В настоящее время в связи с созданием крупных объединенных
энергосистем число межсистемных связей, особенно слабых,растет.
При этом возможно возникновение асинхронного хода по передаче
в послеаварийных режимах в результате появления больших небалансов
мощности в отдельных подсистемах, связанных слабой межсистемной связью.
В современных условиях рынка, когда Украина переживает
тяжелые времена экономического кризиса, когда все чаще можно услышать
о возможном энергетическом кризисе, проблема межсистемных связей стоит
особо остро.
С развалом СССР распалась(разъединилась) и единая энергосистема.
Произошли огромные перемены в "циркуляции" мощностей по энергосистеме.
Каждый год картина все более меняется еще и потому, что энергосистема
распродается в руки частных пользователей(взять хотя бы тупиковые
подстанции, питающие основных "частников" Донецка, ранее принадлежавших
Кировскому ПЭС и недавно выкупленные). Ко всем внутригосударственным
изменениям добавляются еще и подключения к Российской энергосистеме.
Таким образом, сейчас, как никогда ранее актуальным является
оперативное выявление условий, допускающих кратковременные АР и
обеспечение результирующей устойчивости в системах, содержащих слабые
межсистемные связи(СМС).
В СССР накоплен определенный опыт использования АР, как
эффективного средства повышения надежности и живучести энергосистемы(ЕЭС).
Как показывает опыт эксплуатации, устойчивость ЭЭС в некоторых случаях
восстанавливается без отключения СМС, т.е. происходит успешная
ресинхронизация.
При АР восстановление подсистем возможно либо путем отключения
МС с последующей синхронизацией(при этом возникает необходимость
действия АЧР и отключения некоторых потребителей в дифицитной зоне ЭЭС
и отключения ряда генераторов в избыточной части системы), либо путем
ее ресинхронизации. В последнем случае возможен относительно
длительный АР, допустимость которого, по условиям паралельной работы
генераторов, внутри каждой подсистемы должна быть проверена. Обеспечив
ресинхронизацию, восстановить синхронную работу ЭЭС можно в течение
нескольких секунд, в то время как для того чтобы произвести точную
синхронизацию ЭЭС, требуется иногда несколько десятков минут и более.
При допущении кратковременных АР по СМС важно знать средние значения
режимных параметров в каждой из подсистем. Вместе с тем допустимость
АР по СМС может ограничиваться условиями устойчивости ответственных
узлов нагрузки, оказавшихся вблизи электрического центра качаний. При
этом необходимо убедиться, что в синхронно работающей подсистеме,
содержащей СМС, не возникнет недопустимых качаний, что может быть
обусловлено явлением электромеханического резонанса при слабом
демпфировании колебаний.
Таким образом, кратковременный АР допустим в энергосистеме,
если выполняются следующие условия: нет опасности повреждения асинхронно
работающих генераторов; в результате действия автоматики возможна
ресинхронизация; возмущение, создаваемое АР в энергосистеме, не приводит
к дальнейшему развитию аварии.
Разработанные для этой цели численные методы, основанные на
моделировании с помощью ЭВМ, не дают в достаточной степени правильного
ответа о средних значениях режимных параметров из-за больших погрешностей,
обусловленных погрешностями самих численных методов, и погрешностей,
накапливаемых в ходе расчета длительного переходного процесса. Это
снижает достоверность получаемых результатов и не позволяет качественно
проанализировать происходящие реальные физические явления.
Известны методы, в которых используется измерение либо
вычисление различных режимных параметров: J и U; (угол между U1 и U2);
фазового угла между P и Q, J и U и других с учетом и без учета
промежуточного отбора мощности по МС в АР. Однако они предназначены
для определения закономерностей изменения режимных параметров и выявления
АР с целью настройки устройств противоаварийной режимной автоматики(АПАХ)
на отключение МС.
В источниках (2,5) предлагаются упрощенные аналитические
выражения для определения значений тока и напряжения при АР по МС, но
без учета промежуточных нагрузок. Однако недостатком существующих
методов является то, что они не позволяют определить изменения баланса
мощностей в ЭЭС с отборами мощностей в АР и изменения средних уровней
напряжений и частоты связываемых подсистем по сравнению с доаварийными
значениями, а также оценить возможность возникновения дефицита
реактивной мощности - главной причины существенного снижения средних
уровней напряжения в узлах передачи.
В связи с этим в некоторых энергосистемах, опасаясь развития
аварии при асинхронном ходе, устанавливают делительную автоматику
мгновенного действия, разделяющую несинхронно работающие части системы.
При этом возникает необходимость действия АЧР и отключения части
потребителей в дифицитной части системы и части генераторов -
в избыточной. Таким образом, проблема выбора - АР или разделение
системы на части - представляется актуальной задачей, особенно для СМС.
При исследовании допустимости кратковременного асинхронного
хода по межсистемной связи возникает ряд задач.
Во-первых, асинхронный ход по передаче представляет собой
периодическое возмущение для генераторов синхронно работающих частей
системы. Такое возмущение может привести к нарушению внутриподсистемной
устойчивости работы генераторов; при этом задача исследования состоит
в том, чтобы оценить опасную амплитуду возмущения, создаваемого
асинхронным ходом по передаче, и частоты связываемых передачей
подсистем, которые могут привести к развитию аварии.
Вторая задача - исследование квазиустановившихся послеаварийных
режимов, когда после изменения частоты в одной или в обеих подсистемах
по межсистемной передаче идет кратковременный установившийся
асинхронным ход. При этом нужно определить баланс мощностей в системе
в таком квазиустановившемся режиме, средние уровни напряжений и
частоты связываемых подсистем.
Третья задача анализа - оценка устойчивости узлов нагрузки,
подсоединенных к межсистемной связи, по которой идет асинхронным ход.
При этом опасное развитие аварии в виде нарушения устойчивости узлов
нагрузки может возникать при понижении среднего уровня напряжения в
различных точках передачи, к которым могут быть подсоединены
промежуточные узлы нагрузки; опасность для узлов комплексной нагрузки
могут создавать также периодические колебания напряжения в узле,
подключенном к передаче, по которой осуществляется связь между двумя
несинхронно работающими частями системы.
В [4] была разработана аналитическая методика
определения средних значений режимных параметров при установившемся
асинхронном режиме (АР) по слабой межсистемной связи (СМС), а также оценка
критических параметров при больших колебаниях, вызывающих вторичное нарушение
устойчивости.
На базе разработанной методики построен диалоговый комплекс,
с помощью которого, используя программу оперативного электромеханического
эквивалентирования, строятся разные математические модели многомашинных
систем, объединенных СМС:
- двухмашинной системы конечной мощности
с любым количеством промежуточных отборов (нагруок, если они есть) - для
исследования перераспределения P, Q и f в соединяемых подсистемах в
квазиустановившемся АР;
- трехмашинной системы конечной мощности
с учетом нагрузок, АРС (автоматического регулятора скорости), АРВ (автоматического
регулятора вращения) генераторов - для определения характера нелинейного
электромеханического резонанса при установившемся АР одной из подсистем,
а также для определения эквивалентных возмущений, приложенных к валам
синхронных машин и др.
Cуть статьи.
Статья разделена на две части.
В первой части - оценка средних значений
режимных параметров при установившемся АР по межсистемной связи. В крадце
освящена методика определения зон А, В, С; АQ, ВQ, СQ; Аu, Сu.
Для оценки
справедливости основных теоретических положений методики проведено экспериментальное
исследование на динамической модели МЭИ. Методика подтверждена.
Методика позволила выявить следующее:
* Режим установившегося асинхронного хода
может сопровождаться повышением средних значений выдаваемых генераторами
Q и U в узлах по сравнению с доаварийными.
* Более сильное понижение напряжения
возникает в тех генераторных узлах, для которых QioПовышение напряжения может наблюдаться при попадании исходного режима в зоны Aq и As.
Способ позволяет выявить те узлы, в которых будет Ui(o)<>Uj(o) (т.е. где больше и где меньше).
* При квазиустановившемся АХ возможны режимы Si ср " 0 , S1 ср > 0 , Sген > 0.
Представлена структурная схема диалогового алгоритма расчета допустимости АР по СМС.
1. Составляется исходная двухмашинная модель.
Метод разработан для расчета схемы объединенных систем слабой
связью с промежуточным отбором (сколько угодно нагрузочных
узлов). Метод основан на следующих допущениях:
- нарушение устойчивости внутри каждой из подсистем не может быть.
- установившийся АР и условия ресинхронизации определяются согласно статической характеристике момента первичного двигателя [1, стр. 473], т. е. не учет процесса установления режима в соответствии с динамической характеристики.
2. Ввод исходных данных.
Исходными данными для расчета согласно методике являются:
j12 - аргумент комплексной величины Y12;
d12(0) - параметр исходного режима;
d12(0)=(S1cp-S2cp)*t+C(0)+C1*Sin(wt+j),
где S1cp=(0.06-0.08)*ЦMm/Tj - среднее
скольжение генераторов системы [1],
а11 и а12 - первые гармоники углов d1 и d2
соответственно.
В методике употребляются постоянные составляющие взаимного
угла, нулевые гармоники - имеется в виду разложение периодической функции
угла d в ряд Фурье и учет только амплитуд нулевых и первых гармоник
[1,стр. 196],
d=а0+а1*Sin(wt+j)
3. Определение области статически устойчивых режимов.
Область статически устойчивых режимов определяется неравенствами:
-90°+arctg[((Tj2-Tj1)/(Tj2+Tj1))*tga12]<= d12(0)<= 90°+arctg[((Tj2-Tj1)/(Tj2+Tj1))*tga12];
Tj1 иTj2 - постоянные инерции системы С1 и С2,
а12=j12-90°.
Расчет Scp и Scpдоп. Cогласно Венникову В. А.[1], среднее скольжение
находится по таким формулам:
Scp=(0.06-0.08)*ЦMm/Tj;
Smax=2*ЦMm/Tjэ,
где Tjэ=Tj1*Tj2/(Tj1+Tj2),
Mm - максимальный момент турбины
4. Проверка условия ресинхронизации.
Ресинхронизация возможна, согласно[1], при условии, если скольжение не превышает 2Scpдоп,
где Scpдоп=ЦM12/Tjэ,
После этого остается пока еще невыясненым вопрос по поводу расчета Scp и Scpдоп.
5. Определение места качаний и проверка попадания АР в центр качаний.
Данная операция производится, по всей вероятности, согласно [12] и [16], где подробнейшим образом
описаны данные способы.
6. Определение зон А, В, С; АQ, ВQ, СQ; Аu, Сu.
В [4] приведены формулы для С1 такие же, как и для С2.
Вторая часть посвящена резонансным явлениям при ресинхронизации.
Исследуются резонансные явления при АР в трехмашинной системе.
Резонансное нарушение наблюдается как при повышении Sас, так и
при уменьшении. При переходе к резонансной частоте наблюдались
значительные уменьшения напряжения в узлах нагрузки.
Исследования показали, что при быстром прохождении через
резонансную область (Sас > 0.25 Гц/с), не возникает опасности
нарушения устойчивости.
Описанная в главе 1 методика нуждается в специальной обработке для
последующего использования ее в программах автоматизированных рабочих
мест инженера-энергетика. Данная глава посвящена рассмотрению этого вопроса.
В данной работе рассматривался метод оперативной оценки допустимости
асинхронных режимов по межсистемной связи. Разработанная методика и созданный
на ее основе диалоговый комплекс позволяют по известным параметрам схемы
и исходного режима системы предварительно оценивать параметры режима при
установившемся асинхронном ходе по межсистемной связи без непосредственного
их расчета. Однако, методика имеет слишком значительные допущения, что
дает повод для сомнений в ее достоверности. Для оценки возможности
применения этой методики на практике были усовершенствованы несколько программ
расчета электромеханических переходных процессов. В существующих схемах
были добавлены узлы нагрузки и полученные результаты сравнивались с
результатами методики описанной в гл.1. Окончательные выводы могут быть
приведены только после завершения работы над диссертацией.
Венников В.А. Переходные электромеханические процессы в электрических
системах.- М.: Высшая школа, 1978.
Литкенс И. В., Пуго В. И.
Коллебательные свойства электрических систем.- М.: Энергоатомиздат, 1988.
Хачатуров А. А. Несинхронное включение и ресинхронизация
в энергосистемах.- М.: Энергия, 1969.
Литкенс И. В., Пуго В. И.,
Гусейнов А. М. Исследование параметров асинхронного режима в межсистемной связи.-
Электричество, 1981, №9.
Гусейнов А. М. Метод оперативной оценки
допустимости асинхронных режимов по межсистемной связи.- Электричество,
1990, №8.
Портной М. Г., Рабинович Р. С. Управление энергосистемами
для обеспечения устойчивости.- М.: Энергия, 1978.
Литкенс И. В.,
Гусейнов А. М., Станчев С. Д. Результирующая устойчивость в многомашинных
регулируемых системах.- Изв. АН СССР. Энергетика итранспорт, 1986, №3.
Ларин А. М., Рогозин Г. Г. Методические
указания к курсовому проекту "Специальные режимы электрических систем".
Донецк: ДПИ, 1988.
Горушкин В. И.,Литкенс И. В., Сулейманов
И. К. Определение параметров и устойчивости вынужденных колебаний в
многомашинной системе конечной мощности при периодических возмущениях.-
Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт, 1974, №2.
Лоханин Е. К.,
Васильева Г. В., Галактионов Ю. И. Математическая модель энергосистемы
для расчета и анализа переходных процессов и устойчивости.- Тр. ВНИИЭ.
вып. 51.- М.: Энергия, 1976.
Венников В. А. Электрические
системы.- т. 2., М.: Высшая школа, 1971.
Гоник Я. С. Способы
выявления асинхронного хода в электрических системах и сетях: Диссертация
на соискательскание ученой степени к.т.н.- М.,1975.
Венников В. А. Оптимизация режимов электростанций и энергосистем:
Учебник для вузов.- М., 1990.
Грей Э. К., Матьюз Г. Б. Функции Бесселя и их
приложения к физике и механике: Пер. с англ. Коган С. Л.- 2-е изд.-
М.:Иноиздат, 1953.
Ватсон Г. Н. Теория Бесселевых функций.
Ч.1.: Пер. с англ.- М.: Иноиздат, 1949.
Опыт эксплуатации
и проектирования устройств противоаварийной режимной автоматики.-
М.: Энергия, 1973.
Кузьмин Р. О.
Бесселевы функции.- изд. 2-е- Л.-М.: Окти, 1935.
Идельчик
В. И. Расчеты и оптимизация режимов электрических сетей и систем.-
М.: Энергоатомиздат, 1988.
Венников В. А., Жуков Л. А.
Переходные процессы в электрических системах(элементы теории и расчета).-
М.-Л.: Госэнергоиздат, 1953.
Венников В. А. Электрические
системы. Электрические сети: Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 1998.
Идельчик В. И. Расчеты установившихся режимов электрических сетей.-
М.: Высшая школа, 1977.
Филатов А. А. Ликвидация аварий в
главных схемах электрических соединений станций и подстанций.- М.:
Энергоатомиздат, 1983.