МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

 

Донецкий  Национальный  Технический  Университет

 

 

 

Методические  указания

 

 к самостоятельной работе по курсу

 

 «Интернет-технологии»

 

Руководство по разработке персонального тематического сайта

 для  магистрантов всех специальностей ДонНТУ

 

 

 


Методические указания к самостоятельной работе  по курсу «Интернет-технологии» (для  магистрантов всех специальностей ДонНТУ). Составители:    Аноприенко А.Я., Завадская Т.В., Коноплева А.П. – Донецк: ДонНТУ, ООО «Технопарк ДонГТУ УНИТЕХ», 2011. – 40 с.


 

Целью практической части курса «Интернет-технологии» является создание персонального тематического веб-сайта, основное содержание которого  посвящено теме выпускной работы магистра.  Методические указания к выполнению самостоятельной работы являются детальным руководством по разработке сайта, основанным на рассмотрении соответствующего шаблона, содержащего примеры реализации отдельных разделов сайта.

 

Составители: Аноприенко А.Я., Завадская Т.В., Коноплева А.П.                   

 

Ответственный за выпуск: д.т.н., проф.  Святный В.А.

Рецензент: д.т.н., проф. Башков Е.А. 


 

Содержание

 

  1. Введение: цель и задачи курса

  2. Структура сайта и основные требования к его параметрам

  3. Особенности биографического раздела

  4. Портретные фото

  5. Реферат по теме магистерской работы

  6. Иллюстративный материал

  7. Электронная библиотека

  8. Перечень ссылок

  9. Отчет о поиске

  10. Индивидуальный раздел

  11. Комплексная проверка сайта

  12. Контрольные вопросы

 

 


1.   Введение: цель и задачи курса

 

 

Целью курса «Интернет-технологии» является приобретение теоретических и практических знаний, умений и навыков, ориентированных на эффективное профессиональное использование современных Интернет-технологий.

        

При этом решаются следующие задачи:

·      Использование информационных ресурсов Интернет для углубленного многоязычного поиска научной и технической информации по теме выпускной работы.

·       Разработка (в основном на основе проведенного поиска и систематизации информации по теме выпускной работы) и размещение на портале магистров ДонНТУ комплексного персонального сайта, ориентированного на тематику выпускной работы и содержащего различные тематические разделы.

·       Освоение в процессе работы над сайтом основ эффективного использования языка гипертекстовой разметки HTML и различных средств и способов обработки и представления графической информации.  

·       Приобретение навыков в области проведения и документирования исследовательской работы на базе Інтернет-технологий, а также – в области составления тематических электронных библиотек и перечней ссылок.

·       Приобретение знаний и навыков по продвижению в Интернет собственных ресурсов

 

Курс «Интернет-технологии» включает в себя 3 основных вида учебных занятий: лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу, основным содержанием которой является разработка информационного наполнения персонального тематического сайта.

 

Основное содержание лекций изложено в учебном пособии «Интернет-технологии для студентов, преподавателей и научных сотрудников». Однако настоятельно рекомендуется совмещать изучение указанного пособия с систематическим посещением лекций, так на них не только рассматривается новый актуальный материал и вопросы, по разным причинам не вошедшие в учебное пособие, но и обсуждается текущее состояние работ по сайту и возможные изменения, вводимые в процесс разработки сайта и учебный процесс по данному курсу.

 

Выполнение лабораторных работ предполагает активное использование Интернет для поиска и сбора информации в процессе поэтапной разработки тематического сайта и его размещения на портале магистров. Систематическая работа над сайтом является одним из главных условий его качественной реализации и, соответственно, успешного завершения данного курса. В качестве основного источника дополнительной информации по различным вопросам данного курса также рассматриваются в первую очередь информационные ресурсы Интернет. В то же время, для выполнения основного объема самостоятельной работы по данному курсу доступ к Интернет не является обязательным условием.

 

Для успешной самостоятельной работы необходимы:

·       систематическое изучение лекционного материала и рекомендованной литературы;

·       эффективное использование учебного времени, в том числе доступа к Интернет, во время проведения лабораторных работ;

·       наличие компьютерного рабочего места с набором рекомендованных браузеров (IE, Chrome, Opera, Firefox), графических редакторов и другого, как правило, относительно простого и свободно распространяемого программного обеспечения (соответствующий комплект программного обеспечения содержится на специальном компакт-диске и/или на портале магистров);

·       наличие шаблона, определяющего базовые требования к основным разделам и элементам сайта магистра.

 

Основное содержание данных методических указаний базируется на рассмотрении шаблона, файл которого в виде архива может быть загружен с главной страницы портала магистров ДонНТУ (http://masters.donntu.ru). Текущая версия шаблона называется ivanenko.

           


2.   Структура сайта

и основные требования к его параметрам

 

Сайт магистра ДонНТУ состоит из 3-х основных разделов: биографического, тематического и индивидуального.

 

Биографический раздел содержит основные сведения об авторе сайта и тех фактах его биографии, которые имеют значение в контексте его становления как творческой и высокопрофессиональной личности. Данный раздел является наиболее важным для будущей профессиональной активности автора, так как призван быть своего рода детализированной визитной карточкой, ориентированной на то, чтобы в последующем с максимальной эффективностью добиваться профессионального признания, доверия и расположения у будущих работодателей, коллег, сотрудников, заказчиков и партнеров, С учетом углубления процессов глобализации в современном деловом мире данный раздел является наиболее мультиязычным и должен быть представлен минимум на 3-х языках: украинском, русском и английском.  

 

Тематический раздел является главным разделом сайта, посвящен теме выпускной работы и включает следующие 3 части:

·       автореферат по теме магистерской работы (на 3-х языках);

·       библиотека материалов по теме магистерской работы и различных авторских публикаций, представленных преимущественно в виде гипертекстовых документов;

·       ссылки и отчет о поиске по теме.

 

Индивидуальный раздел является особой составляющей сайта и его содержание определяется или специальным заданием (преподавателя, научного руководителя, кафедры, факультета, университета), или выбирается самим студентом в соответствии с его практическим опытом, особыми достижениями или увлечениями. Согласование конкретного задания по данному разделу осуществляется не позднее 8-й недели семестра (в крайнем случае, не позднее 12-й недели) в произвольной письменной форме на специально выделенной странице конспекта с указанием фамилии магистранта. Задание считается оформленным при наличии подписи преподавателя и даты. В случае нарушения сроков согласования задания за преподавателем остается право выдачи индивидуального задания исключительно по своему усмотрению.

 

Для обеспечения соответствия сайта всему набору обязательных требований, необходимой унификации сайтов и сокращения объемов сугубо технической работы в процессе создания персонального сайта настоятельно рекомендуется пользоваться  соответствующим шаблоном или, как минимум, внимательно изучить его содержимое.

 

В качестве примера в текущей версии шаблона рассматривается сайт некоторого абстрактного студента с фамилией Иваненко. Просмотр документов шаблона возможен по соответствующей ссылке на главной странице портала магистров. Для использования шаблона при разработке собственного сайта с портала магистров необходимо загрузить архивированный файл шаблона   на свой компьютер и разархивировать его. В результате будет сформирован каталог с именем ivanenko. При этом внутри данного каталога будет находиться группа обязательных файлов и папок (рис. 1)

 

Masters site map

 

Рис. 1. Обязательные файлы и папки сайта магистра

 

В таблице 1 приведена карта сайта с указанием назначения каждого файла и каждой папки. Кроме этого, указаны требования к содержимому тега <title>, обязательного для всех гипертекстовых документов и играющего важную роль при последующем индексировании сайта поисковыми системами. Для графических файлов указано рекомендуемое содержимое параметра alt. В том случае, когда магистрант в качестве международного языка изучал не английский или не только английский, а немецкий, французский или испанский, биография и автореферат в развернутом виде оформляются на этом языке, а в английском варианте присутствует только самая общая информация. В таблице в связи с этим приведена информация по файлам и на других вышеперечисленных языках. При этом не указано содержимое тега <title>, но предполагается, что оно должно соответствовать англоязычной версии.

 

Таблица 1 – Карта сайта магистра ДонНТУ

 

Название каталога (папки)

Название файла

Назначение

Содержимое Title

Корневой каталог (ivanenko)

ivanenko.txt

Информационный файл без разметки


ivanenko.htm

Информационный файл

Студент ivanenko

index.htm

Начальная страница на русском языке

Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович

indexu.htm

Начальная страница на украинском языке

Магістр ДонНТУ Іваненко Іван Іванович

indexe.htm

Начальная страница на английском языке

Student of Donetsk National Technical University Ivan Ivanenko 

indexd.htm

indexf.htm

indexs.htm

Начальная страница на немецком, французском или  испанском языке (при необходимости)

 

cvr.htm

Биография на русском языке

Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович Биография

cvu.htm

Биография  на  украинском языке

Магістр ДонНТУ Іваненко Іван Іванович Біографія

master_style.css

Таблица стилей сайта

 

photo.jpg

Фотография размером 180х240 для биографических страниц

alt=Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович

(на том языке, на котором  страница).

ivanenko _big.jpg

Фотография размером 360х480 – открывается по ссылке в виде фотографии в биографиях

 

ivanenko.jpg

Фотография размером 90х120 для разделов, связанных с выпускной работой

alt=Магистр ДонНТУ Иваненко Иван Иванович

diss

index.htm

Автореферат на русском языке

Автореферат Иваненко ИИ Методы оптимизации управляющего автомата

 

indexe.htm

Автореферат на английском языке

Abstract Ivanenko Optimization methods for control automaton

 

 

 

 

Ivanenko_animation.gif

Анимированная иллюстрация к автореферату

Название анимации

ind

index.htm

Индивидуальный раздел

Иваненко ИИ Опыт работы с технологиями Web 2.0

library

index.htm

Библиотека

Библиотека Иваненко И.

Методы оптимизации управляющего автомата

 

article1.htm

Первая статья в библиотека

Автор Название статьи

 

….

 

 

 

article10.htm

Десятая статья в библиотеке

Автор Название статьи

links

index.htm

Ссылки по теме выпускной работы магистра

Ссылки Иваненко ИИ

Методы оптимизации управляющего автомата

 

zvit.htm

Отчет о результатах поиска по теме

Отчет о поиске  Иваненко ИИ Методы оптимизации управляющего автомата

 

 

Кроме указанных на сайте могут присутствовать и другие файлы, необходимые для полноценного информационного наполнения сайта. Но при этом среди них не должно быть случайных и заведомо лишних файлов (типа Thumbs.db). 

 


Должны также соблюдаться следующие ограничения:

1.    Размер файла photo.jpg не должен превышать 10 КВ (соответственно максимально допустимый размер файла малого фото составляет 5 КВ, большого – 50 КВ).

2.    Общий объем сайта не должен превышать 1500 КВ

3.    Общее количество файлов не должно превышать 150.

4.    Максимальный размер файла анимации в реферате 150 КВ.

5.    Нежелательны дополнительные папки, в частности, изображения рекомендуется размещать исключительно в тех папках, где находятся ссылающиеся на них гипертекстовые файлы (diss, library, ind), а многократно используемые изображения – в корневом каталоге (принадлежность файлов соответствующим гипертекстовым документам должна отражаться в общности названий соответствующих файлов).

 

При этом ограничение по первому пункту является безусловным.  В случае обоснованной необходимости превысить какое-либо из ограничений, перечисленных в пп. 2-4, оформляется специальное «Согласование параметров сайта» (в произвольной письменной форме на специально выделенной странице конспекта с указанием фамилии магистранта), в котором приводятся требуемые значения параметров, превышающих ограничения, и приводится детальное обоснование согласуемых значений. Согласование считается оформленным при наличии подписи преподавателя и даты (не позднее 12-й недели семестра). Превышать каждый из указанных в пп.. 2-4 параметров разрешается не более чем в 2 раза и только при наличии достаточных оснований для этого.

 

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что в названиях файлов (и соответственно в ссылках на них) разрешается использовать только малые латинские и цифровые символы. При этом следует следить за тем, чтобы в названиях или расширениях файлов случайно или в силу других причин не оказалось символов кириллицы, пробелов и заглавных (больших) символов. Это необходимо для обеспечения мобильности сайта в контексте возможности сохранения его полной работоспособности при размещении на самых различных серверах с практически любой файловой системой (в настоящее время это сервера с операционной системой семейства Linux, в файловой системе которых, в частности, заглавные и обычные варианты символов считаются  совершенно разными символами).

 

Предполагается, что в процессе работы над сайтом, должны быть освоены основные элементы гипертекстовой разметки, а в качестве основного инструмента при этом используется простейший текстовый редактор типа того, который под названием «Блокнот» входит в состав всех операционных систем MS Windows.

 

Рекомендуемая методика работы с гипертекстовыми файлами при этом следующая:

 

1. вначале требуемый файл (он должен быть на локальном компьютере, на котором Вы работаете) открывается в браузере;

2. затем выбирается опция просмотра исходного текста гипертекстового документа (в браузере Microsoft Internet Explorer это опция «Просмотр HTML-документа» в пункте «Вид» главного меню браузера);

3.  в файл вносятся необходимые изменения и производится его сохранение;

4. обновляется содержимое браузера с открытым файлом и осуществляется просмотр и проверка сделанных изменений;

5.    при необходимости пункты 3 и 4 повторяются многократно вплоть до завершения работы с соответствующим файлом.

 

Первым элементом сайта, подлежащим реализации, является специальный информационный файл, который должен содержать эталонные варианты написания фамилии, имени, отчества, названия темы и специальности на разных языках . Содержимое этого файла используется для индексации файла на портале магистров и формирования соответствующих списков. Поэтому необходимо максимально внимательно и аккуратно заполнить все поля этого файла. На примере этого файла осуществляется также первичное освоение гипертекстовой разметки. Ссылок на данный файл в последующем не будет, но предполагается, что на его примере должен быть освоен базовый набор тегов, обязательных для использования практически в любом HTML-документе, а также – работа с тегами заголовков различных уровней (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Информационный файл с указанием фамилии, имени, отчества, названия темы и специальности на разных языках: слева – исходный текст, справа – вид файла в браузере

 

 

 

3.   Особенности биографического раздела

 

В биографическом разделе автор сайта сообщает о себе те сведения (преимущественно профессионального характера), которые могут быть представлены для открытого неограниченного доступа на портале магистров ДонНТУ.

В заглавной части документов биографического раздела должны содержаться определяемые шаблоном ссылки, полностью фамилия, имя и отчество, информации о факультете, кафедре и специальности, теме выпускной работы  и научном руководителе (рис. 3-5). При этом предполагается дословное совпадение содержимого заглавной части с содержимым рассмотренного выше информационного файла.

 

 

Рис. 3. Пример заглавной части биографии на русском языке

 

 

Рис. 4. Пример заглавной части биографии на украинском языке

 

 

Рис. 5. Пример заглавной части биографии на английском языке

 

Далее следует краткое резюме с главной информацией об авторе преимущественно профессионального характера. Содержание этой части документа должно содержать максимально детальное и точное перечисление основных знаний, умений, навыков и предпочтений автора, имеющих значение для будущих работодателей и партнеров. При этом следует иметь ввиду, что по статистике на прочтение резюме в среднем затрачивается не более одной минуты, поэтому очень важно сразу привлечь внимание и заинтересовать потенциальных работодателей и партнеров.

 

Третей частью раздела является автобиография (в отдельном файле cvr.htm на русском и cvu.htm на украинском), содержащая достаточно детальное описание жизненного пути автора и примерно соответствующая требованиям традиционных документов, называемых CV (Curriculum Vitae, т.е. «жизнеописание», содержащее хронологическое перечисление основных дат, связанных с образованием и карьерой). Но в отличие от наиболее распространенных форм CV, содержащих, как правило, только перечисление в обратном хронологическом порядке основных мест работы и учебы, автобиография на сайте может иметь более произвольную и развернутую форму, так как простое перечисление стандартного типа для большинства магистрантов будет крайне неинформативным. В то же время принятые в современном научном и деловом мире принципы открытого общества предполагают, что для установления достаточно продуктивных, доверительных и взаимовыгодных отношений необходим некоторый дополнительный объем позитивной информации о потенциальном партнере или сотруднике

 

В связи с вышеизложенными соображениями текст автобиографии должен содержать достоверную и максимально позитивную информацию об авторе, основных фактах его биографии и тех событиях и людях, которые сыграли значимую роль в его становлении. Стиль изложения при этом должен быть автобиографическим, т.е. от первого лица, но не обязательно строгим и сухим. Это творческий раздел сайта, главная функция которого – раскрыть индивидуальность его автора, вызвать у потенциальных читателей интерес, симпатию и уважение, чтобы в случае установления в дальнейшем деловых или дружеских отношений гарантировать себе встречу с работодателями, коллегами, сотрудниками не только и не столько «по одежке», сколько «по уму»J. Естественно, что при этом категорически не допускается нецензурная лексика и не рекомендуется использование различных сленговых оборотов.  Следует также внимательнейшим образом отнестись к грамматике, орфографии, пунктуации и стилистике изложения, так как для абсолютного большинства достаточно грамотных читателей Вашей автобиографии это также один из важнейших показателей Вашей надежности, состоятельности и профессиональной пригодности (это в полной мере касается и всех других разделов сайта)!

 

При написании автобиографии рекомендуется придерживаться следующего плана:

 

Дошкольное детство: дата рождения (это важно для Ваших друзей и знакомых, чтобы ничего не перепутать:), родители (возможно, кроме Вас о них так хорошо никто не напишет, а для них и для Ваших будущих детей это очень важно), ранние таланты, увлечения и достижения (очень часто они оказываются решающими уже в зрелом возрасте), а также события, люди и обстоятельства, которые произвели на Вас наибольшее впечатление и/или способствовали Вашем личностному и творческому становлению.

 

Младшая и старшая школа: особые таланты, успехи, достижения, а также те люди (в первую очередь, естественно, учителя), которые этому способствовали. Так как о большинстве обычных школ информация в Интернет пока отсутствует, то краткое описание школы, ее истории, особенностей и выдающихся выпускников также, скорее всего, не будет лишним.

 

Университет и планы на будущее: мотивация выбора университета и специальности, первые впечатления в университете, основные успехи, достижения и значимые события в период обучения в бакалаврате, предметы, изучение которых оказалось наиболее полезным и эффективным, мотивация поступления в магистратуру, выбора темы и научного руководителя, особенности и позитивные элементы обучения в магистратуре, предыдущий опыт работы с Интернет-технологиями, профессиональные, творческие и личностные планы на ближайшее и дальнее будущее. Особо следует отметить последнее, т.е. умение видеть и формулировать цели и задачи зачастую оказывается решающим в достижении жизненного и профессионального успеха. Большинство опытных работодателей прекрасно это осознают и в практической деятельности, а также при подборе персонала руководствуются народной мудростью типа «плох тот солдат, который не носит в своем ранце маршальского жезла» или следующим наблюдением: «Для тех, кто никуда не плывет, никогда не бывает попутного ветра». Кроме этого, обучение в магистратуре, предполагает, как правило, формирование лидерских качеств, в числе которых не только профессиональная компетентность и  умение быстро и качественно решать профессиональные задачи, но также и умение видеть, предвидеть и планировать будущее.

 

Объем автобиографии в общем случае должен составить не менее 4-х тысяч знаков (без пробелов), что примерно эквивалентно 2-м страницам печатного текста. Точное количество знаков в тексте можно узнать, скопировав его, например, в редактор MS Word и воспользовавшись пунктом «Статистика» в меню «Сервис». Еще одним обязательным требованием для автобиографии (и для прочих текстов сайта) является структурированность, т.е. наличие подзаголовков (уровней <h2>… <h4>), разбиение текста на параграфы (выделяемые тегом <p>), выделение ключевых слов полужирным шрифтом или курсивом. В рамках перечисленных требований и особенностей текущего шаблона конкретное содержание и оформление сайта в целом и биографического раздела в частности может быть довольно разнообразным (рис. 6-9).

 

 

Рис. 6. Пример оформления сайта (Петренко Д.А., 2005 год)

 

 

Рис. 7. Когда достижений много, их можно перечислить на отдельной странице (Петренко Д.А., 2005 год)

 

 

Рис. 8. Пример минималистского (но вполне достаточного) оформления (Беседа А.Б., 2007 год)

 

 

Рис. 9. Еще один хороший пример оформления персонального сайта (Сидорова Е.В., 2008 год)

 


В процессе принятия решений об оформлении сайта настоятельно рекомендуется придерживаться следующих ограничений, характерных для научных и профессиональных документов:

 

 

Русскоязычный и украиноязычный варианты биографического раздела должны быть идентичными. Англоязычный и прочие иноязычные варианты могут быть существенно сокращены и оформлены в соответствии с традициями англоязычных стран. Обязательным является письменное заверение правильности рукописной или печатной версии англоязычного варианта преподавателем английского языка или научным руководителем.

 

Следует также обратить внимание на то, что с 2009 года какая-либо контактная информация (в целях борьбы со спамом и соблюдения требований законодательства о защите персональных данных) на биографических страницах отсутствует. Вся она выносится в специальный файл (рис. 10), содержимое которого не подлежит индексированию, на который не должно быть ссылок, и доступ к которому осуществляется  исключительно специальным образом. В этот же файл выносится дополнительная биографическая информация, не предназначенная для широкого доступа. При необходимости дополнительной защиты данной информции к названию каталога, содержащего данный файл (x), добавляется произвольный цифро-буквенный код, содержащий цифры и символы латинского алфавита в произвольной комбинации (не более 10-ти символов, что в результате дате название каталога, например, следующего вида: x2011abc12). Разработкой файла контактной информации завершается работа над текстами биографического раздела.

 

 

Рис. 10. Фрагмент структуры файла с контактной информацией

 

 

 

4.   Портретные фото

 

Обязательным и чрезвычайно важным элементом биографического раздела являются портретные фотографии, оформленные в строгом соответствии с требованиями по целому набору параметров (рис. 11-15).

 

 

Рис. 11. Три обязательных варианта портретных фото для различных разделов сайта: 360х480 (слева), 180х240 (<10 KB),  90х120 с овалом, определяющим положение и размеры лица

Рис. 12. Обязательные пропорции (в соответствии с правилами золотого сечения) при компоновке портретных фото


  

 

Рис. 13. Красиво, но неправильно! В качестве портретных изображений такие фото (слева и справа) с 2009 года категорически не допускаются ввиду слишком явных отклонений от требуемых параметров.

 

 

Рис. 14. В виде исключения допускаются фотографии, подобные этой, но только в варианте 360х480

 

 

 

 

      

 

     

 

    

 

Рис. 15. Правильные портретные фото должны выглядеть примерно так

 

 

5. реферат по теме магистерской работы

 

Реферат (автореферат) по теме магистерской работы (на 3-х языках) является важнейшей частью тематического раздела сайта и должен по своей структуре соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины к научным публикациям, и частично – к авторефератам диссертаций на соискание ученой степени.

 

В целом автореферат должен быть написан таким образом, чтобы быть полноценной электронной публикацией (преимущественно обзорного характера) по теме выпускной работы, на которую в последующем (в том числе в выпускной работе магистра) можно ссылаться, как на одну из публикаций автора. Кроме этого, данный  раздел сайта должен быть основой обзорной части выпускной работы магистра, написанной с учетом новейших достижений как национального, так и мирового уровня.

 

При написании реферата следует придерживаться следующего плана:

·       цели и задачи, которые должны решаться;

·       актуальность и/или мотивация темы работы;

·       предполагаемая научная новизна;

·       планируемые практические результаты;

·       обзор исследований и разработок по теме:

o      глобальный (мировой);

o      национальный (кто и что делает по данной теме в стране за пределами ДонНТУ);

o      локальный (по материалам преподавателей, аспирантов и магистрантов ДонНТУ);

·       краткое изложение собственных результатов, имеющихся к моменту завершения работы над авторефератом;

·       заключение (выводы), перечень основных результатов и перспектив исследования

 

В конце  автореферата обязательно должен быть список использованной литературы (не менее 10-ти печатных и электронных источников).  С 2009 года наличие в списке литературы источников, найденных в Интернет в период работы над сайтом, является строго обязательным.

 

Рекомендуемый объем основного варианта автореферата составляет 12-20 тысяч знаков (эквивалентно 6-10-ти страницам печатного текста). Этот объем примерно соответствует объему обзорной части выпускной работы магистра. Минимально допустимый объем (в случае, если автор не претендует на отличную или хорошую оценку) составляет 8 тысяч знаков (примерно 4 страницы печатного текста), что соответствует нижней границе того, что можно считать полноценной научной публикацией (материалы меньшего объема относятся обычно к категории тезисов).

 

Автореферат выполняется на 3 языках: русском, украинском и английском (если студент не изучал английский язык, то использует тот язык, который знает: немецкий или французский).

 

 

Рис. 16. Пример оформления заглавной части реферата по теме

 

 

 

Рекомендуемый объем англоязычного варианта реферата составляет 4 тысячи знаков (2 страницы печатного текста), но в любом случае он должен иметь не менее 2-х тысяч знаков (если автор не претендует на отличную оценку и имеет явно недостаточную языковую подготовку). Как и в случае с англоязычной биографией обязательным является письменное заверение правильности рукописной или печатной версии англоязычного варианта реферата преподавателем английского языка и/или научным руководителем. Заверенные тексты предъявляются при сдаче сайта.

 

Оформление тематического раздела сайта рассматривается в качестве одного из важнейших этапов подготовки выпускной работы магистра, призванного побудить к углубленному самостоятельному изучению текущего состояния исследований и разработок  по выбранной теме на основе информационных ресурсов Интернет, а также – к оформлению обзорной части выпускной работы. Но так как выпускная работа на момент сдачи сайта, как правило, далека от завершения и в завершенном виде может выглядеть несколько иначе по сравнению с планируемым вариантом, то в конце реферата, если он кроме обзорной информации по теме содержит и полученные автором результаты, рекомендуется размещать информацию, подобную представленной на рис. 17. При этом может указываться специальная контактная информация.

 

 

Рис. 17. Пример оформления замечания о незавершенности выпускной работы в целом на момент завершения работы над авторефератом и сайтом

 

 

6.   Иллюстративный материал

 

Важной составляющей реферата является иллюстративный материал, качество которого является наиболее наглядным показателем профессионализма и тщательности автора. Известно также, что одна хорошая иллюстрация стоит тысячи слов. Поэтому к подбору и подготовке иллюстративного материала необходимо подойти творчески и максимально ответственно. Во многих случаях с формирования образного ряда целесообразно начинать написание реферата. При этом используются следующие форматы представления изображений: GIF – для  черно-белых и динамических иллюстраций, PNG для цветных, JPG – для фотоиллюстраций.

 

Обязательной частью автореферата является анимация (динамическое изображение) по теме магистерской работы, реализованная, как правило, на базе графического формата GIF с использованием соответствующей специализированной программы (например, MS Gif-animator).

 

 

Рис. 18. Пример оформления иллюстративной анимации (Бубличенко А.В., 2008 г.)

 

Традиционная архитектура систем CBIR

 

Рис. 19. Пример действующей анимации (Похиль М.Ю., 2008 г.)

 

Приветствуется также использование и других, достаточно распространенных технологий анимации.

 

При разработке анимации необходимо учитывать следующие требования:

·       анимация должна иллюстрировать какое-либо достаточно сложное понятие, явление, процесс или модель, связанные с темой выпускной работы;

·  в подрисуночной подписи указывается, что рисунок является анимацией, и перечисляются основные параметры анимации: количество кадров, количеств циклов повторения, объем в килобайтах;

·       рекомендуемое количество кадров: 5-7 (но не менее 3-х);

·       количество циклов повторения: 5-7;

·       рекомендуемый объем: до 100 КВ;

·       максимально допустимый объем 150 КВ.

 

Для достижения минимального объема анимации не следует использовать перегруженные графикой кадры, тем более, многократно. Наиболее общая рекомендация заключается в использовании некоторого фонового кадра максимального размера с наложением на него уменьшенных фрагментов, соответствующих динамическим элементам изображения.

 

Все изображения в реферате должны иметь подрисуночные подписи и непустой параметр alt с кратким описанием иллюстрации.

 

 

7.   Электронная Библиотека

 

Электронная библиотека сайта размещается в каталоге library и содержит отобранные в процессе поиска наиболее полезные материалы по теме магистерской работы, а также тексты собственных статей и докладов (практически независимо от их тематики). По своему замыслу электронная библиотека является коллекцией текстов, дополняющих автореферат (предполагается, что в автореферате  должны быть ссылки хотя бы на некоторые материалы библиотеки) и автобиографию.

 

Рекомендуется размещать в библиотеке следующие виды материалов:

·  тексты собственных публикаций и докладов (не только по теме работы);

·   собственный перевод с английского, немецкого или французского избранной статьи по теме или ее фрагмента объемом не менее 4-х страниц (перед началом перевода необходимо убедиться с помощью поисковых систем, что такой перевод еще никем не делался), в заглавной части материала кроме фамилий авторов указывается собственная фамилия в качестве автора перевода;

·  доклады и материалы, подготовленные в рамках прочих курсов магистратуры, например, курсов «Ораторское искусство» и «Философия науки и техники»;

·       тексты публикаций и докладов научного руководителя (а также его коллег и аспирантов) по теме работы в случае, если они ранее не публиковались в Интернет и не обнаруживаются поисковыми системами;

·       избранные (наиболее полезные и важные) материалы по теме работы различных авторов, как найденные в Интернет, так и введенные с бумажных источников.

 

Необходимо соблюдать следующие требования к оформлению материалов в библиотеке:

·       основной формат представления материалов: HTML (это гарантирует максимальную компактность и индексируемость библиотеки);

·       допускается использование форматов PDF и PPT, но только в случае, если соответствующие файлы достаточно компактны;

·       в отдельных случаях по согласованию с преподавателем допускается использование и других достаточно компактных форматов (для этого используется описанная выше процедура письменного согласование параметров сайта);

·       не допускается использование различных архивных форматов, а также форматов DOC (фирменный закрытый формат, часто оказывающийся носителем вируса) и RTF (слишком громоздкий);

·       каталог библиотеки (рис. 20) должен содержать название материала, перечень авторов, краткое описание и ссылку на первоисточник, откуда материал был взят или где впервые был опубликован;

·       в случае, если в библиотеку помещаются тексты докладов, то при указании первоисточников обязательно следует привести точное и полное название мероприятия, на котором был сделан доклад, а также – время и место проведения мероприятия (см. пример в шаблоне и на рис. 20);

·       в начале текстов статей и докладов  в обязательном порядке приводится ссылка на первоисточник такая же, как и в каталоге (желательно, чтобы эта ссылка была оформлена в соответствии с действующими стандартами так, чтобы при необходимости ее можно было перенести в список использованных источников простым копирование без необходимости дополнительно редактирования текста);

·       если первоисточником материала являются документы из Интернет, то ссылка на них должна быть работающей гиперссылкой, позволяющей перейти непосредственно на приведенный материал, а не на какой-либо другой раздел сайта-источника;

·       каждый материал должен содержать в теге title фамилию автора этого материала (но не автора сайта, если материал написан не им) и его название;

·  в заглавной части библиотечных материалов кроме ссылки на первоисточник в обязательном порядке указывать фамилии авторов и название материалов (даже если в первоисточнике по каким-то причинам они указаны не были);

·    материалы, точное происхождение и авторство которых является неизвестным, категорически не допускаются к размещению в библиотеке;

·       не допускается  размещать в библиотеке любые материалы, которые уже содержатся на портале магистров (это проверяется с помощью поисковых систем, а единственным исключением является случай существенной доработки соответствующих материалов, что должно быть явным образом указано в заглавной части материала).

 

 

Рис. 20. Пример каталога электронной библиотеки по теме

 

Рекомендуемое количество материалов в библиотеке для магистрантов компьютерных факультетов (КНТ, КИТА), претендующих на отличную оценку – не менее 10-ти. Для прочих категорий магистрантов минимально необходимое количество материалов в библиотеке может быть снижено до 7-ми (включая реферат по ораторскому искусству и перевод избранной статьи с английского). Для студентов, претендующих исключительно на удовлетворительную оценку, по согласованию с преподавателем количество материалов может быть снижено в общем случае до 5-ти.

 

Необходимо также помнить, что главное в библиотеке – это качество материалов, а не их количество.

 

 

8.   Перечень ссылок

 

Одним из основных результатов поиска в Интернет материалов по теме и важной составляющей сайта является аннотированный перечень ссылок по теме магистерской работы (рис. 21).

 

 

Рис. 21. Фрагмент примера перечня ссылок по теме

 

Формирование перечня ссылок рекомендуется начинать на самых ранних этапах работы над сайтом и включать в перечень следующие виды ресурсов:

·   сайты, рефераты, библиотечные и прочие материалы магистров ДонНТУ прошлых лет;

·       специализированные сервера и сайты по теме;

·  специализированные периодические и серийные издания (электронные издания и сайты «бумажных» изданий), имеющие прямое отношение к теме выпускной работы;

·       персональные сайты преподавателей, аспирантов и специалистов в области тематики выпускной работы;

·       отдельные монографии, статьи, доклады и презентации по теме (с обязательным указание авторов).

 

При оформлении ссылок обязательно указывать название соответствующего ресурса, фамилии авторов (если таковые указаны), приводить краткую содержательную аннотацию с описанием ресурса и оценкой его полезности с точки зрения темы выпускной работы.

 

Перечень ссылок должен иметь сквозную нумерацию и быть достаточно структурированным, т.е. ссылки должны быть сгруппированы в несколько (3-5) тематических блоков, имеющих собственные подзаголовки.

 

Не допускается прямое копирование фрагментов аналогичных перечней ссылок с сайтов магистров прошлых лет. При необходимости в начале или в конце своего перечня ссылок можно включить соответствующие ссылки на аналогичные списки, дополняющие Ваш собственный. Отдельные ссылки с сайтов прошлых лет могут быть включены в перечень при условии собственной доработки аннотации на основе анализа текущего состояния соответствующего ресурса.

 

Рекомендуемое количество ссылок на Интернет-ресуры для магистрантов компьютерных факультетов (КНТ, КИТА), претендующих на отличную оценку – не менее 50-ти. Для прочих категорий магистрантов минимально необходимое количество ссылок может быть снижено до 30-ти. Для студентов, претендующих исключительно на удовлетворительную оценку, по согласованию с преподавателем количество ссылок может быть снижено в общем случае до 15-ти (но при обязательном наличии оригинальных ссылок, отсутствующих у магистрантов предыдущих лет). Все ссылки на момент сдачи сайта должны быть работоспособными!

             

 

9.   Отчет о поиске

 

Отчет о поиске – важнейший показатель глубины и качества проведенной поисковой работы по теме. Кроме этого, назначение данного отчета заключается и в том, чтобы зафиксировать и проанализировать основные количественные показатели, характеризующие информационную ситуацию по теме в период работы над сайтом.

 

Основой отчета являются таблицы (по меньшей мере 2), фиксирующие количество результатов поиска, выдаваемых выбранными для исследования поисковыми системами по различным запросам, связанным с темой работы (рис. 22).

 

 

Рис. 22. Пример таблицы в отчете о поиске по теме

 

Первую такую таблицу необходимо сформировать в начальный период работы в рамках данного курса, а вторую – на заключительном этапе (в любом случае разница в датах формирования таблиц не должна быть менее одного месяца, что является максимальным периодом обновления базы данных большинства современных поисковых систем). В большинстве случаев в таблицах достаточно фиксировать только количество страниц (документов), и лишь в отдельных случаях представляет интерес распределение этих документов по серверам и/или сайтам.

 

Формирование отчета о поиске должно начинаться на самом раннем этапе работы над сайтом и продвигаться параллельно с формированием перечня ссылок и библиотеки. Предполагается, что углубленный мультиязычный поиск в Интернет информации по теме – это база для успешного написания качественной выпускной работы в целом и ее обзорной части в частности. Поэтому поиск информации по теме и, соответственно, формирование отчета о поиске следует осуществлять системно, кропотливо и внимательно, отслеживая основные закономерности работы той или иной поисковой системы в зависимости от языка, особенностей формулировки запросов и т.д.  Естественно, что в отчет о поиске должны входить не все сделанные в период поиска информации запросы (их в общей сложности иногда приходится сделать десятки и сотни). В таблицы включаются результаты только по наиболее характерным и показательным запросам (минимум на трех языках минимум по 5-7 запросов на каждом языке) с использованием ведущих поисковых систем (5-7), ориентированных на украиноязычные, русскоязычные и англоязычные ресурсы.

 

Перед таблицами рекомендуется разместить краткую преамбулу, в которой оговорить основные особенности проведенного поиска и дать пояснения по используемым в таблицах обозначениям.

 

Важным элементом отчета является размещаемые после таблиц анализ полученных результатов и выводы об информационной ситуации по теме магистерской работы. При этом необходимо осветить следующие вопросы:

·       эффективность различных поисковых систем с точки зрения нахождения с их помощью полезных ресурсов, материалы которых вошли в реферат, библиотеку и перечень ссылок;

·  равномерность освещения вопросов, связанных с темой работы, в различных языковых пространствах;

·  динамика изменения информационной ситуации по теме в период работы над сайтом с определением средних, минимальных и максимальных темпов роста количества результатов по различным запросам с использованием данных из разных таблиц;

·   динамика изменения информационной ситуации по теме за более длительный период с использованием данных из отчетов магистров прошлых лет;

·       выявить и попытаться объяснить разного рода аномалии в результатах поиска (слишком явные отклонения от средних значения в количестве результатов, темпах их роста и т.п.),

 

Следует обратить особое внимание на то, чтобы подбор представленных в таблицах запросов был таким, чтобы можно было уверенно сделать вывод о достаточной полноте и глубине поиска.

 

 

10.        Индивидуальный раздел

 

 

Важное место с точки зрения более полного раскрытия творческого потенциала, практического опыта и личностных качеств магистранта занимает индивидуальный раздел, в выборе конкретной тематики которого приветствуется инициатива самих магистрантов. Процедура согласования и утверждения конкретного задания по данному разделу рассмотрена ранее в главе 2.

 

Возможны следующие варианты тематики индивидуального раздела:

·       описание собственного опыта профессиональной (рис. 23) или прочей трудовой деятельности, если такой опыт имеется;

·       описание опыта своих творческих или спортивных достижений;

·       опыт участия в каких-либо значимых мероприятиях (международные конференции, олимпиады, конкурсы, дальние командировки);

·       опыт участия в каких-либо Интернет-проектах или достаточно продуктивного использования каких-либо Интернет-ресурсов;

·       тематический сайт, посвященный, например, школе, в которой пришлось учиться, или интересной личности, с которой пришлось общаться;

·       доработка персонального сайта руководителя или информационных ресурсов кафедры, факультета, университета.

 

 

Рис. 23. Пример оформления заглавной части индивидуального раздела

 

Возможная тематика раздела может дополнительно конкретизироваться преподавателем в виде списка возможных тем и/или конкретных заданий. Приветствуются также любые аналитические обзоры по материалам портала магистров ДонНТУ.


 

11.        Комплексная проверка сайта

 

Сдача сайта производится в несколько этапов, включая этапы предварительной сдачи и этап окончательной сдачи, которому обязательно должна предшествовать комплексная проверка сайта:

предварительная сдача производится поэтапно вплоть до полной инсталляции сайта на сервере в процессе выполнения лабораторных работ, которые завершаются допуском к окончательной сдаче сайта (как правило, ведущему лектору), по результатам которой осуществляется допуск к экзамену (или выставляется оценка «автоматом», если для этого имеются достаточные основания);

окончательная сдача производится только после полной инсталляции и комплексной проверки сайта на сервере.

 

Типичные ошибки, которые в процессе комплексной проверки сайта необходимо выявить и обязательно устранить, следующие:

·   орфографические ошибки, связанные с опечатками и/или недостаточно внимательным и добросовестным отношением к вычитке и корректировке текстов;

·  ошибки пунктуации, связанные в первую очередь с неверной расстановкой пробелов по отношению к различным знакам пунктуации, что при традиционном для студентов конспектировании или подготовке рукописных текстов большого значения не имеет, но является весьма существенным моментом в печатных текстах, в том числе в гипертекстовых документах;

·       не отображаются отдельные рисунки или формулы при переносе сайта на сервер, что чаще всего связано с различиями в регистрах символов (т.е. различия больших и маленьких символов) в именах файлов и ссылках на них, что не имеет значения при работе в операционной системе MS Windows, но зачастую оказывается весьма существенным для операционных систем, с которыми работают сервера;

·       не работают отдельные ссылки внутренней навигации при переносе сайта на сервер, причиной чего часто оказываются те же причины, что указаны и в предыдущем пункте;

·       несоответствие отдельных элементов сайта требованиям.


С целью более эффективного осуществления комплексной проверки рекомендуется следующее:

·   максимально использовать возможности программных средств, например, выявлению орфографических и пунктуационных ошибок может существенно помочь копирование текстов сайта в редактор MS Word, в котором имеются достаточно мощные средства проверки орфографии на различных языках;

·       в спорных случаях, когда не ясно, какой вариант написания является предпочтительным и/или более правильным, настоятельно рекомендуется установить это с помощью поисковых систем;

·       взаимная проверка сайтов также является достаточно мощным средством выявления и устранения имеющихся недостатков.  

        

        

12.        Контрольные вопросы

 

1.       Цель и задачи курса «Интернет-технологии»?

2.       Главные условия эффективной самостоятельной работы по данному курсу?

3.       Состав и назначение основных разделов персонального тематического сайта?

4.       Состав и назначение обязательных файлов и папок сайта?

5.       В чем состоят основные ограничения при разработке сайта?

6.       Методика работы с гипертекстовыми файлами?

7.       Основные особенности реализации биографического раздела?

8.       Требования к портретным фотографиям на сайте?

9.       Назначение и рекомендуемый состав автореферата по теме?

10.  Требования к иллюстративному материалу автореферата?

11.  Назначение и состав раздела «Библиотека по теме»?

12.  Требования к оформлению материалов в библиотеке сайта?

13.  Назначение и состав раздела «Перечень ссылок по теме»?

14.  Назначение и состав раздела «Отчет о поиске»?

15.  Какие вопросы освещаются в анализе результатов поиска?

16.  Возможные варианты тематики индивидуального раздела?

17.  В чем заключается комплексная проверка сайта?

        


 


 

© ДонНТУ, 2009, 2011

© Аноприенко А.Я.