых
условиях [8]. Российские исследователи уделяют большое внимание проблеме классификации
компетенций выпускника высшей школы.
Так, Д.С. Цодикова, в разработанном ею курсе «Ключевые компетенции менеджера XXI
века», выделяет следующие ключевые компетенции: 1) стратегические, 2)
социальные, 3) функциональные, 4) управленческие, 5) профессиональные [18]. К.В.
Шапошников, исследуя профессиональную компетентность будущих
лингвистов-переводчиков, выделяет «основные уровни (низкий, средний, высокий),
критерии (теоретическая компетентность, практическая компетентность и личностная
компетентность) и показатели оценки уровней сформированности профессиональной
компетентности у будущих лингвистов-переводчиков (наличие теоретических знаний
по всем четырем циклам учебных дисциплин, сформированность системы общепрофессиональных
и лингвистических (чтение, говорение, перевод) умений и навыков, наличие
положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности,
сформированность профессионально важных качеств личности и др.» [19, с.
12]. Требования к профессионально-личностным компетенциям, которые должны быть
сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с
вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на
различных уровнях. Подписание Болонской декларации вызвало к жизни новые
инструменты и инициативы, содействующие реализации целей формирования
общеевропейского пространства высшего образования. Создана сеть
информационных центров, обеспечивающая граждан стран-участниц Болонского
процесса компетентной информацией о возможностях и требованиях по признанию
дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных вузах, разрабатывается система
перезачета кредитов, обеспечивающая сопоставимость объема изученного материала,
разрабатывается шаблон приложения к диплому, содержащий развернутые данные о
полученной квалификации. Описание содержания квалификаций по уровням требует
компетентностного подхода. Выделенные умения и компетенции основываются на
различных классификациях. В рамках данной статьи невозможно дать развернутый
анализ классификаций как невозможно описать и другие важные аспекты
становления понятий «компетентность» и «компетенция» в современной
педагогической практике. Важно определить тенденцию: уточнение содержания
компетенций, которые признаны важнейшими для выпускников вузов, активно
проводится специалистами стран-участниц Болонского процесса в настоящее время.
Сами понятия «компетенции» и «компетентность» не только прочно вошли в
педагогическую науку, но и осваиваются широким кругом
педагогов-практиков. Литература:
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ