Шубина Н.В. Результаты деятельности СЭЗ на территории Украины/
Тезисы докладов VI Всеукраинской научно-практической студенческой конференции: "Украина в мировой экономике: состояние, проблемы и перспективы.",
Д: ДЭГИ, 2001г., с.33
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
           Десять лет назад
Украина стала независимым государством. За эти годы произошли
огромные изменения как в политической, так и в экономической
жизни общества страны, обусловленные стремлением Украины
стать развитым демократическим государством.
           Стабилизация и
развитие украинской экономики в значительной степени
зависят от эффективности инвестиционной деятельности,
которая является самой важной составляющей рыночной экономики.
Согласно оценке специалистов Европейского центра исследований
предпринимательский риск инвестиций в Украину составляет
80%. В связи с этим и из-за ряда других факторов объем
инвестиций снизился до критической отметки. Вывод западных
инвесторов однозначен - отказ практически от всех инвестиций.
Вместе с тем развитие производства - единственно верный
путь к выходу страны из затянувшегося кризиса, поэтому
необходимы были решения, которые в короткий срок помогли
бы решить эту проблему.
           Международный опыт
подтверждает, что одним из эффективных путей стабилизации
экономической ситуации может быть создание на территории
государства зон со специальным режимом инвестирования
(СЭЗ). В СЭЗ снижается риск инвестиций, благодаря
установлению в ней льготного режима налогообложения, в
результате чего они быстрее окупаются.
           Сейчас в Украине
создано 11 СЭЗ и в 9 областях функционируют территории
приоритетного развития (ТПР). Потенциал большей части
СЭЗ и ТПР еще не задействован. Из $1,3млрд., которые
должны поступить по утвержденным инвестпроектам,
реальные финансовые вливания едва-едва достигли $305,2 млн.,
или 23% от сметной стоимости утвержденных проектов.
           Наиболее активно
работают: донецкие ТПР, СЭЗ «Яворов» и «Курортополис Трускавец»
Львовской области, а также спецрежим в Закарпатье.
           В Донецкой области
на сегодняшний день насчитывается: 2 СЭЗ: «Донецк» и «Азов»,
22 ТПР в населенных пунктах городского типа и 5 ТПР в
сельских районах. Согласно статистике на данный момент
для реализации в специальном режиме утверждены 106 инвестпроектов
общей стоимостью 3,9 млрд. грн. Правда, две трети привлеченных
капиталов планируется вложить в металлургию, угольную,
химическую промышленность, т.е. отрасли, которые дополнительно
увеличат индустриальную, экологическую нагрузку на регион,
в то же время создавая минимум рабочих мест. Но ведь этого
и следовало ожидать, т.к. инвестиции, в первую очередь,
пойдут на уже существующие предприятия.
           По словам секретаря
Совета по СЭЗ В.Письмака на 265 млн.долл. предоставленных
льгот в бюджет к началу ноября поступило 202 млн.долл,
поступивших в результате работы предприятий, находящихся
на ТПР.
           Обобщая опыт создания
СЭЗ в Украине можно сделать вывод, что были преувеличены
возможности зон: во-первых, от них ожидалось слишком
многое за очень короткий промежуток времени, хотя общеизвестно,
что только через 5 лет после создания СЭЗ можно ожидать
позитивных результатов. Срок же деятельности украинских
зон в среднем составляет 2 года.
           Во-вторых, чтобы
создать зону приоритетного развития, государство сначала
само должно вложить в нее деньги: обеспечить инфраструктуру,
рекламную раскрутку и проч. По подсчетам западных экономистов,
чтобы СЭЗ оправдала свое существование, государство должно
израсходовать по меньшей мере $400 в расчете на каждое
рабочее место. У нас же зоны создавались на голом месте
(за исключением СЭЗ «Сиваш»).
           В-третьих, СЭЗ не
становятся привлекательнее для инвесторов при постоянном
изменении законодательных актов, регулирующих деятельность
в зоне, и регулярном поднятии вопроса о закрытии отдельных
СЭЗ. И это еще не все. Деятельность субъектов СЭЗ
отрегулирована так, что практически все необходимо делать
с разрешения местной власти. К чему это приводит,
показывает ялтинский пример. По закону, каждый бизнес-проект
должен быть завизирован местными властями. Те в свою
очередь, заставляют инвесторов (независимо от того, есть
ли у них свой проект, или нет) заказывать бизнес-план в
местном научно-исследовательском институте.
           Практика показала,
что самым лучшим для Украины, не имеющей средств для
обеспечения нормальных условий функционирования СЭЗ,
является создание ТПР. Их создание требует минимальных
затрат, т.к. нет надобности в проведении рекламы, создании
инфраструктуры и т.п. Предприятиям не требуется строить
нового завода (что предусматривает СЭЗ), им необходимо
только найти инвестора и запустить обновленное производство,
что сокращает срок окупаемости инвестиций и снижает риск
потери вложенного капитала.