ОТКРЫТЫЕ КУРСЫ БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

“ЭКОНОМИКА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ”

авторы Сницар В. Ю., Уздовская Н. В., Харченко В. Л.

4.2.4. Продукция и затраты.

Количество продукции, предлагаемой производителями на рынке, в первую очередь зависит от стоимости затраченных на ее производство ресурсов - издержек производства.

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. То есть, это расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса производства и реализации товаров.

Понятие издержек основано на факте редкости ресурсов. Привлечение ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства других товаров, в силу ограниченности ресурсов. Следовательно, издержки - это та сумма денег, которую производитель выплачивает поставщику ресурсов для отвлечения этих ресурсов из других производств.

Различают издержки предприятий и общественные издержки на производство товара. Издержки предприятия выражаются в себестоимости продукции. Они показывают, во что обошлись предприятию изготовление и реализация товаров. Здесь учитываются: затраты на израсходованные средства производства, заработная плата и расходы, связанные с реализацией продукции.

Общественные издержки включают в себя все расходы на изготовление и реализацию продукции. Они составляют стоимость товара для изготовителя, служат основой для определения исходной продажной цены - цены предложения. Эта цена позволяет предприятию окупить себестоимость и принести прибыль.

Например, издержки предприятия на изготовление шариковых ручек включают: затраты на покупку материалов, на изготовление ручек. Общественные издержки шариковых ручек включают: общие, совокупные затраты, то есть затраты на производство, на рекламу, на сбыт; они выражаются в цене этих ручек.

Издержки бывают внешними и внутренними. Внешние издержки выплачиваются поставщикам ресурсов не принадлежащим к данному предприятию. Внутренние издержки предприятия связаны с использованием собственных ресурсов.

Издержки делят на постоянные и переменные. Под постоянными издержками (TFC) понимают такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема структуры производства и реализации. Расходы по оплате этих издержек предприятие осуществляет регулярно. К ним относятся:

расходы на аренду зданий, заработную плату служащих, страхование имущества, затраты на обслуживание машин, коммунальные услуги.
С ростом объема выпуска продукции общая сумма этих расходов не меняется.

Под переменными издержками (TVC) понимают издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции. Они включают: издержки на приобретение сырья и материалов, рабочей силы, энергии, необходимых в процессе производства.

Общие издержки (TC) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек, или совокупные издержки фирмы, на приобретение всех факторов производства и организацию их функционирования. (График постоянных, переменных и общих издержек см. "Экономикс", том 2, стр.51).

Большое значение имеют средние издержки фирмы. Это издержки на производство одной единицы продукции. Они исчисляются делением общих издержек на всю произведенную продукцию.

Предельные или маржинальные издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. Они показывают, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Они дают понять, где необходимо остановить расширение производства.

Издержки производства имеют большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается из финансового результата от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, трудовых и материальных.