Материал сайта http://donkr.ukr-info.net/smi/view_article.cgi?sid=3&nid=2717&aid=31159

«ОДАРЕННЫХ БОГОМ КТО ОДАРЯЕТ И КАКИМ ПУТЕМ»?..

Чужой опыт

Классические примеры: Эйнштейн в школе перебивался с тройки на двойку, Бальзака считали чуть ли не умственно отсталым А знакомый мне «математический гений» Егор, победитель всевозможных олимпиад в школьные и вузовские годы, отправился искать счастье за пределы Украины. В родной стороне его таланты оценивались зарплатой не выше 150 у. е. Талант – тяжкая ноша, и порой напоминает упрямый гвоздь, который так и хочется стукнуть по шляпке, чтобы не высовывался из семейства гвоздей более податливых

Талантливые дети – наше национальное достояние – такой была главная тема пресс-конференции в Донецкой облгосадминистрации. Заместитель председателя ОГА Борис Адамов рассказал о новой концепции работы с одаренными детьми. Если коротко, то новый долгосрочный проект под условным названием «Создание системы выявления и обучения талантливых и одаренных детей» является продолжением «Национальной доктрины развития образования». Каждый талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан – таково кредо новой программы. Ее созданию предшествовала поездка группы ведущих учителей школ и преподавателей вузов в США. Десять дней они знакомились с американской системой работы с одаренными детьми.

КАК ТАМ У НИХ - В АМЕРИКЕ?
Вот что рассказала нам об увиденном в Соединенных Штатах профессор, заведующая кафедрой управления и экономики труда Донецкого национального технического университета Ирина ШВЕЦ.
- Ирина Борисовна, вас, как экономиста, наверняка, прежде всего интересовала финансовая сторона в работе с одаренными детьми
- Безусловно. Мы побывали в четырех крупных учебных заведениях Северной Флориды и Северной Каролины, городов Джексонвилл и Роли. Каждое учебное заведение в США имеет свои программы в работе с одаренными детьми. Главная концепция таких школ – «Все дети талантливы!». Важно, что университеты имеют тесную связь с колледжами и школами. Результат такого сотрудничества – одаренные дети довольно рано могут поступать в высшее учебное заведение. Уже в 9-11 классах они начинают изучать (по дополнительной программе) некоторые вузовские дисциплины. Через два года такой подготовки их сразу берут на 2-3-й курс университета.
Одна из программ, приближающая школу к вузу, - «Летнее обучение», когда старшеклассники в каникулярное время под руководством преподавателей университетов изучают определенный вузовский курс. Наряду с этим они участвуют в экспедициях, посещают научные, образовательные и культурные центры, чтобы углубленно изучить ту или иную дисциплину. То есть, начиная сотрудничать со школами на ранних стадиях, университеты обеспечивают себя студентами из числа одаренных и талантливых школьников. Более того, одаренных детей закрепляют за выдающимися учеными, и те курируют их.
Естественно, все эти программы имеют свои финансовые источники. Вообще централизованное финансирование системы образования в США осуществляется только в рамках реализации некоторых общенациональных программ. Законодательно закреплено, что для этого из бюджета направляется 7% средств. Основная же часть денег идет из бюджета штата. Некоторые штаты выделяют для этого 66% бюджетных средств. Таков приоритет образования.
К семи бюджетным процентам штата для работы с одаренными детьми привлекается один процент налогов на недвижимость. Если говорить о реальных суммах, направляемых на образование, они, разумеется, намного выше, чем в нашей стране, потому что бюджет штата равен бюджету Украины. Для сравнения: годовая оплата директора школы составляет 45-100 тысяч долларов, учителя – 40 тысяч. При этом за работу с одаренными детьми они получают 7% надбавки к годовому заработку. Именно крепкая материальная база позволяет осуществлять образовательные проекты
- Было что-то особенно запомнившееся, что может послужить опытом для нас?
- Весьма заинтересовал нас ранний медицинский колледж, созданный при местной больнице на средства штата Флориды и фонда Белинды Гейтс. Предпосылкой для создания школы нового типа стала нехватка в штате младшего медицинского персонала. Учится там 100 человек - таков заказ местной администрации.
В работе с одаренными детьми принимает участие множество ассоциаций. США не зря называют «страной ассоциаций». Одна из самых известных – Национальная ассоциация для одаренных детей (Вашингтон) - существует уже 50 лет, включает 8000 членов, имеет 40 филиалов. Есть ассоциация колледжей и университетов, которая занимается подготовкой и переподготовкой преподавателей. Есть психологическая ассоциация, каждый из ее членов выбирает одного из учеников и курирует его. Есть учительская, родительская ассоциации и т. д. Кстати, родители занимаются не только ремонтом, благоустройством школы и организацией различных мероприятий, но и принимают активное участие в составлении учебного плана, расписания, а также поиском финансов. Быть членом ассоциаций в Америке престижно, а взнос 70 долларов в год – не накладно. Именно ассоциации становятся источником финансирования многих школьных начинаний и проектов. В США, в отличие от Украины, престижно быть спонсором, меценатом образования. Там созданы такие условия, что бизнесменам выгодно вкладывать деньги в школы и вузы. Думаю, такой опыт работы будет полезен для Украины, где все решается на основе строгой централизации.
- Отличаются ли американские школьники от наших?
- Не вижу принципиальной разницы. Разве только то, что дети там раскованны, а в школе более демократичные порядки. Нет больших различий и среди учителей. Хотя там больше свободы в выборе различных учебных программ. Министерство не регламентирует преподавательскую деятельность. Все программы учителя составляют сами. Еще один из положительных моментов - гибкость в работе. Директор может сам нанимать учителя на работу. Концепция развития интеллектуальной и творческой деятельности решается в пределах штата. У каждого свои приоритеты. Поразил высокий дух патриотического воспитания, который начисто изжит у нас.

ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ЛЮБОЙ УСПЕХ ЛИЧНОСТИ
Вот еще одно мнение участника поездки за «чужим опытом» - помощника ректора ДонНТУ, кандидата технических наук, доцента Александра АНОПРИЕНКО:
- В Америке приветствуется любой успех личности. У нас, до недавнего времени, личный успех считался чем-то предосудительным. Коллективный – похвально, а личный – лучше не выпячиваться. Так что нам надо изменить не только программу, но и подходы к человеку.
- Позволяют ли в Америке называть своих учеников «идиотами», «недоразвитыми», «дебилами»?
- Подобное общение с детьми расценивается как педагогическое преступление. Унижать ребенка - нонсенс! Ведь «как вы яхту назовете, так она и поплывет» Назови ученика «дураком», он и вести себя будет как дурак. Нам категорически надо запретить в школе подобные слова и унизительные выражения. Сейчас очень серьезно изучаются проблемы эмоционального интеллекта. У нас книги по этому направлению тоже начали переводиться и издаваться, другое дело, что их мало кто читает.
- Чем больше всего удивила или поразила вас американская система образования?
- Когда ехал в США, я многое знал о тамошней системе, однако нашлись вещи, которые меня действительно удивили. К примеру, после второй мировой войны система американского образования кардинально изменилась. У нас же, и это большая беда, серьезных изменений было мало. После войны американцы сумели направить в систему образования мощные финансы. Причем не прямым, а косвенным путем - посредством механизма кредитования. Был принят закон, согласно которому все ветераны, возвратившиеся с войны, имели право на льготные кредиты. По этим кредитам они имели право поступать на платное обучение в любое учебное заведение.
Благодаря кредитованию резко увеличилось финансирование высшей школы, причем негласно. Кредитовали в основном ведущие вузы. Имея кредит, человек, разумеется, выбирал лучшее учебное заведение. Далее все шло по цепочке: получив образование, диплом, выпускник имел возможность не только достойно зарабатывать, погасить кредит, но и содержать семью, занять достойное место в обществе. Именно кредитование учебы, которое существует и поныне, породило в Америке самый надежный и устойчивый средний класс, о котором у нас много говорят, но мало что делают в этом направлении. На Украине система кредитования работает откровенно плохо. Большинство администраторов, деканов вузов от нее открещивается, мол, это неэффективно.
Второе серьезное изменение в системе образования в США связано, как ни странно, со спутником, запущенным в СССР в1957 году. Когда американцы обнаружили, что система образования в Советском Cоюзе находится на высоком уровне, тут же начали ее догонять. Многие успехи в образовании, по их мнению, связаны именно с этим фактором. Мы забыли, что у нас была отличная система образования, а они об этом прекрасно помнят и знают ее достоинства гораздо лучше нас.
Что еще поразило? Американские школы очень разные и в организации обучения, и в успехах учеников. Причем это приветствуется. Демократична сама по себе и школьная система. Это не дутый, как у нас, а реальный демократизм. Министерство образования не диктует свою волю, а учитель первым своим долгом считает помощь ученику в усвоении темы, а не выступает в роли классного диктатора - это и есть настоящая демократия. Такие условия дают возможность свободного развития личности. Понятно, что есть дети, к которым надо применять строгую дисциплину. Побывали мы в одном из колледжей, где воспитывают трудных подростков. «Какие предметы здесь считаются главными?» - спросил я. «Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина», - был ответ.
- Что бы вы лично взяли из американского опыта и чему бы отдали предпочтение из опыта отечественного?
- Украина по-прежнему остается одной из образованнейших стран мира. По уровню грамотности мы продолжаем обгонять США. Этого нельзя потерять ни в коем случае, а надо только развивать. В теоретической подготовке естественных наук мы опережаем, а вот в области современных технологий отстаем, и очень сильно. Сейчас спорят, компьютер - это хорошо или плохо? Считаю, что хорошо. Это мощнейший инструмент современности, и его надо предоставить каждому ребенку. Ведь мы живем в век информации!
- Как в Америке относятся к статусу «учитель»?
- С учителями есть проблемы во всем мире. Речь идет не только о том, сколько учителю платить, но и о том, насколько его усилия ценятся в обществе, насколько уважительно к нему относятся ученики и родители. В Штатах положительного в этом плане, считаю, больше. Скажем, та же ассоциация родителей имеет право назначать стипендию преподавателям. Есть другие дополнительные источники финансирования – гранты, спонсорство. Кроме того, мы увидели там новое поколение учителей – молодое, талантливое, дерзкое, амбициозное. Пройдитесь по нашим школам - в основном люди старшего поколения, из другой эпохи. Заманить молодого человека в школу у нас – большая удача. У них эта проблема решается через различные источники финансирования. На Украине оплата в основном зависит только от ставки и часов, а там масса дополнительных надбавок. Нам необходимо поднять престиж, социальную планку учительства так, чтобы молодежь поверила, что профессия учителя не хуже профессии предпринимателя. Кстати, в США многие бизнесмены ушли в школу - и стали отличными учителями. Короче, там неважно, где ты будешь, главное - как ты будешь работать. Если ты в школе зарекомендовал себя хорошим учителем, для тебя открываются отличные перспективы.

УЧИТЕЛЬ НА ОДИН ГОД
Своими впечатлениями об американском образовании с корреспондентом «ДК» поделилась специалист Управления образования Донецкого городского совета Елена МАКАРЕНКО:
- Меня очень удивила контрактная система работы с учителями. В августе набирают учителей на один год. Работают они до июня, затем увольняются. После этого собирают общешкольное родительское собрание и вместе с администрацией школы общим количеством голосов решают, кого оставлять на следующий год, кого нет. Так что учителя не знают до августа, будут работать или нет Не получают они отпускных и не имеют тех социальных гарантий, которые есть у нас. Это держит американских учителей в постоянном тонусе. Они работают так, чтобы их оставили на следующий учебный год. Американские учителя понятия не имеют о курсах повышения квалификации, аттестации, которые наши учителя проходят каждые пять лет. Там принято заниматься самообразованием, участвовать в различных ассоциациях и программах. У нас, к сожалению, самообразованием занимаются единицы. Мы тоже можем взять на вооружение заокеанские методы. Но я представляю бурю негодования со стороны учителей, которые проработали в школе по 20 лет без всяких контрактов
- Елена Петровна, какие вопросы чаще всего задают вам коллеги после возвращения из Америки?
- Больше всего: «Ну как там?» Сложно, конечно, ответить на этот вопрос Министерство образования не имеет такого влияния на учебный процесс, как у нас на Украине. Вначале меня это обрадовало. Думаю, надо предложить и своему родному министерству, чтобы оно тоже не слишком нам диктовало. Но когда американцы рассказали о проблемах, которые влечет такое «невмешательство» в процесс учебы, поняла: у нас все-таки лучше. Почему? Министерство образования определяет только один общий стандарт – тот минимум знаний, которым должен овладеть каждый ребенок в учебном году. Все остальное – дает сама школа. Решили углубленно изучить, скажем, английский язык – возражений нет. Это позволяет учебный план, который школа корректирует по своему усмотрению. Но когда ученик переходит из одной школы в другую – допустим, семья переехала из одного штата в другой - у него получается большая академическая разница (задолженность) по другим предметам, которые он должен сдать в определенный срок. Это - самостоятельная работа, консультация учителей и т. д. Так что не все так хорошо, как это кажется на первый взгляд. Но главное, мы не должны потерять то хорошее, что имеем. У нас много одаренных детей, надо только уметь увидеть и помочь раскрыть эти таланты



Донецкий кряж, № 2717 от 31.08.2007
Екатерина КУЦЕВА