УДК 3 36.2

 

НДС в мировой практике и в Украине

 

Переяславец А.А., Кравцова Е.М.

 

Охарактеризованы признаки налогов на потребление. Проанализированы налоговые системы стран ЕС, роль косвенных налогов в их формировании. Определены задачи по созданию эффективной налоговой системы Украины, место и роль НДС.

 

Одним из важнейших условий приостановления экономического спада и обеспечения дальнейшего роста в Украине есть создание эффективной налоговой системы.

Для ее формирования необходимо решить следующие задачи:

Среди налогов важное место занимает своеобразная группа косвенных налогов, обычно обозначаемых как налоги на потребление. В соответствии с международной практикой в их число включаются три косвенных налога: налог на добавленную стоимость, налог на продажи и налог с оборота. В особую группу эти налоги выделяют по нескольким признакам:

Решающую роль среди налогов на потребление в развитых странах в современный период играет НДС.

В мировой практике существуют три метода исчисления НДС. К ним относятся:

Первые два метода на практике применяются весьма редко. В преобладающем большинстве стран, в том числе и в Украине, используется третий метод расчета НДС.

Метод зачета имеет важную особенность: объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же ставке) в значительной степени зависит от использования метода начисления зачета этого налога. На практике известны три подобных метода.

    1. Метод поставки, или начислений.
    2. Метод оплаты, или кассовый метод.
    3. Гибридный метод.

В зависимости от варьирования методами в начислении НДС изменяется и величина получаемого НДС. По сути, возникает возможность устойчивого получения больших объемов этого налога лишь путем предпочтения одних методов его начисления другими.

Однако до 50-х годов в западных странах господствовали в качестве ведущих налогов на потребление налог с оборота и налог на продажи; затем они стали заменяться на НДС. Соответствующая замена базировалась на том, что НДС, сохраняя достоинства других налогов на потребление, свободен от их основных недостатков.

В большинстве стран ЕС НДС играет ныне роль единственного налога на потребление. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации.

Ставки НДС в странах ЕС достаточно высоки. В некоторых из них (например, в Швеции, Финляндии, Дании) эти ставки превышают максимальные, рекомендуемые руководящими органами ЕС (14-20%). Что касается западноевропейских стран, не входящих в ЕС, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии – 23%, в Швейцарии – 6,5%).

Сравнительный анализ свидетельствует, что в Украине используется довольно большая ставка НДС – 20%

В нашей стране НДС облагаются операции отгрузки готовой продукции, товаров, других материальных ценностей, выполнение работ, услуг, средства за которые на дату отгрузки предприятие от покупателя не получило, а также в случаях получения наличности. Облагаются также зачисленные на счета предприятия в учреждения банков средства от покупателей в оплату продукции, товаров, других материальных ценностей, нематериальных активов, работ, услуг, которые подлежат отгрузке (передаче, выполнению).

Такой порядок обложения является причиной увеличения неплатежей по НДС и росту предприятий-"теневиков", пытающихся уйти от налогов. Однако трудности возникают не только с платежами в бюджет, но и с возмещением НДС. К началу 2000 года предприятиями заявлено к возмещению из бюджета 6,2 млрд. грн., возмещено 4 млрд. Задолженность предприятий перед бюджетом по НДС составляет 5,9 млрд. грн.

Для решения проблемы возмещения НДС 7 декабря 1999г было подписано Постановление КМУ "О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочения расчетов с бюджетом". Согласно Постановлению суммы возмещения НДС предприятия могут быть зачтены:

Также существующая система обложения НДС в Украине значительно усложняет порядок ведения бугалтерского учета и увеличивает его трудоемкость. Так, например, предприятия обязаны платить НДС по операциям по предоплате продукции (работ, услуг), при этом изменения в условиях совершения операций требуют корректировки осуществляемых налоговых платежей.

Исследования состава налоговой системы Украины свидетельствует, что в целом в нашем государстве создана достаточно современная налоговая система: применяются основные виды налогобложения (подоходное налогообложение юридических и физических лиц, имущественное налогообложение, земельный налог). Надлежащее место занимает косвенное налогообложение. Удельный вес налогов в ВНП в нашей стране не самый большой – 32,3%, тогда как в Германии он составляет 39,2%.

Однако, несмотря на многообещающую оболочку налоговой системы, как мы уже выяснили, существуют и свои недостатки.

Так, основное бремя в доходной части государственного бюджета ложится на НДС. В бюджете 1998 года поступления от НДС составляли 25,4% от общего количества налоговых поступлений; в бюджете 1999 года – 24,2%. Относительно ВВП в 1998 году доход гот НДС составил 7,2%, в 1999 году – 6,4%. На 2000 и 2001 года планируется получить относительно ВВП 6,6% и 6,8% соответственно.

Как было уже замечено выше, ставки НДС на Украине довольно высокие – 20%, но опыт стран с более развитой рыночной экономикой свидетельствует, что меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста, вроде заметного снижения налога на прибыль. Однако в данной ситуации это ведет к подавлению предпринимательской активности.

Пополняя государственный бюджет за счет НДС, наше государство гонится за сиюминутной выгодой. При создании налоговой системы Украины забыты такие естественные функции налогов, как социальная и регулирующая (в частности стимулирующая). А ведь именно от исполнения этих функций зависит благосостояние граждан, экономический рост государства. В нашей же системе налогообложения основной упор делается на фискальную функцию – формирование финансовых ресурсов государства, наполнение бюджета.

Для дальнейшей интеграции Украины в Европейский Союз необходимо более детально подойти к вопросу о налогообложении, уделить достойное внимание косвенным налогам, в частности НДС.

 

 

TAX ON ADD COST IN WORLD PRACTICE AND IN UKRAINE.