Шубина Н.В. Свободные экономические зоны: проблемы развития./
Тезисы докладов VIII научной студенческой общеакадемической коференции, Д: ДонДАУ, 2000г., с.12-13
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.
           Ожидаемая стабилизация
экономики Украины в связи с либерализацией социально-экономических
отношений и внедрением рыночных принципов до сих пор не
произошла. Вполне очевидно, что в период обострения экономического
кризиса в Украине необходимо осуществить радикальные
меры, направленные на достижение стабилизации национальной
экономики. Известно, что постсоциалистические страны остро
нуждаются в крупномасштабных инвестициях, обеспечивающих
решение ключевых, прежде всего структурных, задач перехода
к рыночной экономике. Средством привлечения инвестиций
могут стать СЭЗ.
           В Украине на данный
момент существует около 10 СЭЗ, следовательно уже можно
говорить о проблемах, которые возникают при их создании
и функционировании.
- Не были учтены различия между традиционными зонами,
создаваемыми в промышленно развитых и развивающихся странах,
и зонами, создаваемыми в государствах, где в течении
десятилетий господствовала планово-централизованная система
хозяйствования. Проблемы возникают, прежде всего, из-за
препятствий, создаваемых государственным аппаратом, т.е.
бюрократами. Хуже всего то, что действия различных структур
государственной власти не взаимосвязаны, не скоординированы:
нормативные акты, положения, принимаемые ими, зачастую
противоречат один другому и сводят на нет все лучшие
начинания.
- Функциями управления СЭЗ наделялись местные региональные
органы, в частности, в Донецкой области это была областная
Администрация. Для преодоления действия бюрократической
машины и более эффективного функционирования СЭЗ необходимо
создать специальный орган (наиболее приемлемой организационно-правовой
формой его может выступить АО), способный квалифицировано
и оперативно координировать и контролировать деятельность
хозяйствующих субъектов в пределах зоны. Такой орган быстрее
бы реагировал на изменения в окружающей среде.
- Успешная организация и развитие СЭЗ невозможны без
принятия соответствующей системы законов и нормативных
актов. Как известно, украинское законодательство, регулирующее
все процессы жизнедеятельности, несовершенно.
           Переходя к вопросу
об инвестициях можно сказать, что в силу объективных
причин возможности нашей страны по мобилизации внутренних
источников инвестирования, особенно прямого производственного,
резко ограничены, поэтому многие говорят о создании благоприятного
климата для иностранных инвесторов. Также говорится о
необходимости направлять эти инвестиции в отрасли легкой
и пищевой промышленности, чья продукция пользуется
устойчивым спросом не только на внутреннем рынке Украины,
но и в ряде стран СНГ, а оборот капитала происходит достаточно
быстро. С этим можно поспорить, т.к. и без участия иностранного
капитала предприятия этих отраслей могут функционировать
достаточно прибыльно. Единственной же проблемой является
бюрократический аппарат и издаваемые им нормативные акты,
которые душат на корню любые начинания. Пока не стабилизируется
политическая обстановка в стране, когда сегодня принимается
решение, а завтра его отменяют, ни один крупный инвестор
не захочет вкладывать свои деньги в нашу экономику. В
качестве же инвесторов сегодня, как правило, выступают
либо фирмы-аутсайдеры, не выдержавшие конкуренции в своих
странах, либо мелкие фирмы с ограниченными финансовыми
возможностями, либо те, что заняты отмыванием «грязных
денег», поэтому рассчитывать на их честность по отношению
к Украине не приходится. Они, в основном, гонятся за
быстрой наживой, выкачивая все что только можно из подвластного
им предприятия, не заботясь о будущем. Расчитывать
можно только на свои силы.
           При нынешнем положении
вещей о крупных внутренних инвестициях, как было уже
сказано вначале, не может быть и речи. Значит, необходимо
изыскивать другие способы решения проблемы инвестиций,
например, создание предпринимательских зон (создавались
в США в депрессивных районах для поддержки малого и
среднего бизнеса). Эти зоны очень похожи на зоны приоритетного
развития, функционирующих у нас, но основное отличие
заключается в том, что для получения льгот у нас необходимо
вложить предприятию 1 млн.$ собственных средств. На это
способны не все крупные предприятия, что ограничивает
круг льготников только небольшим количеством крупных
предприятий. Ставку же необходимо делать именно на мелком
и среднем бизнесе, т.к. именно он, при постоянно изменяющихся
условиях, способен быстро на них реагировать.