УДК 658.5.016

 

БАНКРОТСТВО – ЛИКВИДАЦИЯ ИЛИ ШАНС ВОЗРОДИТЬСЯ?

 

Кравцова Е.М.

 

Рассмотрены причины снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, возникновения угрозы банкротства. Раскрыта сущность дополнений к законодательству о банкротстве. Отмечены положительные моменты и направления дальнейшего усовершенствования системы антикризисных мер и эффективности процедуры банкротства отечественных производителей.

 

Для украинской экономики 1992 год стал отправной точкой рыночных преобразований, началом эпохи проб и ошибок. В период наивысшей кредитной эмиссии оборотные средства промышленных предприятий пополнялись с темпами 1 трлн.карбованцев за 1,5 месяца. В этом же году отмечено наибольшее падение капитала в результате гиперинфляции.

Украинские товаропроизводители впервые столкнулись с проблемой резкого сокращения производства, с катастрофическим ростом дебиторской и кредиторской задолженности, с неизбежным снижением финансовой устойчивости и платежеспособности. Их неготовность к работе в кризисных условиях и, как следствие, неумелое управление этими процессами, способствовали тому, что состояние многих предприятий приблизилось к кризисному. Правительство в 1992 году вручило производителям в качестве сильнодействующего рыночного антикризисного средства Закон “О банкротстве”.

Согласно Закону банкротство – это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов, а также неспособность, связанная с недостаточностью у должника активов в ликвидной форме.

В силу отсутствия методики определения масштабов кризисного состояния производители наугад предпринимали попытки финансовой реанимации. Практиковались элементы стабилизации за счет внутренних источников (в виде активной работы с дебиторской задолженностью, реализации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей), элементы санации (“сбрасывание” с баланса объектов социальной сферы, продажа незавершенного строительства, реструктуризация в виде разделения предприятия с целью избавить потенциально рентабельное производство от груза долгов материнской компании и сокращения непроизводственных расходов).

Предприятия всячески оттягивали процедуру банкротства, поскольку их пугала и ее сложность, и само слово “банкрот”, расцениваемое как “преступник”. При неэффективности предпринятых мер субъекты хозяйственной деятельности предпочитали объявить о самоликвидации.

Несомненно, самоликвидация имеет несколько положительных моментов:

1. В ситуации, когда предприятие самостоятельно признает свои долги, возбуждение банкротства по инициативе какого-либо кредитора маловероятно. Если ранее было произведено разделение, и хотя бы одно из выделенных производств оказалось рентабельным, то у головного предприятия есть возможность перевести ликвидные активы на это подразделение. При банкротстве разделение признается недействительным.

2. Ликвидационная комиссия, избранная из числа акционеров, самостоятельно руководит продажей имущества и раздачей долгов, даже в несколько ином порядке, чем предусмотрено Законом “О банкротстве”.

В остальных случаях своевременное и грамотное проведение процедуры банкротства более эффективно. В 1999 г. принят Закон “Об обновлении платежеспособности должника или признании его бакнкротом”, который дает шанс предприятию не на ликвидацию, а на его новую жизнь:

  1. При банкротстве должнику прощаются налоговые долги старше 2 лет. На покрытие остальной суммы задолженности по налогам предприятию дается 6 лет.
  2. Инициировать процесс банкротства может не только кредитор, но и сам должник. С согласия кредитора должник предлагает собственный план реорганизации. При этом кредитору нет нужды тратиться на оплату дорогостоящих услуг экспертов, поскольку должник лучше других знает свое финансовое положение и возможности.
  3. Определен статус ликвидационных распорядителей, санаторов и ликвидаторов.
  4. Все кредиторы имеют шанс получить свои средства, так как после установления признаков неплатежеспособности должника арбитражный суд обязывает кредитора-заявителя опубликовать объявление о возбуждении процесса банкротства.
  5. Подробно изложены процедуры распоряжения имуществом, санации, ликвидации, применения системы мер антикризисного управления.

Но все же для эффективной работы Закона необходимо дополнительно:

  1. Усовершенствовать методику определения масштабов кризисного состояния предприятия, заменив известные показатели финансовой устойчивости и платежеспособности одним интегрированным показателем. Предлагаемая имеющейся методикой Z-модель Альтмана совершенно неприменима к украинским предприятиям, так как ее параметры рассчитаны на страны с развитой рыночной экономикой, причем для Украины критерии должны быть не толь ко уменьшены, но и дифференцированы по отраслевому признаку.
  2. Усовершенствовать методику оценки имущества по рыночной стоимости.
  3. Создать новую инфраструктуру, поскольку процедура банкротства требует появления целой армии кризисных управляющих и экспертов. Краткосрочные курсы подготовки не смогут дать должного качества этих специалистов. А там, где отстуствуют профессионалы, возможны неэффективное управление, злоупотребления и злонамеренное банкротство. Не так давно работает “Укрспецюст” – государственная структура, с которой имеют дело все должники, чье имущество арестовано, и кредиторы, которые имели неосторожность поверить этим должникам. Этот орган мог бы стать центром подготовки или проверки таких специалистов.

 

 

BANKRUPTCY – LIQUIDATION OR CHANCE TO REVIVE?