Хобта В.М. Управление инвестициями: механизм, принципы, методы/ Науч. ред. А.И. Амоша.- Донецк, 1996

...Ранее в условиях командной системы хозяйствования в Украине организационно-экономический механизм управления экономикой базировался на монополии государственной собственности на подавляющую часть материальных и финансовых ресурсов. Формально признавая объективный характер товарно-денежных отношений, государство, используя монополию на собственность через рассредоточение между отдельными звеньями управления распорядительных функций, в основном, централизованно осуществляло размещение и использование факторов производства. Это сводило к минимуму роль закона стоимости, механизма цен и других регуляторов производства. Организационно-распорядительное воздействие в виде  постановлений и решений часто игнорировало экономическое обоснование распределения и эффективность использования ресурсов, ограничивало самостоятельность непосредственных субъектов хозяйствования.

            Между производителями и потребителями находился целый ряд управляющих структур, которые диктовали им объём и состав производства и потребления, цены и пропорции обмена. Такая экономическая политика находила своё отражение в инвестиционных процессах. Значительная часть вложений средств в развитие производства осуществлялась по решению общегосударственных органов. Принятые инвестиционные решения в последующем четко регулировались регламентированными процедурами включения их в план, разнарядкой заказов и т.д. Для реализации принятых решений в масштабах государства осуществлялось перемещение средств через регулирование налогов и обязательных платежей, цены, уровень заработной платы. Финансовые средства для осуществления своих решений государственная система обеспечивала путём волевого изъятия их без соответствующего возмещения из других производств. Ограниченное использование экономического механизма регулирования  инвестиций в сочетании с высоким уровнем монополизации, активное административное вмешательство государства в процессы инвестирования деформировало систему национального

хозяйства. Результаты функционирования такого механизма в рамках Украины постепенно разрушало нормальную работу национальной экономики.

            В отличии от  плановой системы хозяйствования рыночные условия представляют более высокий уровень развития товарно-денежных отношений. Активным становится действие таких экономических регуляторов общественного производства как конкуренция, спрос, предложение, цена.

              Основным субъектом в условиях рынка становятся самостоятельно хозяйствующие предприятия различных форм собственности. Если раньше предприятия рассматривались исключительно в качестве организационно-технологического звена единого общественно-производственного процесса, то в ходе совершенствования производственных отношений они превращаются в самостоятельных товаропроизводителей, которые должны хозяйствовать на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

            Как отмечают исследователи, управление хозяйственной деятельностью предприятия в условиях рыночной системы существенно отличается от методов решения финансовых и производственных вопросов в условиях централизованно регулируемой экономики. Это в полной мере относится и к планированию инвестиционной деятельности предприятия.

            Осуществление планирования традиционно включает постановку целей нвестиционного процесса и определение эффективных путей их достижения на основе принимаемых решений. Вместе с тем, несмотря на традиционность содержания этой функции, планирование инвестиций приобретает свои специфические, присущие новому этапу развития экономики Украины черты, которые обуславливают неприемлимость ранее действовавших подходов и принципов к управлению вложениями капитала и научно-техническим прогрессом.

Необходимо отметить следующие новые аспекты процесса планирования:

- уменьшение сферы регулируемости факторов и условий, воздействующих на результативность инвестиционной деятельности предприятий;

-­непрерывность планирования;

-­повышение сложности выполняемых расчетов;

-­повышение гибкости планирования;

-­обеспечение оптимальности принимаемых решений.

В целом процесс планирования на уровне предприятия приобретает более узкие границы по сравнению с командными условиями. Это связано с тем, что при неустойчивых рыночных отношениях среди факторов, воздействующих на результаты деятельности предприятия, повышается доля нерегулируемых. Планирование основывается только на попытках разработчиков предопределить с помощью различных методов развитие событий во внешней среде, имеющей неустойчивый характер, на возможностях предприятия противостоять неблагоприятному развитию внешних процессов и навязывать свою волю партнерам, поставщикам, покупателям, конкурентам. Однако несмотря на этот аспект планы позволяют выработать и сохранить правильную общую ориентацию в условиях труднопредсказуемого характера развития финансово-хозяйственных ситуаций. При этом динамизм условий внешней среды обусловливает непрерывность планирования и усложняет плановую работу.

Планирование должно охватывать долгосрочное осуществление инвестиционной деятельности, принятие среднесрочных и краткосрочных решений. Долгосрочное планирование инвестиций представляет собой выработку инвестиционной политики предприятия, которая включает:

-постановку принципиальных задач, четкое определение перспективных и текущих целей на определенный период;

-выработку принципов, методов и средств, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом;

-­подбор и расстановку кадров, осуществляющих инвестиционную деятельность .

Ориентация, принятая инвестиционной политикой предприятия реализуется через краткосрочные планы и через принятие отдельных решений. Текущее планирование охватывает инвестиционную деятельность предприятия в целом в течение определенного периода и планирование отдельных инвестиций. Общий план может разрабатываться в виде бизнес-плана развития предприятия, инвестиционного бюджета,  программы технического развития.

Планирование инвестиций всегда направлено на решение вопроса о целесообразности вложения средств. Поэтому решающее значение для разработки планов приобретает выполнение инвестиционных расчетов, охватывающих различные периоды существования инвестиционных объектов.

Важной особенностью планирования в условиях рынка становится неполнота информации о развитии ситуации, что определяет невозможность получения четких значений результатов инвестирования и надежности принимаемых решений. Это вносит новые требования к процессу планирования, так как при неполной информации о развитии окружающей среды и состоянии инвестиционного объекта необходимо выработать различные варианты плановых решений и измерить их результативность в возможных ситуациях. Поэтому неотъемлемым элементом планирования инвестиций становится учет неопределенности.

Важной особенностью выполнения функции планирования инвестиционной деятельности на современном этапе является повышение гибкости, обеспечивающей способность предприятия реагировать на изменение характера внешней среды. Факт недостоверности данных, заложенных в план, приобретает значимость только в том случае, если из-за недостаточной гибкости принятого решения появляется возможность убытков. Если же инвестор в любое время может изменять свои решения, что характеризует гибкость плана, то в зависимости от сложившейся ситуации можно было бы осуществлять наилучшую инвестиционную альтернативу. Как правило, недостоверность о возникших условиях осуществления запланированного решения всегда связана с опасностью убытков. Пересмотреть свое решение и осуществить инвестор может только с дополнительными затратами. Поэтому гибкость становится в условиях рынка одним из важнейших требований к планированию. Для обеспечения гибкости планов необходимо соблюдать следующие принципы:

-на этапе формирования плана вырабатывать ориентировочное общее решение относительно действий на весь плановый период (выработать стратегию);

-тактические действия в каждом последующем временном периоде, их оптимальный вариант должен формироваться в зависимости от ситуации, сложившейся в текущем периоде.

Предприятия вынуждены постоянно перестраиваться, обеспечивая своевременно реакцию на изменение внешней среды и целей организации. Все это значительно повышает сложность плана. Он становится комплексом различных  мероприятий, показателей, отличающихся по характеру, срокам, участникам. В процессе выработки решений должна быть обеспечена оптимизация планов инвестиционной деятельности. Она возможна на основе разработки нескольких вариантов достижения установленных целей и их сравнительного анализа с использованием различных критериев. Сравнительный анализ должен обеспечить обоснованный выбор лучшего варианта с точки зрения удовлетворения критериям оптимальности. При этом важным моментом является выбор критериев оптимальности. Сложность инвестиционных процессов, выражающаяся в многосторонней связи факторов и элементов производства и распределения, обусловливает наличие целого ряда различных критериев. Процесс оптимизации усложняется также наличием большого количества вариантов решения стоящих проблем. Поэтому для оптимизации инвестиционных планов должен использоваться широкий набор инструментов обоснования рациональных решений: методы моделирования, математического планирования, сравнительного анализа, бюджета, сетевого планирования и др.