Автор: Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
Сайт: Известия Науки
Статья: Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе
Имя педагога-новатора из Донецка Виктора Шаталова - народного учителя
СССР и заслуженного учителя Украины - было широко известно в советское
время. Его эксперимент гремел по стране, он собирал
всесоюзно-телевизионные залы в Концертной студии Останкино, имел множество
энтузиастов-последователей. Но все изменилось. Ныне Виктор Шаталов -
профессор донецкого Института социального образования. На Украине его
поиски мало интересуют начальство от образования. А потому он пишет книги
и уже четвертый год подряд в Москве в осенние каникулы проводит занятия
для всех желающих с 5-го по 11-й класс. За 5 дней дает годовой курс
геометрии, физики, тригонометрии. Такие же занятия Виктор Федорович
организовал этим летом. А в сентябре Шаталов приглашен провести открытые
уроки для учителей Подмосковья.
- Что необычного в вашем подходе?
- Во-первых, то, что дети заканчивают школу в 9-м классе. Учатся не 12,
а 9 лет. Хотя у меня ученики сдавали экзамены за курс полной школы даже в
7-м и в 8-м классах. А 8-летние дети успешно решали математику за курс
9-го класса.
- Насколько я знаю, вы работаете с самыми обыкновенными
школьниками. Как сделать из слабого ученика сильного?
- Недавно я проводил семинар в Москве. Сидела у меня рыженькая
девочка-семиклассница. Ее звали Рузанна. Когда я вызывал ее к доске, она
очень робела, не отвечала. Тогда я ее спросил: Рузанна, а тебя в школе
спрашивают? Отвечает: нет, уже второй год не вызывают. Она была абсолютно
"погибший" ребенок. На нее махнули рукой. Так вот, она отзанималась у меня
всего 5 дней (10 часов). А потом прислала письмо: "По геометрии получила
"5", потом по самостоятельной и по контрольной - "5" и даже "музыку" в
музыкальной школе сдала на "4" и "5".
Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей
возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки,
страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все
объяснять.
- Но это штучное дело, которое не всякому учителю по
плечу...
- В том-то и беда: приезжают на семинары учителя математики (раньше их
были тысячи), и сами не знают математики...
После того как проходит недельный семинар, через 3-4 месяца я начинаю
получать письма из разных точек страны. И в них звучит одна и та же мысль:
Виктор Федорович, чтобы полностью освоить методику, нам нужен не один, а
три семинара (по неделе каждый). То есть на первом семинаре мы проходим
материал 7-8-го класса, на втором - 9-10-го, и потом - 10-11-го.
Другие учителя приезжают через год и сообщают мне: "Я с ужасом
убедилась, что не умею говорить". Умению четко и акцентированно выражать
свою мысль у нас не учат. В математике при доказательстве нельзя сказать
ни единого лишнего слова. Одно такое слово уводит мысль в сторону, ребенок
запутывается.
- А как вам удается в такие рекордные сроки выучивать
детей?
- Знаете, как мы изучаем геометрию 7-го класса? Нам нужно на это 3 дня.
В первый день я им даю "скелетную" геометрию - всю формулировочную часть:
все правила, аксиомы, теоремы, следствия. Всего 70 определений. Я все
показываю на чертеже, но ничего не доказываю. Сколько, по-вашему, нужно
времени, чтобы ответить на 70 вопросов?
- Ой, много.
- А я вам отвечу: 7 минут. А потом раздаются листы, мы всё многократно
повторяем. Во второй день дети все как один отвечают на мои вопросы и
получают оценки. Если кто-то сегодня не смог ответить, отвечает завтра. Он
попадает в поток, из которого ему не выйти. На следующий день я объясняю
половину теорем 7-го класса - уже с полными доказательствами, выкладками.
Их 35. На все теоремы у меня уходит не более 30 минут. А на третий день мы
даем остальные теоремы. И начинается решение задач.
В школе все это происходит по-другому: теорема, а потом задача,
следующая теорема - задача по ней...
- А встречаются те, кто не может их решать?
- Конечно. А зачем нужен я? Я же подбираю задачи не бездумно... Сегодня
уровень математических учебников резко упал. Нынешние задачи рассчитаны на
среднего дебила.
- Знаю, что у вас нет домашних заданий...
- Да. В начале учебного года каждый ребенок получает бумажку. Она вся
покрыта квадратиками, и в каждом из них - номер упражнения: 500 штук на
полгода. Сколько решишь, столько и решишь. Но каждая задача проверяется,
отмечается в ведомости. Это не домашнее задание, а домашнее предложение.
Если у тебя трудный день, много уроков - можешь не решать. А когда день
посвободней - можешь попробовать.
- И как ведут себя дети, когда нет обязаловки?
- Учительница из Екатеринбурга, побывав на нашем семинаре, предложила
ученикам подобную форму решения задач. И она пишет мне через 2 месяца:
каждый день дети решают по 10-15 задач. Она спросила: "Ребята, почему
раньше, когда я вам давала одну задачу и один пример, вы не дописывали и
не решали? А сейчас все наоборот." Одна девочка встала и говорит: "Так
раньше же мы решали для вас, а теперь - для себя". Она понимает, что сама
идет вперед, следит, сколько клеточек зачеркнуто у других, входит в азарт.
А кроме того, учитель видит: вот этот столбик задач у ученика не
получается (он его пропускает). Значит, тут нужно помочь. Это такой
"овражный" метод. У нас по математике у каждого ребенка 10 сборников задач
- конкурсных, олимпиадных. Родителям запрещается вмешиваться. Если по
самостоятельной работе ученик получает "тройку", я его обязательно
спрашиваю: ставить ее в журнал или нет? А выставляю оценку в журнал только
по согласованию с учеником.
- За счет чего все это получается?
- Мы просто раскрываем такие внутренние ресурсы детей, о которых раньше
никто не подозревал. Я приходил в школу и просил самые слабые классы.
Смешивал их и работал. Начинал и с 5-6-х классов (чем раньше начинаешь,
тем больше выигрыш во времени). Если я брал 8-й класс, в 9-м ученик уже
сдавал экзамены за весь школьный курс. Я преподавал алгебру, геометрию,
физику, природоведение, историю, географию, астрономию. Так можно давать
все предметы. Причем значительно проще преподавать историю, географию: они
не сопряжены с решением задач.
- Зато они сопряжены с затратами памяти...
- Память человеческая безразмерна. При правильном повторении. А у нас
вся работа построена на ни на что не похожем повторении. Каждый день у нас
физкультура. Кроме того, у нас один день в неделю свободный (в четверг
дети не занимаются, нет и домашних заданий).
- Сегодня вам все-таки удается продолжать
эксперимент?
- До 1991 года в Донецке я был заведующим лабораторией Академии
педнаук. Со мной работала группа научных сотрудников. К нам приезжали
тысячи учителей, мы проводили семинары по русскому языку, по истории, по
географии, по математике, иностранным языкам. Ездили по стране. Москва
всемерно поддерживала нашу лабораторию, финансировала ее, Киев относился к
этому прохладно. А когда развалился Советский Союз, финансирование
лаборатории прекратилось. И мы расползлись кто куда.
Два-три года я ждал, но ожидание затянулось. Я начал писать книги,
написал их 34. Сейчас же я понял, что нужно действовать. Новый министр
подкупил меня тем, что негативно относится к ЕГЭ.
- Ну он, по-моему, еще окончательно не определился с ЕГЭ... А как
вы относитесь к Единому экзамену?
- Это долгий разговор. Важно одно: это структура, которая работает на
власть имущих. Нечто похожее на тестовую систему в США. Там есть IQ -
коэффициент интеллектуальности. Это стандартная полоса задач, на которых
нужно просто набить руку. Семья, способная оплатить репетитора по тестовой
системе, натаскает ребенка на эти тесты.
Возвращаясь к нашему разговору, могу сказать, что школ, работающих по
моей системе, множество. Другое дело, что контактов между школами, которые
находятся на Украине и в России, нет никаких.
- Что было бы нужно, чтобы распространять вашу
систему?
- Нужны встречи с умными людьми. Я полагаю, что такие есть и в
Министерстве образования, и в Академии наук. В прошлом году я выступал в
Академии погранвойск. По моей методике ведь учатся и летчики, и другие
военные: Борисоглебское училище, Ейское, Сыктывкарское, Новосибирское. Я
называю только летчиков. Чтобы выпустить летчика-истребителя, на него
затрачивают порядка 500 тысяч долларов. А по моему методу все делается
быстрее и надежнее...
- Но вы же не можете научить человека управлять
истребителем?
- Этому тоже можно научить. Написан курс самолетовождения по опорным
сигналам Шаталова.
- Виктор Федорович, вы думаете, что по системе Шаталова нужно
перестроить все наше образование?
- Конечно. Все готово, книги написаны, нужно готовить
учителей.