Материал сайта http://www.rebenok.h10.ru/anmranraz1.htm
Новаторы
Приступая к
воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых
общих чертах познакомиться с наиболее
интересными результатами, которые получены
другими родителями и педагогами. Наиболее характерным является общепринятый
показатель - это начало истинного, по буквам свободного чтения.
Сравните результаты, полученные разными педагогическим школами к 1990
году.
1). Традиционное образование - начало
обучения чтению: 7 - 8 лет, иногда - с 6 лет. Не лишайте детей детства! (Но
никто не спрашивает ребенка: нужно ли ему такое бездумное детство?)
2). М. Монтессори: Основное положение: "до 3-х лет
ребенок не поддается педагогическому воздействию". - полная чушь,
разумеется.
3). Б. Никитин - дети начали читать примерно в 3,5 года
- Девиз методики: "Обучать нужно начинать, как можно раньше". - Но он
не сказал точно, когда, и чему обучать?
4). Г. Доман - 3, 5 года - Основные положения:
"Нужно сразу запоминать тексты целыми книгами". "Почему мы не начинаем с
алфавита? ... Только в возрасте 6 лет ребенок, благодаря своей одаренности,
может понять, что такое буква "А".
5). П. Тюленев - начало чтения и составления
слов по буквам - в возрасте около 1 года.
6). Н. Зайцев - обучение чтению с 3 - 4-х
лет.
Такова была ситуация в мире когда была опубликована книга "Читать -= раньше, чем ходить".
Наиболее полной и всесторонней системой оптимального развития является система МИР, которая охватывает весь период развития и образования ребенка: от 0 до 18 лет. Методы и идеи этой системы, опубликованные в период 1991 - 1999 гг., начинают использоваться всеми специалистами, занимающимися ранним развитием и образованием.
Однако, полезно представить в целом сумму прогрессивных и новаторских идей, специальной педагогики и открытий в области раннего развития:
1. Я.А.
Коменский, XVII в. - концепция педагогики и
дидактики, игровое обучение, раннее
дошкольное образование
2. Методы М. Монтессори, 10 - 20 -е гг. ХХ в.
- педагогика для работы с
детьми с задержками
умственного развития
3. Система А.С. Макаренко, 20-30 гг. ХХ в.
- педагогика работы с "трудными"
подростками и
малолетними
преступниками
4. В. Сухомлинский
5. Родительская педагогика Б.П. Никитина, 1957 - 1998 г.
- закон НУВЭРС, пособия по
интеллектуальному развитию, закаливание,
социальные игры
6. Методики Н.А. Зайцева, 1992 - 2000, н.в.
- дошкольное и начальное школьное
образование
7. Система В.Ф. Шаталова, 1957 - 2000, н.в.
- среднее образование
8. Программы Г. Домана, 1946 - 2000, н.в.
- программы реабилитации детей с черепно -
мозговыми травмами
9. Система методов интеллектуального
развития ребенка (МИР) П.В. Тюленева, 1957 - 2000, н.в.
- оптимальное раннее развитие и образование
детей
......
Методы Монтессори для обучения умственно
отсталых детей. Эти методы предложены Марией
Монтессори, которая работала в специальных
детских учреждениях. Похожа история с
программами Г. Домана, который занимался
реабилитацией детей с черепно - мозговыми
травмами.
Именно эти методики
сегодня получили большое распространение,
хотя они имеют весьма отдаленное отношение к здоровым
или обычным детям. По затратам эти подходы в
несколько раз превышают требуемые, а по
результатам намного отстают от достижений
системы МИР. Даже по времени возникновения
подходы Монтессори (100 лет тому назад) и
Домана (50 лет) отражают, я бы сказал,
доисторический период развития
современных методов раннего развития. На
взгляд специалистов, применять их
означает то же самое, что вместо витаминов
давать ребенку тяжелые и сильные лекарства,
которые зачастую отравляют, а не лечат. Так,
программы Г. Домана можно сравнить с прямым хирургическим вмешательством в мозг
здорового ребенка, а методы М. Монтессори - с
применением антибиотиков или гормональных
препаратов к вашему здоровому ребенку. И
в том и в другом случае, как показывает опыт
нескольких лет, существенных результатов
интеллектуальном развитии детей не
наблюдается. Причем, как правило, эти
методы в России повсеместно используются в
сочетании с рекомендациями Никитина,
Зайцева и системы МИР. Но ведь в "чистом
виде" отечественные методы дают куда
лучшие результаты! Вряд ли имеет смысл
лучшее, более эффективное смешивать с
заведомо менее результативными методами.
Мы обращаем внимание родителей на
следующее важное обстоятельство: подходы
Монтессори и Домана, строго говоря, взаимно
исключают друг друга.
Так, последователи метода М. Монтессори
исходят из того предположения, что мозг
ребенка в раннем возрасте аналогичен мозгу
умственно отсталых детей. Во всех своих работах, М. Монтессори - до 1952 года, а
её последователи вплоть до 2000 года, утверждали, что до 3-х лет с ребенком
заниматься бессмысленно и педагогическое воздействие на него невозможно. В то же время, Г.
Доман следуют диаметрально
противоположной логике, и утверждают, что
способности, обучаемость годовалого
ребенка намного выше, чем у взрослого. Здесь - явный прогресс в
представлениях, но полное бездействие монтессорианцев сменяется
сверхвоздействием на годовалого ребенка доманцев: Доман рекомендует
заниматься с ребенком по 14 раз в день, и при этом быстро показывать сотни и
тысячи карточек формата A4.
Нетрудно
видеть, что оба подхода принципиально
непригодны для работы в нормальными детьми,
в домашних условиях особенно. Для их
реализации требуются специально
подготовленный персонал (сурдопедагоги),
дорогостоящие комплекты "Монтессори -
материалов", карточки Домана больших
размеров и в огромных количествах, и т.д. и т.п., практически все это
требует централизованного или фабричного
изготовления.
Нужно обратить
внимание на происхождение и назначение
методов, а главное, на практические
результаты. Помните, что применяя специальные методы вы
тоже сдерживаете развитие ребенка,
ограничиваете его в более тонких областях.
Психика ребенка борется так же, как
организм выводит яды тяжелых лекарств. Отсюда
постоянный поток родителей, жалующихся,
что ребенок отказывается обучаться "по
Доману".
К сожалению, при
значительном, почти повсеместном
отторжении
большинством детей
программ Г. Домана, все новые и новые родители
начинают пробовать их применять, теряя
время, загружая память и попусту расходуя
интеллектуальные ресурсы ребенка.
Избавиться от устаревших и
разобраться в эффективности новых методов
мешает старая гвардия консервативных
педагогов - по трудно объяснимым причинам, она практически всегда
выступает против всего
нового, полезного и прогрессивного.
Как правило, главным
доводом традиционных педагогов является
утверждение: "Этого не может быть". Они
не имеют никаких фактических
данных и представлений о методах интеллектуального
развития в раннем возрасте и боятся
реализации этих методов в школе.
Их возражения мы когда-нибудь объединим, и
условимся называть их собирательно, в форме, например, так называемых
антимиров.
Вообще же этот феномен удивителен, но вполне
объясним: можно встретить таких борцов с педагогическим прогрессом и в педагогической
академии, и в различных НИИ образования. Эти, увы, профессиональные ретрограды с
особым рвением отрабатывают, по-видимому те сомнительные средства, которые им платят. Вы и сами,
наверное,
не раз замечали, что люди, изменившие по тем или иным причинам в юности своим
идеалам,
работают с каким - то особым сатанинским усердием и цинизмом, порой, против
самого святого. Удивительно, что
они встречаются повсюду, особо меня удивило их наличие, так сказать, в
высших эшелонах власти. Но при
этом, как можно было всегда видеть, они делают и достают все самое прогрессивное для своих детей и внуков!
Так что все возражения против системы раннего развития - не более, чем
политиканство.
Аргументы и методы,
интервью с профессиональными
сдерживателями развития
России, анализируются в разделе "Антимиры".
Сумма открытий:
Я.А. Коменский - его новаторские идеи забыты или умалчиваются (1640 г.) - гениальный педагог, считается создателем традиционных систем образования. Раскрыв "Великую дидактику" вы убедитесь, что традиционные педагоги за истекшие 350 лет ее полностью так и не освоили, более того, выхолостили, собственно, дидактику, оставив только грандиозную концепцию содержания образования. В работах этого гениального дидакта, например, еще в середине 17 века указывается, что ребенок к шести годам должен уметь считать до 60, а в школе следует использовать "обучающие пьесы" и многое другое... Именно это - главное, что было в трудах Коменского, поскольку дать цельное представление общенаучного содержания может каждый грамотный философ. Но именно методику, дидактические идеи не разрешили еще в те времена реализовать Коменскому тогдашние придворные "министры просвещения", и наша школа до сих пор этого так и не делает. И ведь не понимают, что концепция содержания образования предложена Коменским с учетом того, что методы обучения должны быть более эффективными - игровыми. Вот и получаются перегрузки у нынешних "традиционных" педагогов. Между прочим, как и тогда, во времена Коменского, нынешние "учители - мучители" считают, что тогда детям будет "слишком легко учиться" ... Буквально так высказывались они, например, в 50 - 60 -е годы на партийных дискуссиях ... Послушание, дисциплина, трудотерапия ценилась превыше всего.
Антон Семенович Макаренко -
гениальный педагог, воспитатель и писатель.
Родители найдут в системе А.С. Макаренко
массу живых примеров, как приучать ребенка быть
предпринимателем, хозяйственником, настоящим
человеком дела. Присмотритесь, коммуна у А.С.
Макаренко - это та же, социально - адаптированная
семья. Более подробно вы можете познакомиться на страницах
"Материалы по биографии А.С. Макаренко".
Он синтезировал и воплотил в практику все
многотрудные чаяния педологов, психологов и
педагогов и социологов. Кроме того,
делал самое трудное в педагогике: исправлял
ошибки других педагогов и родителей, воспитывал
прекрасных людей из малолетних преступников и
беспризорных. Успешно делал бы это в любом
обществе: его педагогическая деятельность началась еще до революции.
Система МИР охватывает и реализует в игровой
форме подобные же идеи социальной адаптации в
первых лет жизни ребенка.
Очень значимо то обстоятельство, что один из основоположников раннего
интеллектуального развития,
Б.П. Никитин всегда ставил А.С. Макаренко на первое
место в ряду всех новаторов.
В. Сухомлинский - выдающийся педагог, намного, недосягаемо ушедший вперед по линии, которую безуспешно пытаются развивать "вальдорфцы" - директор школы, изменив в сторону большей эмоциональности и духовности требуемое стандартной образовательной системой, отношение к детям, получил потрясающие результаты ускорения интеллектуального развития в школе, в том числе детей с задержкой развития. После прочтения книг В. Сухомлинского вы забудете вальдорфские школы навсегда. Идеями и постановкой учебно - воспитательной работы в Павлышской школе восхищались представители ведуших образовательных направлений, в том числе прагматизма и неогуманизма, включая Дьюи, Ростоу и других, из США и Европы. Еще в 50-е годы в этой общеобразовательной средней школе действовали, например, более 100 кружков и клубов...
Б.П. Никитин - гениальный педагог и воспитатель XX века. Полностью пересмотрел рекомендации официальной педиатрии и дошкольного и школьного развития детей. На большом статистическом материале доказал существование явления(закона развития психики) НУВЭРС «Необратимое угасание возможностей, перспектив развития человека (Существующая система родовспоможения губит здоровье детей; существующая система образования губит таланты детей). В 1957 - году был "мягко" репрессирован, после того, как во главе группы около 30 педагогов (включая свою будущую жену) вышел на ЦК и правительство с проектом самоокупаемых (предпринимательских) школ: "Отдайте нам школы - и через пять лет у нас будут все отличники и мы откажемся от бюджетного финансирования" - об этом проекте мне рассказал Б.П. Никитин осенью 1998 года.
В.Ф. Шаталов- гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»). Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе(физика математика...) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психологическо - дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, опорные конспекты", "плашки" и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидактических приемов.
Н.А. Зайцев - замечательный педагог, дидактик. Работает виртуозно со зрительной памятью. Развил идею применения кубиков для обучения детей грамоте с использованием возможностей отличия физических свойств кубиков в сочетании с развитием музыкального слуха и вокальных способностей детей; развил дидактические методы табличной подачи материала при изучении русского, английского языков. Наконец-то написал прекрасный учебник для стремительного освоения арифметики малышами и школьниками.
М. Ибука - знаменитый спонсор японских новаторов. Написал книжку «После трех уже поздно...», помогал созданию детских садов нового типа. Активно пропагандирует идеи и разработки русских педагогов-новаторов (Б.П. Никитина и др.).
Г. Доман, гениальный общественный деятель, гуманист,
выдающийся воспитатель и организатор, детский
врач, многие годы демонстрирует полную
несостоятельность традиционных представлений
педагогов и психологов и педиатров, по - существу
борется с "дозированной" дебилизацией в США
(К-12). Занимаясь дефектологией обнаружил
эффект сверхобучаемости маленьких детей: «Легче
всего ребенок обучается в возрасте до одного
года...» .
Учить ползать, читать, считать с первых недель
жизни.
К сожалению, работы Г. Домана в России были
практически были неизвестны до 1996 года.
Разработал программы интеллектуальной
реабилитации для детей с черепно -
мозговыми травмами. Рекомендации Г. Домана
не пригодны для развития интеллекта
здоровых детей. Значительно лучшие
образовательные результаты дают
рекомендации Б. Никитина, "система МИР"
П. Тюленева.
Открытия прошлых веков
- Метод Моцарта - отца - см. в кн.
- Метод священника Витте и Винера - отца (Германия)
и др.
П.В. Тюленев - предложил систему МИР, и, основываясь на
полученных и имевшихся результатах раннего
развития, считает необходимым и возможным
переход ко "всеобщему бесплатному высшему
образованию к достижению ребенком
совершеннолетия", то есть, к возрасту 18 лет.
Такая система образования позволила бы решить
множество социально - экономических проблем, а
главное, освободить детей от нагрузки,
фактического непосильного труда и огромных
потерь времени в школах для развития творческих
способностей.
Необходимо представить, как выглядят результаты
системы МИР в сравнении с другими методами? Какие
возможности раннего развития детей теперь
открыты для родителей?
Приводим некоторые данные по хронологии открытий в области раннего развития:
- сокращение времени на
освоение программы по математике и физике в 2-3
раза с одновременным улучшением качества знаний
до оценки "отлично" всех учеников
практически любого класса (В.Ф. Шаталов, 1970 г.);
- чтение с 3,5 лет (Б.П. Никитин, 60-е годы, по утв.
автора);
- освоение программы начальной школы - к возрасту
8 - 9 лет, 60-е годы, Б. и Л. Никитины;
- чтение с 3 - 4 -х лет (Г. Доман, 50 -е годы, по утв.
автора в книге);
- знание всех букв к 8 мес. (МИР, 1988г.);
- непрерывное ползание при «транспортировке»
заданных 30 - ти букв по алфавиту (игра «Принеси
букву!») до 300- 350 м. в 8-9 мес. (МИР, 1988г.);
- самостоятельное составление по написанному
образцу слов из букв магнитной азбуки с 1 года 2-х
мес. (МИР, 1989г.);
- печатание на пишущей машинке с 1 5 лет слов по
списку (МИР, 1989г., документы);
- печатание диктантов с 2-х лет (МИР,
1990г.,документы);
- игра в шахматы - с 2-х лет (МИР, 1990г.);
- освоение периодической таблицы Д.И. Менделеева
как основы комплекса естественных наук) - в 2,5
года (МИР, 1990г., документы);
- самостоятельное пение русских народных песен
по песеннику - в 2-3 года (МИР, 1989-1990г., документы,
аудиозаписи);
- самостоятельное освоение нотной грамоты - 3
года(МИР, 1990г., документы);
- начало сочинения и записи простейших мелодий - с
3,5 лет (МИР, 1990г.);
- печатание дневника - с 3-х лет (МИР, 1990г.,
документы);
- художественное чтение, например, сказки
«Золотой ключик или приключения Буратино» А.
Толстого и поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина - в
3,5 года (МИР, 1990г., аудиозаписи);
- печатание сказок и сценариев- 4 года(МИР, 1991г.,
документы);
- печатание научно-фантастических сказок на темы
программы 5 класса - 5 лет(МИР, 1993г.);
- освоение принципов научного построения
общества - 5,5 лет (МИР, 1993г., документы);
- самостоятельное освоение математики к 7 годам в
объеме даже свыше программы 7-го класса (МИР,
1995г.,);
Самое важное - многие мамы обучили детей читать к
двум годам, пользуясь только книжками "Как
ускорить ..." или "Читать - раньше ...."
Но если они прочтут все мои книжки, то получат,
практически не занимаясь, результаты, которые
относятся к системе МИР.
См. Дополнительные фрагменты по
возникновению системы МИР
Ю.П. Азаров - автор многих литературно - художественных книг по различным проблемам педагогики, в том числе родительской; автор "педагогики любви и свободы", в которой я пока еще не разобрался. С нетерпением ожидаю от него завершения книги по трансцендентальному синтезу!