Тема магистерской работы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕК ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И МЕТОДЫ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ
Донецкая область - это один из наиболее развитых регионов Украины. Она занимает 4,4 % площади страны и на ее территории проживает 5,06 млн. людей.
Область разделена на 18 районов и 49 городов, где можно обнаружить около 2000 промышленных предприятий, концентрация которых составляет 3,8 единиц на 100 км2, а также насыщена густой сетью газо-, нефте-, мазуто- и аммиакопроводов высокого давления и гидротехническими сооружениями.
Такая концентрация промышленности, высокая плотность населения и его урбанизация, высокоинтенсивное многоотраслевое сельское хозяйство, развитая транспортная сеть создали огромную нагрузку на биосферу, в том числе гидросферу, и стали определяющими факторами в изменении природной среды и ее водной экосистемы. Интенсивность использования водных ресурсов в области высока, как нигде на Украине, что порождает и большие проблемы. Для добычи, транспортировки, водоподготовки и хранения воды затрачиваются огромные средства, однако все еще имеют место многочисленные факты бесхозяйственного отношения к воде.
Важным из перечня проблем области является вопрос состояния малых рек. Большинство из них относится к категории грязных и очень грязных, так как содержит большое разнообразие вредных веществ. Поэтому мероприятия по их очистке и недопущению дальнейшего загрязнения требуют незамедлительных действий как со стороны природоохранных работников и предприятий, так и со стороны местного населения.
Восстановление и сохранение чистоты и водности рек области - задача чрезвычайно сложная и требует комплексного решения проблемы рационального использования водных ресурсов и охраны малых рек и водоемов от загрязнения и истощения. Водное хозяйство следует рассматривать как часть экономики области, призванной обеспечить потребности общества в воде в требуемом количестве и нужного качества.
Нормирование качества воды состоит в установлении совокупности допустимых значений показателей состава и свойств воды водных объектов, в пределах которых надежно обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.
При сбросе сточных вод, влияющих на состояние водных объектов, нормы качества поверхностных вод и свойства должны выдерживаться на водотоках, в контрольном створе, не превышающем расстояние в 500м от места выпуска. Данное условие зависит от ассимилирующей способности водоема.
Самоочищающая способность реки зависит от многих природных факторов: объема речного стока, скорости потоков, химического состава воды, ее температуры и т.д. Учесть их все при прогнозировании оптимальных попусках трудно. Действующие нормы требуют предельно минимального содержания загрязнений в очищенных сточных водах, сбрасываемых в водоемы. Однако во многих случаях глубокая очистка стоков в соответствии с этими нормами стоит значительно дороже, чем разбавление сточных вод, прошедших менее глубокую очистку, речной водой.
Поэтому в данной работе произведен расчет предельно допустимых выбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты со сточными водами с целью достижения экологического норматива качества воды в местах водопользования.
К сожалению, обществом не дооцениваются негативные последствия изменения количественных показателей водных ресурсов. Поэтому, рассматривая проблему малых рек, в данной работе более подробно изучены именно проблемы охраны и рационального использования водных и частично земельных ресурсов.
Вопросами охраны малых рек и водоемов, рационального использования водных ресурсов, ведения государственного водного кадастра и экологического мониторинга занимаются многие организации: советы народных депутатов и их исполнительные комитеты всех уровней, которые осуществляют свои функции согласно действующему законодательству.
К сожалению, большой потенциал управленческих, производственных, научных и проектных подразделений действует в значительной степени разрозненно, ценная информация во многом не учитывается и не обобщается, не доводится до сведения и использования заинтерисованными организациями и предприятиями, что не способствует эффективному решению вопросов охраны и рационального использования водных ресурсов, оздоровления малых рек и водоемов области.
Таким образом в данной работе более подробно рассмотрено существующее состояние по охране и рациональному использованию малых рек. Все реки области разделены на 3 части: Северную (бассейн Северского Донца), Южную (реки Приазовья) и Западную (бассейн Нижнего Приднепровья). Качество воды в них определяется в основном условиями формирования речного стока. Здесь выделяют естественный (поверхностный и подземный) сток рек, величина которого зависит от количества ежегодно выпадающих атмосферных осадков, а также запасов подземных вод, и бытовой сток, зависящий от степени вмешательства человека в жизнь реки.
Одним из определяющих факторов качества воды в реках и водоемах является количество и качество сбрасываемых в них сточных вод. Выделяют бытовые, шахтные и карьерные сточные воды. Сброс сточных вод в реки области приводит к их загрязнению такими веществами, как азот аммонийный и нитратный, фенолы и формальдегиды, нефтепродукты и сульфаты и т.д. В результате наблюдается ухудшение качества воды источников питьевого водоснабжения по минерализации, сульфатам и жесткости. Сточные воды транспортных предприятий загрязнены нефтепродуктами. Не отвечает санитарным нормам и вода водохранилищ (наприм, Ольховское).
Среди городов Донецкой области наибольшее количество загрязняющих веществ в водные объекты вносят предприятия г.Мариуполя, Донецка, Макеевки, Горловки и Енакиево. Основная часть загрязнений приходится на реки Приазовья. Процент сброса составляет свыше 20. Далее, чем ближе к северу области, тем меньше удельный вес сбрасываемых загрязненных вод. По степени загрязнения рек наиболее выделяется р.Кальмиус, затем идут р.р. Крынка и Казенный Торец и далее р.Самара, Соленая, Бык, Волчья.
Конечно, сточные воды перед сбросом в водоем подвергаются очистке (механической, физико-химической или биологической). Но из-за неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений, их перегрузки, отсутствия специальных строительных и ремонтных подразделений, а также недостаточного финансирования сточные воды недостаточно очищаются, что приводит к загрязнению водных ресурсов.
Для улучшения экологического состояния водных объектов области предлагаются следующие мероприятия:
1. Обеспечить выполнение Национальной программы экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшение качества питьевой воды, а также региональной Программы возрождения и поддержания чистоты и водности малых рек Донецкой области.
2. Принять меры и усилить контроль по выполнению Постановления Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. N 1269 "О программе развития водопроводно-канализационного хозяйства", "Программы социально-экономического развития Донецкой области", других решений обласного совета и облгосадминистрации до выполнения способов из охраны водных ресурсов .
3. Принять меры по ускоренному приобретению предприятиями-водопотребителями разрешающих документов на право забора, использования водных ресурсов и сбросы сточных вод и загрязняющих веществ в природные водные объекты.
Основные направления по охране малых рек и рациональному использованию водных ресурсов, предложенные в данной работе, следующие:
· обеспечение работы в проектном режиме действующих водоохранных объектов и сооружений;
· выполнение комплекса агро-, лесо- и гидротехнических мероприятий по снижению водной эрозии, создание водоохранных зон и прибрежных полос малых рек и водоемов;
· поэтапный переход предприятий и организаций на маловодные и бессточные технологические процессы, снижение объемов водопотребления и водоотведения;
· строительство сооружений по очистке сточных вод, коллекторов и других объектов в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве, совершенствование технологий очистки;
· улучшение гидрологического и гидрохимического режимов водных объектов за счет выполнения работ по их расчистке и благоустройству.
Достижение намеченных целей потребует значительных усилий и затрат по формированию нормативно-правовой базы, организации и проведению большого объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ водоохранной направленности.
Необходимые средства могут быть изысканы при условии общей стабилизации и оздоровления экономики Украины и Донбасса, а также формирования экономического механизма, стимулирующего выполнение мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов и инвестиции в природоохранные объекты.