КАК ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ТЕКУЩИМИ ЗАТРАТАМИ? Стратегия управления текущими затратами сводится к определению: |
|
Суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции; |
оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами; |
сроков окупаемости текущих затрат предприятия (достижения порога рентабельности). |
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д.Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Все затраты предприятия можно разделить на две категории: |
|
На практике зависимость переменных затрат от реализации выражена не так жестко, поскольку, например, при увеличении закупок сырья его поставщики могут предоставлять скидки с цены, и тогда затраты на сырье растут медленнее объема производства. В то же время постоянные затраты не зависят от реализации лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности работников, а также роста аппарата управления. Кроме того, некоторые виды расходов для одних предприятий являются переменными, а для других - постоянными затратами, например, затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе - постоянные. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно регулировать величину прибыли. Финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек называется "операционным рычагом" ("операционный леверидж"). В практических целях для определения силы воздействия операционного рычага вычисляют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Она определяет, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации - для этого следует процент роста выручки от реализации умножить на силу воздействия операционного рычага. Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага максимальна. Если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее: каждый процент снижения выручки дает тогда все больший процент снижения прибыли. В целом высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме указывает на повышенный риск и недостаточную гибкость предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности предприятию будет достаточно сложно и в организационном, и особенно в финансовом плане. Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Однако если выручка растет достаточно быстро, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но может финансировать свое дальнейшее развитие. Таким образом, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: он тем выше, чем больше сила воздействия операционного рычага. Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна повышенная степень предпринимательского риска. Точка безубыточности (порог рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно определить также как объем выручки от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.Формула безубыточности (порог рентабельности) может иметь следующий вид: Порог рентабельности может также рассчитываться как частное от деления величины постоянных затрат на величину валовой маржи в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты. Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, можно получить критическое значение физического объема производства, ниже которого производить предприятию невыгодно. При снижении объема реализации ниже этого уровня предприятие терпит убытки, поскольку не может покрывать свои расходы. Пороговое количество товара может быть рассчитано как отношение порога рентабельности данного товара к цене реализации, или как частное от деления постоянных затрат на разницу между ценой и переменными затратами на единицу товара. Запас финансовой прочности определяется как разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
|