Материал сайта http://www.rebenok.h10.ru/anmranraz1.htm

Методы Интеллектуального Развития детей (МИР детей)

Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться в множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезориентированы.

Новаторы

Приступая к воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых общих чертах познакомиться с наиболее интересными результатами, которые получены другими родителями и педагогами. Наиболее характерным является общепринятый показатель - это начало истинного, по буквам свободного  чтения.  Сравните  результаты, полученные разными педагогическим школами к 1990 году.
1).       Традиционное образование - начало обучения чтению: 7 - 8 лет, иногда - с 6 лет. Не лишайте детей детства! (Но никто не спрашивает ребенка: нужно ли ему такое бездумное детство?)
2).      М. Монтессори: Основное положение: "до 3-х лет ребенок не поддается педагогическому воздействию". - полная чушь, разумеется.
3).      Б. Никитин - дети начали читать примерно в 3,5 года      - Девиз методики: "Обучать нужно начинать, как можно раньше". - Но он не сказал точно, когда, и чему обучать?
4).      Г. Доман - 3, 5 года - Основные положения: "Нужно сразу запоминать тексты целыми книгами". "Почему мы не начинаем с алфавита? ... Только в возрасте 6 лет ребенок, благодаря своей одаренности, может понять, что такое буква "А".
5).       П. Тюленев - начало чтения и составления слов по буквам - в возрасте около 1 года.
6).       Н. Зайцев - обучение чтению с 3 - 4-х лет.

      Такова была ситуация в мире когда была опубликована книга "Читать -= раньше, чем ходить".      

      Наиболее полной и всесторонней системой оптимального развития является система МИР, которая охватывает весь период развития и образования ребенка: от 0 до 18 лет. Методы и идеи этой системы, опубликованные в период 1991 - 1999 гг., начинают использоваться всеми специалистами, занимающимися ранним развитием и образованием.

Однако, полезно представить в целом сумму прогрессивных и новаторских идей, специальной педагогики и открытий в области раннего развития:

1. Я.А. Коменский, XVII в. - концепция педагогики и дидактики, игровое обучение, раннее дошкольное образование
2. Методы М. Монтессори, 10 - 20 -е гг. ХХ в. 
     - педагогика для работы с детьми с задержками
       умственного развития
3. Система А.С. Макаренко, 20-30 гг. ХХ в. 
     - педагогика работы с "трудными" подростками и
       малолетними преступниками
4. В. Сухомлинский
5. Родительская педагогика Б.П. Никитина, 1957 - 1998 г. 
    -   закон НУВЭРС, пособия по интеллектуальному развитию, закаливание, социальные игры
6. Методики Н.А. Зайцева, 1992 - 2000, н.в. - дошкольное и начальное школьное образование
7. Система В.Ф. Шаталова, 1957 - 2000, н.в. - среднее образование
8. Программы Г. Домана, 1946 - 2000, н.в. - программы реабилитации детей с черепно - мозговыми травмами
9. Система методов интеллектуального развития ребенка (МИР) П.В. Тюленева, 1957 - 2000, н.в. - оптимальное раннее развитие и образование детей
......


     Методы Монтессори для обучения умственно отсталых детей. Эти методы предложены Марией Монтессори, которая работала в специальных детских учреждениях. Похожа история с программами Г. Домана, который занимался реабилитацией детей с черепно - мозговыми травмами. 
     Именно эти методики сегодня получили большое распространение, хотя они имеют весьма отдаленное отношение к здоровым или обычным детям. По затратам эти подходы в несколько раз превышают требуемые, а по результатам намного отстают от достижений системы МИР. Даже по времени возникновения подходы Монтессори (100 лет тому назад) и Домана (50 лет) отражают, я бы сказал, доисторический период развития современных методов раннего развития. На взгляд специалистов, применять их означает то же самое, что вместо витаминов давать ребенку тяжелые и сильные лекарства, которые зачастую отравляют, а не лечат. Так, программы Г. Домана можно сравнить с прямым хирургическим вмешательством в мозг здорового ребенка, а методы М. Монтессори - с применением антибиотиков или гормональных препаратов к вашему здоровому ребенку. И в том и в другом случае, как показывает опыт нескольких лет, существенных результатов интеллектуальном развитии детей не наблюдается. Причем, как правило, эти методы в России повсеместно используются в сочетании с рекомендациями Никитина, Зайцева и системы МИР. Но ведь в "чистом виде" отечественные методы дают куда лучшие результаты! Вряд ли имеет смысл лучшее, более эффективное смешивать с заведомо менее результативными методами. 

      Мы обращаем внимание родителей на следующее важное обстоятельство: подходы Монтессори и Домана, строго говоря, взаимно исключают друг друга. 
      Так, последователи метода М. Монтессори исходят из того предположения, что мозг ребенка в раннем возрасте аналогичен мозгу умственно отсталых детей. Во всех своих работах, М. Монтессори - до 1952 года, а её последователи вплоть до 2000 года, утверждали, что до 3-х лет с ребенком заниматься бессмысленно и педагогическое воздействие на него невозможно. В то же время, Г. Доман следуют диаметрально противоположной логике, и утверждают, что способности, обучаемость годовалого ребенка намного выше, чем у взрослого. Здесь - явный прогресс в представлениях, но полное бездействие монтессорианцев сменяется сверхвоздействием на годовалого ребенка доманцев: Доман рекомендует заниматься с ребенком по 14 раз в день, и при этом быстро показывать сотни и тысячи карточек формата A4.
      Нетрудно видеть, что оба подхода принципиально непригодны для работы в нормальными детьми, в домашних условиях особенно. Для их реализации требуются специально подготовленный персонал (сурдопедагоги), дорогостоящие комплекты "Монтессори - материалов", карточки Домана больших размеров и в огромных количествах, и т.д. и т.п., практически все это требует централизованного или фабричного изготовления. 
     Нужно обратить внимание на происхождение и назначение методов, а главное, на практические результаты. Помните, что применяя специальные методы вы тоже сдерживаете развитие ребенка, ограничиваете его в более тонких областях. Психика ребенка борется так же, как организм выводит яды тяжелых лекарств. Отсюда постоянный поток родителей, жалующихся, что ребенок отказывается обучаться "по Доману". 
      К сожалению, при значительном, почти повсеместном  отторжении большинством детей программ Г. Домана, все новые и новые родители начинают пробовать их применять, теряя время, загружая память и попусту расходуя интеллектуальные ресурсы ребенка.  
     Избавиться от устаревших и разобраться в эффективности новых методов мешает старая гвардия консервативных педагогов - по трудно объяснимым причинам, она практически всегда выступает против всего нового, полезного и прогрессивного. 
      Как правило, главным доводом традиционных педагогов является утверждение: "Этого не может быть". Они не имеют никаких фактических данных и представлений о методах интеллектуального развития в раннем возрасте и боятся реализации этих методов в школе. 
      Их возражения мы когда-нибудь объединим, и условимся называть их собирательно, в форме, например, так называемых антимиров.
     Вообще же этот феномен удивителен, но вполне объясним: можно встретить таких борцов с педагогическим прогрессом и в педагогической академии, и в различных НИИ образования. Эти, увы,  профессиональные ретрограды с особым рвением отрабатывают, по-видимому те сомнительные средства, которые им платят. Вы и сами, наверное, не раз замечали, что люди, изменившие по тем или иным причинам в юности своим идеалам, работают с каким - то особым сатанинским усердием и цинизмом, порой, против самого святого. Удивительно, что они встречаются повсюду, особо меня удивило их наличие, так сказать,  в высших эшелонах власти. Но при этом, как можно было всегда видеть, они делают и достают все самое прогрессивное для своих детей и внуков! Так что все возражения против системы раннего развития - не более, чем политиканство.
       Аргументы и методы, интервью с профессиональными  сдерживателями развития России, анализируются в разделе "Антимиры".

Сумма открытий:

     Я.А. Коменский -  его новаторские идеи забыты или умалчиваются (1640 г.)  - гениальный педагог, считается создателем  традиционных систем образования. Раскрыв "Великую дидактику" вы убедитесь, что традиционные педагоги за истекшие 350 лет ее полностью так и не освоили, более того, выхолостили, собственно, дидактику, оставив только грандиозную концепцию содержания образования.  В работах этого гениального дидакта, например, еще в середине 17 века указывается, что ребенок к шести годам должен уметь считать до 60, а в школе следует использовать "обучающие пьесы" и многое другое... Именно это - главное, что было в трудах Коменского, поскольку дать цельное представление общенаучного содержания может каждый грамотный философ. Но именно методику, дидактические идеи не разрешили еще в те времена реализовать Коменскому тогдашние придворные "министры просвещения", и  наша школа до сих пор этого так и  не делает. И ведь не понимают, что концепция содержания образования предложена Коменским с учетом того, что методы обучения должны быть более эффективными - игровыми. Вот и получаются перегрузки у нынешних "традиционных" педагогов.  Между прочим, как и тогда, во времена Коменского, нынешние "учители - мучители" считают, что тогда детям будет "слишком легко учиться" ... Буквально так высказывались они, например, в 50 - 60 -е годы на партийных дискуссиях ... Послушание, дисциплина, трудотерапия ценилась превыше всего. 

     Антон Семенович Макаренко - гениальный педагог, воспитатель и писатель.
Родители найдут в системе А.С. Макаренко массу живых примеров, как приучать ребенка быть предпринимателем, хозяйственником, настоящим человеком дела. Присмотритесь, коммуна у А.С. Макаренко - это та же, социально - адаптированная семья. Более подробно вы можете познакомиться на страницах "Материалы по биографии А.С.  Макаренко".
Он синтезировал и воплотил в практику все многотрудные чаяния педологов, психологов и педагогов и социологов. Кроме того, делал самое трудное в педагогике: исправлял ошибки других педагогов и родителей, воспитывал прекрасных людей из малолетних преступников и беспризорных. Успешно делал бы это в любом обществе: его педагогическая деятельность началась еще до революции. 
Система МИР охватывает и реализует в игровой форме подобные же идеи социальной адаптации в первых лет жизни ребенка.
Очень значимо то обстоятельство, что один из основоположников раннего интеллектуального развития, Б.П. Никитин всегда ставил А.С. Макаренко на первое место в ряду всех новаторов. 

      В. Сухомлинский - выдающийся педагог, намного, недосягаемо ушедший вперед по линии, которую безуспешно пытаются развивать "вальдорфцы"  - директор школы, изменив в сторону большей эмоциональности и духовности требуемое стандартной образовательной системой, отношение к детям, получил потрясающие результаты ускорения интеллектуального развития в школе, в том числе детей с задержкой развития. После прочтения книг В. Сухомлинского вы забудете вальдорфские школы навсегда. Идеями и постановкой учебно - воспитательной работы в Павлышской школе восхищались представители ведуших образовательных направлений, в том числе прагматизма и неогуманизма, включая Дьюи, Ростоу и других, из США и Европы. Еще в 50-е годы в этой общеобразовательной средней школе действовали, например, более 100 кружков и клубов...

     Б.П. Никитин - гениальный педагог и воспитатель XX века. Полностью пересмотрел рекомендации официальной педиатрии и дошкольного и школьного развития детей. На большом статистическом материале доказал существование явления(закона развития психики) НУВЭРС «Необратимое угасание возможностей, перспектив развития человека (Существующая система родовспоможения губит здоровье детей; существующая система образования губит таланты детей). В 1957 - году был "мягко" репрессирован, после того, как во главе группы около 30 педагогов (включая свою будущую жену) вышел на ЦК и правительство с проектом самоокупаемых (предпринимательских) школ: "Отдайте нам школы - и через пять лет у нас будут все отличники и мы откажемся от бюджетного финансирования" - об этом проекте мне  рассказал Б.П. Никитин осенью 1998 года.

     В.Ф. Шаталов- гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»). Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе(физика математика...) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психологическо - дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, опорные конспекты", "плашки" и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидактических приемов.  

     Н.А. Зайцев - замечательный педагог, дидактик. Работает виртуозно со зрительной памятью. Развил идею применения кубиков для обучения детей грамоте с использованием возможностей отличия физических свойств кубиков в сочетании с развитием музыкального слуха и вокальных способностей детей; развил дидактические методы табличной подачи материала при изучении русского, английского языков. Наконец-то написал прекрасный учебник для стремительного освоения арифметики малышами и школьниками.

М. Ибука - знаменитый спонсор японских новаторов. Написал книжку «После трех уже поздно...», помогал созданию детских садов нового типа. Активно пропагандирует идеи и разработки русских педагогов-новаторов (Б.П. Никитина и др.).

     Г. Доман, гениальный общественный деятель, гуманист, выдающийся воспитатель и организатор, детский врач, многие годы демонстрирует полную несостоятельность традиционных представлений педагогов и психологов и педиатров, по - существу борется с "дозированной" дебилизацией в США (К-12).   Занимаясь дефектологией обнаружил эффект сверхобучаемости маленьких детей: «Легче всего ребенок обучается в возрасте до одного года...» . Учить ползать, читать, считать с первых недель жизни.
К сожалению, работы Г. Домана в России были практически были неизвестны до 1996 года. Разработал программы интеллектуальной  реабилитации для детей с черепно - мозговыми травмами. Рекомендации Г. Домана не пригодны для развития интеллекта здоровых детей. Значительно лучшие образовательные результаты дают рекомендации Б. Никитина, "система МИР" П. Тюленева. 

Открытия прошлых веков
- Метод Моцарта - отца - см. в кн.
- Метод священника Витте и Винера - отца
(Германия)
и др.


     П.В. Тюленев - предложил систему МИР, и, основываясь на полученных и имевшихся результатах раннего развития, считает необходимым и возможным переход ко "всеобщему бесплатному высшему образованию к достижению ребенком совершеннолетия", то есть, к возрасту 18 лет. Такая система образования позволила бы решить множество социально - экономических проблем, а главное, освободить детей от  нагрузки, фактического непосильного труда и огромных потерь времени в школах для развития творческих способностей.

Необходимо представить, как выглядят результаты системы МИР в сравнении с другими методами? Какие возможности раннего развития детей теперь открыты для родителей?

Приводим некоторые данные по хронологии открытий в области раннего развития:

- сокращение времени на освоение программы по математике и физике в 2-3 раза с одновременным улучшением качества знаний до оценки "отлично" всех учеников практически любого класса  (В.Ф. Шаталов, 1970 г.);
- чтение с 3,5 лет (Б.П. Никитин, 60-е годы, по утв. автора);
- освоение программы начальной школы - к возрасту   8 - 9 лет, 60-е годы, Б. и Л. Никитины;
- чтение с 3 - 4 -х лет (Г. Доман, 50 -е годы, по утв. автора в книге);
- знание всех букв к 8 мес. (МИР, 1988г.);
- непрерывное ползание при «транспортировке» заданных 30 - ти букв по алфавиту (игра «Принеси букву!») до 300- 350  м. в 8-9 мес. (МИР, 1988г.);
- самостоятельное составление по написанному образцу слов из букв магнитной азбуки с 1 года 2-х мес. (МИР, 1989г.);
- печатание на пишущей машинке с 1 5 лет слов по списку (МИР, 1989г., документы);
- печатание диктантов с 2-х лет (МИР, 1990г.,документы);
- игра в шахматы - с 2-х лет (МИР, 1990г.);
- освоение периодической таблицы Д.И. Менделеева как основы комплекса естественных наук) - в 2,5 года  (МИР, 1990г., документы);
- самостоятельное пение русских народных песен по песеннику - в 2-3 года (МИР, 1989-1990г., документы, аудиозаписи);
- самостоятельное освоение нотной грамоты - 3 года(МИР, 1990г., документы);
- начало сочинения и записи простейших мелодий - с 3,5 лет (МИР, 1990г.);
- печатание дневника - с 3-х лет (МИР, 1990г., документы);
- художественное чтение, например, сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого и поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина - в 3,5 года (МИР, 1990г., аудиозаписи);
- печатание сказок и сценариев- 4 года(МИР, 1991г., документы);
- печатание научно-фантастических сказок на темы программы 5 класса - 5 лет(МИР, 1993г.);
- освоение принципов научного построения общества - 5,5 лет (МИР, 1993г., документы);
- самостоятельное освоение математики к 7 годам в объеме даже свыше программы 7-го класса (МИР, 1995г.,);
Самое важное - многие мамы обучили детей читать к двум годам, пользуясь только книжками "Как ускорить ..." или "Читать - раньше ...."
Но если они прочтут все мои книжки, то получат, практически не занимаясь, результаты, которые относятся к системе МИР.
См. Дополнительные фрагменты по возникновению системы МИР

     Ю.П. Азаров - автор многих литературно - художественных книг по различным проблемам педагогики, в том числе родительской; автор "педагогики любви и свободы", в которой я пока еще не разобрался. С нетерпением ожидаю от него завершения книги по трансцендентальному синтезу!