ТЕМА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРИМЕРЕ ШАХТЫ "ЮЖНОДОНБАССКАЯ"" г.УГЛЕДАР
автор КОССЕ Л. И., руководитель доц. УСТИНОВА Л. Н.
1. Содержание управления затратами на предприятии. Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства и их сопоставление. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают наряду с производственными и экономическими (финансовыми) итогами достижения в области технического и социального развития. Соизмерения затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия являяется достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста прочих показателей. Так как экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и реализацию, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии. Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления. В условиях, когда спад производства в Украине достиг критической черты и поставил целые отрасли буквально на грань выживания, большая часть промышленных предприятий не имеют прибыли, этого основного источника развития. Большинство руководителей и специалистов осознали наконец, что только грамотное отношение к затратам на всех этапах производственного процесса позволит выправить положение. К этому решению подталкивает и систематический рост цен и тарифов на все виды ресурсов. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:
Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.
Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:
Системный подход находит своё выражение в том, например, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы. Что бы ни было: низкий уровень нормирования затрат, посредственная мотивация и стимулирование персонала за их снижение, недостаточный по объёму и неудовлетворительный по качеству анализ, система учёта затрат, не обеспечивающая потребности руководства,- оно неизбежно скажется на функционировании системы. Именно слабое звено определяет надёжность (эффективность) работы всей производственной системы, какой является предприятие. Недостаточное внимание к одной функции управления затратами может свести на нуль всю работу.
Методическое единство управления затратами на разных уровнях предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учёту, анализу затрат на предприятии.
Соблюдению всех принципов управления затратами создаёт базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.
2. Классификация затрат на производство
.Классификация производственных затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы формирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями. Без классификации затрат невозможно решить задачи управления ими на предприятии. Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков. В зависимости от целей и методических подходов различают несколько классификаций затрат. Классификация затрат для целей управления должна отвечать главному требованию – базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты для управления затратами в различных аспектах. Она создаёт предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учёта, контроля и анализа.
Затраты на производство группируют прежде всего по видам деятельности: промышленная, транспортная, коммерческая и другие. В затратах на основную деятельность разграничивают затраты на основное и вспомогательное производство. В составе основного и вспомогательного производства выделяют цехи, участки и другие структурные подразделения.
Затратами на производство лучше всего управлять в местах потребления ресурсов, там, где протекает производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим при группировке затрат решающее значение приобретают такие объекты управления ими, как места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности.
Классификация не выполняет формальную роль, а является важным инструментом для построения системы управления затратами и принятия хозяйственных решений.
Для целей управления затраты на предприятии наиболее часто группируют по 2 признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям себестоимости.
Классификация затрат по экономическим элементам включает: материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизиция основных производственных фондов, прочие затраты. Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоёмкость, трудоёмкость и фондоёмкость производства. Группировка по экономическим элементам используется при составлении сметы затрат на производство по предприятию, цехам или другим объектам управления затратами. В ней количественно отражается, сколько и каких расходов будет или фактически произведено.
Группировка затрат по статьям себестоимости обеспечивает выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции. Эти расходы относят на себестоимость продукции прямо или косвенно. Перечень статей себестоимости различается по отраслям производства. В машиностроении применяется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям себестоимости:
6)общепроизводственные расходы, в том числе: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы;
7)общехозяйственные расходы;
8)прочие производственные расходы;
9)коммерческие расходы.
Описанная группировка затрат позволяет определить технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырьё и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих.
Цеховая себестоимость образуется путём добавления к технологической себестоимости калькуляционных статей затрат, формирующихся на уровне цеха: дополнительной заработной платы производственных рабочих, отчислений на социальные нужды производственных рабочих и общепроизводственных расходов.
Производственная себестоимость есть сумма цеховой себестоимости и калькуляционных статей затрат, складывающихся в целом по предприятию – общехозяйственных и прочих производственных расходов.
Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и коммерческих расходов.
Таким образом, группировка затрат по калькуляционным статьям должна обеспечить наилучшее выделение расходов, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть прямо или косвенно включены в себестоимость этой продукции.
3. Учёт и контроль затрат на производстве.
Учёт затрат на производстве позволяет дать им фактическую количественную оценку и этим определяется его роль в контроле и управлении затратами. Объектом учёта являются затраты, классифицируемые по различным признакам. Важнейшими характеристиками учёта затрат являются полнота, точность, оперативность и достоверность. Учёт затрат даёт руководителю экономическую информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений.
В зависимости от полноты и характера использования данных учёта различают бухгалтерский (финансовый) и управленческий (производственный) учёт.
Бухгалтерский учёт обеспечивает заинтересованных лиц документально отражённой информацией о стоимости потреблённых ресурсов, достигнутых результатах производства и способах финансирования деятельности предприятия.
Данные бухгалтерского учёта используются как руководителями предприятия для принятия хозяйственных решений, так и сторонними заинтересованными лицами и организациями, например акционерами, финансирующими банками, налоговой службой.
Развитие рыночной экономики выявило необходимость дополнения бухгалтерского учёта управленческим учётом.
Управленческий учёт объединяет в целостную систему планирование, учёт и анализ по видам, местам их формирования и объектам калькулирования, нормативный учёт затрат на базе полной и сокращенной себестоимости, методы её калькулирования, планирование, учёт и анализ производственных инвестиций.
Управленческий учёт это не только и не столько учёт, сколько получение и обработка экономической информации, необходимой для принятия хозяйственных решений о развитии предприятия.
Управленческий учёт играет важную роль в управлении затратами на предприятии. В системе такого учёта подготавливается информация, на базе которой руководители предприятия принимают решения, в первую очередь – в области затрат и ожидаемых экономических результатов деятельности предприятия. Организация управленческого учёта законадательством не регламентирована и является внутренним делом предприятия. Руководство предприятия само решает, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности, вести учёт только фактических или также стандартных затрат, учитывать полные либо частичные затраты.
Итак, затраты подвергаются анализу как в целом по предприятию, так и по прозводственным подразделениям, экономическим элементам затрат и калькуляционным статьям, видам деятельности, единицам продукции, стадиям производственного процесса и другим объектам учёта.