Шубина Н.В. Свободные экономические зоны и регионы: проблемы и перспективы развития./ Тезисы докладов V межвузовской научно-практической студенческой конференции "Проблемы развития международных экономических отношений на современном этапе"Д: ДЭГИ,1999г., с. 10-11

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И РЕГИОНЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.


           Экономика Украины находится сегодня в кризисном состоянии. Преодоление политических и, прежде всего, экономических трудностей требует принятия особенных, нестандартных решений, к которым следует отнести создание свободных экономических зон (СЭЗ).
           Зона представляет собой часть национальной территории Украины, на которой устанавливается специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения законодательства страны, ориентированный на усиление внешнеэкономических связей, в первую очередь, за счет привлечения иностранного капитала.
           Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйственных агентов в СЭЗ охватывает следующее: таможенное регулирование экспортно-импортных операций; налогообложение; лицензирование и т. д.
           Необходимо привести критерии отнесения территориальных образований к различным типам зон:
           Существует множество разновидностей СЭЗ, только основных насчитывают свыше 20.
           Целями основания СЭЗ чаще всего является: создание новых рабочих мест, стимулирование притока иностранного капитала, расширение экспортной базы, улучшение платежного баланса страны за счет поступлений в иностранной валюте и т. д. В свое время именно благодаря созданию СЭЗ удалось во многих районах Франции, Англии стабилизировать экономическую ситуацию.
           Заметим, что создание СЭЗ требует практически от всех государств на начальном этапе собственных крупных расходов. Так в развивающихся странах для привлечения 1доллара иностранных капиталовложений требовалось 4 доллара собственных капиталовложений. В то же время из более чем 700 ( по другим данным 1060 ) действующих в мире зон, всего только 30 функционирует вполне успешно.
           Особый разговор о СЭЗ КНР. Результаты создания и функционирования СЭЗ Китая положительны: зоны обеспечивают до 40% общего объема экспорта, широко привлекается иностранный капитал, ежегодный рост промышленного производства достигает 70%, внедряются в производство новейшие технологии, обеспечено динамичное развитие социальной сферы и т. д.
           По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ «прошли свой путь», трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем - и в комплексные. Например в Китае, от деятельности по развитию простых технологий в начале 80-х гг., сборки и монтажа изделий СЭЗ переходили на прямые инвестиции, лизинг, кредит и эффективное использование зарубежного капитала на создание предприятий, открытие рынка сбыта производимой предприятиями продукции. Важно и то, что сегодня инвестиции широко пошли в наукоемкие отрасли промышленности, в транспорт и связь, науку и технику, тогда как раньше они направлялись в торговлю, туризм, недвижимость.
           Если говорить о создании СЭЗ в Украине, то уже существует несколько таких зон ,а в нашем регионе по закону будут действовать 2 зоны. Одна из них будет находится в Донецке, а другая - в Мариуполе. То есть для предпринимателей будет возможность вложить свои средства, которые должны дать большую прибыль, чем в условиях отсутствия СЭЗ. Можно задаться вопросом: « А что же делать предприятиям, которые работают сейчас ?» Тут действительно встает большая проблема, потому что они не смогут конкурировать с предприятиями, входящими в СЭЗ, из-за меньших налогов там. В более лучшем положении находятся предприятия, расположенные на территориях приоритетного развития, которые также имеют право на льготное налогообложение, пусть и в меньшем размере, чем предприятия, находящиеся в СЭЗ.
           Но в принципе, это не должно останавливать предпринимателей, потому что создана СЭЗ только на бумаге, а вот территории приоритетного развития уже действуют.
           На наш взгляд, все же существует большая проблем для предприятий, находящиеся на территории приоритетного развития. Она состоит в том, что для льготного налогообложения предприятия с территорий приоритетного развития должны вложить не менее 1 млн.долл. Иначе они не получат льготы по НДС и по пошлине при завозе оборудования.
           Все же, несмотря ни на что, хочется надеяться на улучшение состояния в экономике нашего региона.