Не так давно в университетский обиход вошло и еще не всеми освоилось слово «магистр». Как выяснилось, в переводе с латинского оно означает «начальник, наставник», а в дореволюционной России это была младшая научная степень. Что значит оно сейчас, как оказалось, знают немногие, и число студентов среди этих немногих, даже после двух выпусков магистров, приближается к нулю. Внести некоторую ясность я попросила Михаила Павловича ЗБОРЩИКА, профессора, д.т.н., курирующего работу магистратуры в нашем университете. Прежде всего я спросила, почему понятие «магистр» переживает вторую молодость.
- Недавно вышел Закон Украины «Об образовании», в котором система высшего образования оговаривается как многоуровневая. Эта система уже давно существует в ряде зарубежных стран, а сейчас приживается и у нас и заключается в поэтапном образовании, дающем возможность остановиться на определенном уровне и при необходимости продолжить учебу через какое-то время.
Какие же это уровни?
- Начальный уровень инженерного образования - бакалаврат. Это неполное высшее образование, по окончании которого, предполагается, что студенты должны будут получить фундаментальную вузовскую подготовку и определенные знания по специальным дисциплинам.
Следующий - полное высшее образование и получение звания специалиста или магистра. Здесь и проявляется один из плюсов многоуровневого образования: получив звание бакалавра, студент может поменять свою специальность в пределах направления, по которому он учится. Конечно, ему придется досдать часть дисциплин, зато он получает возможность приобрести более востребованную и перспективную специальность. На каком этапе (бакалавр, специалист или магистр) можно остановиться, должен решать сам студент.
Относительно бакалавров вроде все понятно. А вот насчет специалистов и магистров возникает ряд вопросов. Чем же они отличаются?
- Если говорить вообще, то магистр - это инженер, который в теоретическом и практическом плане имеет больше знаний, чем специалист.
Более конкретно: есть четыре составляющие подготовки магистра, отличающие его от специалиста, которые необходимо рассматривать в комплексе, как единое целое:
Но большие знания требуют больше времени для их получения, не так ли?
- Разумеется. Но сейчас и специалисты, и магистры по всей Украине учатся пять лет. На начальном этапе введения магистратуры университет своими силами пытался продлить обучение магистров на полгода. Но из-за отсутствия финансирования от этой идеи пришлось отказаться. На пятом курсе магистры в течение года выполняют творческую магистерскую работу. Они получают тему и ведут активную научную работу вместе со своим руководителем - профессором или доцентом. За обучение магистра научный руководитель учитывает себе в учебную нагрузку 50 часов, т.е. столько же, сколько и за аспиранта или докторанта.
В девятом семестре студент кроме основных дисциплин по специальности самостоятельно и более глубоко изучает разделы специальных дисциплин, перечень и объем которых определяет выпускающая кафедра. Магистр же получает установочные и текущие консультации и в конце семестра сдает экзамены по этим дисциплинам. Кроме того, в отличие от специалиста у магистров десятый семестр будет дополнительно и лекционным - они прослушают курсы лекций по новым дисциплинам. Продлится он 23 недели, из которых лекционных - двенадцать и закончится защитой магистерских работ. Хотя и сейчас при желании и финансовых возможностях студента мы можем продлить его магистерскую подготовку.
И какими должны быть эти возможности?
- Плата в магистратуре зависит от факультета и эквивалентна полной стоимости обучения за год по специальности.
Кто же может учиться в магистратуре?
- Поступающим предъявляются достаточно жесткие требования из-за ограниченности набора. Отбирают в магистратуру по двум критериям: первый - учеба только на «отлично» или «отлично» и «хорошо» в бакалаврате, второй - наличие творческих достижений студента в научной работе (участие в конкурсах научных студенческих работ, конференциях, НИР кафедры, призовые места на олимпиадах и т.д.).
Короче говоря, предпочтение отдается творческим личностям. И уже в конце восьмого семестра кафедра составляет список студентов, наиболее плодотворно работавших в течение третьего и четвертого курсов.
Бытует мнение, что магистратура - это обязательная ступень для поступления в аспирантуру. И поэтому многие идут в магистратуру с расчетом на дальнейшую учебу.
- По сути и специалист, и магистр имеют равные права при поступлении в аспирантуру и по решению ученого совета и его рекомендации могут сдавать вступительные экзамены. Но и здесь отбор ведется на конкурсной основе и предпочтение все же отдается магистрам, так как у них уже есть научные наработки по итогам магистерской научной работы.
Специалисты же, не имеющие рекомендации ученого совета, около двух лет должны проработать по специальности. За это время у них могут появиться новые научные достижения или даже сданные кандидатские экзамены.
Замечу, что и магистерские научные работы, и дипломные проекты специалистов на равных условиях участвуют в конкурсе дипломных проектов. Естественно, победа в этом конкурсе будет учитываться при поступлении в аспирантуру.
Как видите, есть много путей для достижения поставленной цели. И я хочу пожелать всем студентам удачи и творческих успехов.
Беседовала Алиса ГАЛКИНА.