Материал сайта http://babylib.by.ru/

Как вырастить вундеркинда

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и способным, может быть, даже и вундеркиндом. Но как этого добиться?

Для начала расскажу поучительную историю жизни Миши К. Мальчик с раннего детства проявлял склонность к музыке, окружающие пророчили в нем нового Паганини. Родители окружили его атмосферой восхищения, исключительности, ограждали от забот, обязанностей, труда. Из-за хороших результатов на публичных выступлениях взрослые прекратили обучение музыканта. Все чаще стали появляться неудачи, которые его приучили воспринимать как результат непонимания, зависти, недоброжелательности. Его способности не получили развития, так и оставшись "потенциальными".

Вывод из этой истории: ведущую роль в развитии одаренности играют воспитание и обучение. И именно с помощью этого оружия стоит бороться против отсутствия врожденных способностей. Но все-таки как же определить, является ли ребенок одаренным или нет? Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Моцарт с трех лет сочинял музыкальные произведения, Рафаэль рисовал с восьми лет, Пушкин писал стихотворения с девяти. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что "на нем природа отдохнула".

Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Как же воспитать вундеркинда? К сожалению, а может быть и к счастью, готового рецепта нет. Но я все же дам несколько советов:

1. С ребенком обязательно нужно много общаться. В США было проведено исследование важности взаимодействия с детьми. В одном из сиротских пансионатов находились младенцы, которых считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления. Из этого пансионата взяли группу детей и поместили в заведение для умственно неполноценных женщин, где детей баюкали и ласкали. У детей вскоре развилась речь, их интеллект достиг нормы. Многие из них потом получили высшее образование, завели семью.

2. Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому полезно просить ребенка что-то объяснить своему младшему брату, сестре или же другу.

3. Не погашай природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Что было бы, если бы Моцарта заставили заниматься физикой?

4. Никогда не говори ребенку, что он неспособный. Он ведь может в это поверить.

5. Воспитывай в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.

6. Не подавляй взрывы фантазии, если они не вредят окружению.

7. Не подгоняй ребенка под какие-либо стандарты и, прежде всего, традиционно связанные с полом. Например, не следует говорить девочке, что она должна быть "прежде всего, хорошей матерью и хозяйкой", в то время как она интересуется "темами для мальчиков".

8. Не расстраивайся, особенно в младших классах, умеренными успехами в науках. Эйнштейн, например, развивался очень медленно, с трудом, поздно научился говорить и очень поздно пошел в школу. А Ньютон в школе слыл лентяем и тупицей. Его взяли домой из-за неспособности к обучению.

9. Не расслабляйся, если твой ребенок высоко одарен от рождения. Если ребенок, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Твой ребенок обладает богатым потенциалом, но не использует его. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложно учиться.

10. Не тормози, а всячески поощряй скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: детский сад, кружки.

11. Не переусердствуй! Не стоит отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании.

Известен следующий случай, имевший место в начале девятнадцатого века. Джеймс Милль - английский ученый, сделавший вклад во многие науки - решил сделать своего сына вундеркиндом. Джон Стюарт Милль к тринадцати годам изучил арифметику, геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономику, греческий и латинский языки. Был знаком с баснями Эзопа, прочитанными в подлиннике, Геродотом, Платоном, Плутархом, освоил "Робинзона Крузо", "1001 ночь", "Дон-Кихота"! Последствия эксперимента? "Подорванное" здоровье ребенка и лишение детства. Джон Стюарт сам не знал, больше ли он выиграл или потерял. Позже он вспоминал: "Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет! Лучше предоставить природе идти своей собственной дорогой."