Чужой опыт
Классические примеры: Эйнштейн в школе перебивался
с тройки на двойку, Бальзака считали чуть ли не умственно отсталым А
знакомый мне «математический гений» Егор, победитель всевозможных
олимпиад в школьные и вузовские годы, отправился искать счастье за
пределы Украины. В родной стороне его таланты оценивались зарплатой не
выше 150 у. е. Талант – тяжкая ноша, и порой напоминает упрямый гвоздь,
который так и хочется стукнуть по шляпке, чтобы не высовывался из
семейства гвоздей более податливых
Талантливые дети – наше
национальное достояние – такой была главная тема пресс-конференции в
Донецкой облгосадминистрации. Заместитель председателя ОГА Борис Адамов
рассказал о новой концепции работы с одаренными детьми. Если коротко,
то новый долгосрочный проект под условным названием «Создание системы
выявления и обучения талантливых и одаренных детей» является
продолжением «Национальной доктрины развития образования». Каждый
талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан – таково кредо
новой программы. Ее созданию предшествовала поездка группы ведущих
учителей школ и преподавателей вузов в США. Десять дней они знакомились
с американской системой работы с одаренными детьми.
КАК ТАМ У НИХ - В АМЕРИКЕ? Вот
что рассказала нам об увиденном в Соединенных Штатах профессор,
заведующая кафедрой управления и экономики труда Донецкого
национального технического университета Ирина ШВЕЦ. - Ирина Борисовна, вас, как экономиста, наверняка, прежде всего интересовала финансовая сторона в работе с одаренными детьми -
Безусловно. Мы побывали в четырех крупных учебных заведениях Северной
Флориды и Северной Каролины, городов Джексонвилл и Роли. Каждое учебное
заведение в США имеет свои программы в работе с одаренными детьми.
Главная концепция таких школ – «Все дети талантливы!». Важно, что
университеты имеют тесную связь с колледжами и школами. Результат
такого сотрудничества – одаренные дети довольно рано могут поступать в
высшее учебное заведение. Уже в 9-11 классах они начинают изучать (по
дополнительной программе) некоторые вузовские дисциплины. Через два
года такой подготовки их сразу берут на 2-3-й курс университета.
Одна из программ, приближающая школу к вузу, - «Летнее обучение», когда
старшеклассники в каникулярное время под руководством преподавателей
университетов изучают определенный вузовский курс. Наряду с этим они
участвуют в экспедициях, посещают научные, образовательные и культурные
центры, чтобы углубленно изучить ту или иную дисциплину. То есть,
начиная сотрудничать со школами на ранних стадиях, университеты
обеспечивают себя студентами из числа одаренных и талантливых
школьников. Более того, одаренных детей закрепляют за выдающимися
учеными, и те курируют их. Естественно, все эти программы имеют
свои финансовые источники. Вообще централизованное финансирование
системы образования в США осуществляется только в рамках реализации
некоторых общенациональных программ. Законодательно закреплено, что для
этого из бюджета направляется 7% средств. Основная же часть денег идет
из бюджета штата. Некоторые штаты выделяют для этого 66% бюджетных
средств. Таков приоритет образования. К семи бюджетным процентам
штата для работы с одаренными детьми привлекается один процент налогов
на недвижимость. Если говорить о реальных суммах, направляемых на
образование, они, разумеется, намного выше, чем в нашей стране, потому
что бюджет штата равен бюджету Украины. Для сравнения: годовая оплата
директора школы составляет 45-100 тысяч долларов, учителя – 40 тысяч.
При этом за работу с одаренными детьми они получают 7% надбавки к
годовому заработку. Именно крепкая материальная база позволяет
осуществлять образовательные проекты - Было что-то особенно запомнившееся, что может послужить опытом для нас? -
Весьма заинтересовал нас ранний медицинский колледж, созданный при
местной больнице на средства штата Флориды и фонда Белинды Гейтс.
Предпосылкой для создания школы нового типа стала нехватка в штате
младшего медицинского персонала. Учится там 100 человек - таков заказ
местной администрации. В работе с одаренными детьми принимает
участие множество ассоциаций. США не зря называют «страной ассоциаций».
Одна из самых известных – Национальная ассоциация для одаренных детей
(Вашингтон) - существует уже 50 лет, включает 8000 членов, имеет 40
филиалов. Есть ассоциация колледжей и университетов, которая занимается
подготовкой и переподготовкой преподавателей. Есть психологическая
ассоциация, каждый из ее членов выбирает одного из учеников и курирует
его. Есть учительская, родительская ассоциации и т. д. Кстати, родители
занимаются не только ремонтом, благоустройством школы и организацией
различных мероприятий, но и принимают активное участие в составлении
учебного плана, расписания, а также поиском финансов. Быть членом
ассоциаций в Америке престижно, а взнос 70 долларов в год – не
накладно. Именно ассоциации становятся источником финансирования многих
школьных начинаний и проектов. В США, в отличие от Украины, престижно
быть спонсором, меценатом образования. Там созданы такие условия, что
бизнесменам выгодно вкладывать деньги в школы и вузы. Думаю, такой опыт
работы будет полезен для Украины, где все решается на основе строгой
централизации. - Отличаются ли американские школьники от наших? -
Не вижу принципиальной разницы. Разве только то, что дети там
раскованны, а в школе более демократичные порядки. Нет больших различий
и среди учителей. Хотя там больше свободы в выборе различных учебных
программ. Министерство не регламентирует преподавательскую
деятельность. Все программы учителя составляют сами. Еще один из
положительных моментов - гибкость в работе. Директор может сам нанимать
учителя на работу. Концепция развития интеллектуальной и творческой
деятельности решается в пределах штата. У каждого свои приоритеты.
Поразил высокий дух патриотического воспитания, который начисто изжит у
нас.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ЛЮБОЙ УСПЕХ ЛИЧНОСТИ Вот еще одно
мнение участника поездки за «чужим опытом» - помощника ректора ДонНТУ,
кандидата технических наук, доцента Александра АНОПРИЕНКО: - В
Америке приветствуется любой успех личности. У нас, до недавнего
времени, личный успех считался чем-то предосудительным. Коллективный –
похвально, а личный – лучше не выпячиваться. Так что нам надо изменить
не только программу, но и подходы к человеку. - Позволяют ли в Америке называть своих учеников «идиотами», «недоразвитыми», «дебилами»? -
Подобное общение с детьми расценивается как педагогическое
преступление. Унижать ребенка - нонсенс! Ведь «как вы яхту назовете,
так она и поплывет» Назови ученика «дураком», он и вести себя будет как
дурак. Нам категорически надо запретить в школе подобные слова и
унизительные выражения. Сейчас очень серьезно изучаются проблемы
эмоционального интеллекта. У нас книги по этому направлению тоже начали
переводиться и издаваться, другое дело, что их мало кто читает. - Чем больше всего удивила или поразила вас американская система образования? -
Когда ехал в США, я многое знал о тамошней системе, однако нашлись
вещи, которые меня действительно удивили. К примеру, после второй
мировой войны система американского образования кардинально изменилась.
У нас же, и это большая беда, серьезных изменений было мало. После
войны американцы сумели направить в систему образования мощные финансы.
Причем не прямым, а косвенным путем - посредством механизма
кредитования. Был принят закон, согласно которому все ветераны,
возвратившиеся с войны, имели право на льготные кредиты. По этим
кредитам они имели право поступать на платное обучение в любое учебное
заведение. Благодаря кредитованию резко увеличилось финансирование
высшей школы, причем негласно. Кредитовали в основном ведущие вузы.
Имея кредит, человек, разумеется, выбирал лучшее учебное заведение.
Далее все шло по цепочке: получив образование, диплом, выпускник имел
возможность не только достойно зарабатывать, погасить кредит, но и
содержать семью, занять достойное место в обществе. Именно кредитование
учебы, которое существует и поныне, породило в Америке самый надежный и
устойчивый средний класс, о котором у нас много говорят, но мало что
делают в этом направлении. На Украине система кредитования работает
откровенно плохо. Большинство администраторов, деканов вузов от нее
открещивается, мол, это неэффективно. Второе серьезное изменение в
системе образования в США связано, как ни странно, со спутником,
запущенным в СССР в1957 году. Когда американцы обнаружили, что система
образования в Советском Cоюзе находится на высоком уровне, тут же
начали ее догонять. Многие успехи в образовании, по их мнению, связаны
именно с этим фактором. Мы забыли, что у нас была отличная система
образования, а они об этом прекрасно помнят и знают ее достоинства
гораздо лучше нас. Что еще поразило? Американские школы очень разные
и в организации обучения, и в успехах учеников. Причем это
приветствуется. Демократична сама по себе и школьная система. Это не
дутый, как у нас, а реальный демократизм. Министерство образования не
диктует свою волю, а учитель первым своим долгом считает помощь ученику
в усвоении темы, а не выступает в роли классного диктатора - это и есть
настоящая демократия. Такие условия дают возможность свободного
развития личности. Понятно, что есть дети, к которым надо применять
строгую дисциплину. Побывали мы в одном из колледжей, где воспитывают
трудных подростков. «Какие предметы здесь считаются главными?» -
спросил я. «Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина», - был ответ. - Что бы вы лично взяли из американского опыта и чему бы отдали предпочтение из опыта отечественного? -
Украина по-прежнему остается одной из образованнейших стран мира. По
уровню грамотности мы продолжаем обгонять США. Этого нельзя потерять ни
в коем случае, а надо только развивать. В теоретической подготовке
естественных наук мы опережаем, а вот в области современных технологий
отстаем, и очень сильно. Сейчас спорят, компьютер - это хорошо или
плохо? Считаю, что хорошо. Это мощнейший инструмент современности, и
его надо предоставить каждому ребенку. Ведь мы живем в век информации! - Как в Америке относятся к статусу «учитель»? -
С учителями есть проблемы во всем мире. Речь идет не только о том,
сколько учителю платить, но и о том, насколько его усилия ценятся в
обществе, насколько уважительно к нему относятся ученики и родители. В
Штатах положительного в этом плане, считаю, больше. Скажем, та же
ассоциация родителей имеет право назначать стипендию преподавателям.
Есть другие дополнительные источники финансирования – гранты,
спонсорство. Кроме того, мы увидели там новое поколение учителей –
молодое, талантливое, дерзкое, амбициозное. Пройдитесь по нашим школам
- в основном люди старшего поколения, из другой эпохи. Заманить
молодого человека в школу у нас – большая удача. У них эта проблема
решается через различные источники финансирования. На Украине оплата в
основном зависит только от ставки и часов, а там масса дополнительных
надбавок. Нам необходимо поднять престиж, социальную планку учительства
так, чтобы молодежь поверила, что профессия учителя не хуже профессии
предпринимателя. Кстати, в США многие бизнесмены ушли в школу - и стали
отличными учителями. Короче, там неважно, где ты будешь, главное - как
ты будешь работать. Если ты в школе зарекомендовал себя хорошим
учителем, для тебя открываются отличные перспективы.
УЧИТЕЛЬ НА ОДИН ГОД
Своими впечатлениями об американском образовании с корреспондентом «ДК»
поделилась специалист Управления образования Донецкого городского
совета Елена МАКАРЕНКО: - Меня очень удивила контрактная система
работы с учителями. В августе набирают учителей на один год. Работают
они до июня, затем увольняются. После этого собирают общешкольное
родительское собрание и вместе с администрацией школы общим количеством
голосов решают, кого оставлять на следующий год, кого нет. Так что
учителя не знают до августа, будут работать или нет Не получают они
отпускных и не имеют тех социальных гарантий, которые есть у нас. Это
держит американских учителей в постоянном тонусе. Они работают так,
чтобы их оставили на следующий учебный год. Американские учителя
понятия не имеют о курсах повышения квалификации, аттестации, которые
наши учителя проходят каждые пять лет. Там принято заниматься
самообразованием, участвовать в различных ассоциациях и программах. У
нас, к сожалению, самообразованием занимаются единицы. Мы тоже можем
взять на вооружение заокеанские методы. Но я представляю бурю
негодования со стороны учителей, которые проработали в школе по 20 лет
без всяких контрактов - Елена Петровна, какие вопросы чаще всего задают вам коллеги после возвращения из Америки? -
Больше всего: «Ну как там?» Сложно, конечно, ответить на этот вопрос
Министерство образования не имеет такого влияния на учебный процесс,
как у нас на Украине. Вначале меня это обрадовало. Думаю, надо
предложить и своему родному министерству, чтобы оно тоже не слишком нам
диктовало. Но когда американцы рассказали о проблемах, которые влечет
такое «невмешательство» в процесс учебы, поняла: у нас все-таки лучше.
Почему? Министерство образования определяет только один общий стандарт
– тот минимум знаний, которым должен овладеть каждый ребенок в учебном
году. Все остальное – дает сама школа. Решили углубленно изучить,
скажем, английский язык – возражений нет. Это позволяет учебный план,
который школа корректирует по своему усмотрению. Но когда ученик
переходит из одной школы в другую – допустим, семья переехала из одного
штата в другой - у него получается большая академическая разница
(задолженность) по другим предметам, которые он должен сдать в
определенный срок. Это - самостоятельная работа, консультация учителей
и т. д. Так что не все так хорошо, как это кажется на первый взгляд. Но
главное, мы не должны потерять то хорошее, что имеем. У нас много
одаренных детей, надо только уметь увидеть и помочь раскрыть эти
таланты
Донецкий кряж, № 2717 от 31.08.2007
Екатерина КУЦЕВА
|