Термин “дивиденд” часто используется, поскольку обозначает часть доходов компании (акционерного общества), не зависящую от каких-либо посторонних обстоятельств, которая приходится на одного человека, владеющего акцией, представляющей его участие в капитале. Общее собрание акционеров определяет объем дивиденда после утверждения итоговых показателей работы предприятия и регистрации наличия сумм, которые возможно использовать для распределения. Принципиальной основой является тот факт, что дивиденд — результат дохода, распределяемого по доле каждой акции в капитале компании. Акция таким образом, оплачивается в соответствии с той долей, которую она представляет в капитале, а акционер, после принятия решения собранием о распределении, рассматривается, как кредитор, на сумму дивиденда, временно, до реального распределения дивидендов, относимую на краткосрочную задолженность предприятия. Дивиденд, в конечном счете, является доходом, в котором отражаются результаты управления предприятием и его политики распределения.
Политика выплаты дивидендов является покупательной политикой, поскольку показывает, насколько можно доверять денежные средства этой компании (акционерному обществу). Если дивиденды выплачиваются стабильно и примерно на одном уровне — это свидетельствует о стабильности компании и о том, что ведется правильная политика в области формирования доходов капитала фирмы. Стабильные результаты работы располагают к доверию и привлекают инвесторов. С другой стороны, рынок всегда отрицательно реагирует на нестабильные выплаты. Компании, которые, желая привлечь инвесторов, начинают проводить осторожную политику, основанную на определенных гарантиях, что в значительной степени работает на пользу таких компаний, усиливает свои позиции на фондовом рынке. В то же время, когда нестабильно выплачиваются дивиденды, а шумные рекламные кампании обещают “золотые горы”, высокие проценты за счет эффективно вложенных средств в перспективные производства, все меньше желающих обращают внимание на подобные заверения акционерных обществ, т. к. опасаются, что слова расходятся с делами. Следовательно, дивидендная политика — это тактика компании (акционерного общества) на рынке, которая зависит от ряда факторов, хорошо известных тем, кто занимается этой проблемой, но мало известных для тех, кто отдален от нее.
В свое время Центр приватизации подготовил ряд материалов, связанных с проблемой рынка ценных бумаг, в частности, очень удачно была разработана таблица, в которой собраны воедино факторы, влияющие на формирование дивидендной политики. Факторы дивидендной политики:
Договорные ограничения - ограничения по дивидендной политике, включенные в учредительные документы компании Налоговая политика порядок налогообложения дивидендов, налоговые льготы по реинвестированным доходам. Соотношение между налогом на дивиденды и налогом на прирост капитала.
“Эффект клиентуры”- предпочтение различными группами инвесторов акций с различным уровнем дивидендов (в зависимости от уровня дохода инвестора и его налогообложения).
Инвестиционные возможности имеющиеся у компании- возможности для АО осуществления капитальных вложений в прибыльные проекты, определяющие потребность компании в финансовых ресурсах.
Возможности и расходы по привлечению источников финансирования - возможности компании привлечь внешние источники финансирования при недостатке инвестиций внутренних источников, а также стоимость этих источников, приводящая к изменению структуры и стоимости капитала компании.
Уровень ставки дохода на оплаченный капитал - уровень выплачиваемых дивидендов должен быть достаточен для сохранения привлекательности акций компании по сравнению с альтернативными объектами инвестиций.
Фактор риска при оценке различных форм выплаты дивидендов - риск по денежным выплатам дивидендов ниже риска по выплатам акциями и нераспределенным прибылям (концепция “синицы в руке”).Каждый из указанных факторов важен и для измерения их влияния на результат применяют коэффициенты, которые варьируют в определенных интервалах в зависимости от времени года, ситуации на фондовом рынке (соотношения спроса и предложения), а также от информированности участников. Именно от информации, ее роли в функционировании рынка ценных бумаг и, в частности, от динамики рыночных цен на ценные бумаги во многом зависит как результат финансово-хозяйственной деятельности субъектов рынка, так и активность участников фондового рынка.
В связи с этим все чаще поднимается проблема “эффективного рынка”. Сущность этого понятия отражает скорость изменения цен в связи с появлением какой-либо новой информации о ценных бумагах, котирующихся или выставленных на торги. По мнению зарубежных ученых только три фондовые биржи (Нью-йоркская, Лондонская и Токийская) считаются эффективными. Европейские рынки менее эффективны, а развивающихся стран – неэффективны. К сожалению наш рынок ценных бумаг неэффективен, а это значит, что рынок находится в слабой форме эффективности и текущие цены отражают всю информацию о постепенных изменениях цен, которые наблюдались на рынке в прошлом. Поэтому на таком рынке нельзя получить никаких дополнительных доходов, поскольку для анализа имеется только один вид информации – движение цен, которое происходило с данными ценными бумагами раньше.
Для владельцев ценных бумаг вероятность оказаться в неприятной ситуации снижается, если они обладают всей необходимой информацией, а именно: какова цена была вчера или неделю назад, сколько продано данного вида ценных бумаг в течении определенного периода времени; каков предусмотрен дивиденд на акцию, выплачивается он или нет; размер дохода в виде процентов на вложенный капитал (дивиденд) за прошлый период; зависимость цены акции от доходов, получаемых компанией, что позволяет определить относительную ценность акций (не по цене акций, а по доходу, приносимому компанией); объем продаж акций за определенный период времени и т. д. Наличие такой и более широкой информации позволяет каждому участнику торгов на фондовом рынке чувствовать себя относительно уверенно и в соответствии со своей выработанной стратегией поведения на фондовом рынке проводить дивидендную политику.
Говоря
о дивидендной политике и ее факторах, нельзя забывать о том, что
компания, выпускающая акции и распространяющая их, не берет на себя никаких
безусловных обязательств производить регулярные выплаты держателям ее акций.
Поскольку владельцы акций являются совладельцами капитала и, как таковые,
добровольно берут на себя все риски, связанные с возможностью убытков или
разорения капитала. Однако, этот момент почему-то забывают упомянуть при
привлечении средств инвесторов. А ведь именно в этом заложены колебания
дивиденда, ибо он зависит от результатов деятельности акционерного общества в
тот или иной период. Поэтому очень важно до того, как вкладывать денежные
средства в ценные бумаги, просчитать эффективность (целесообразность) вложения в
данные ценные бумаги, что позволит инвестору оценить линию собственного
поведения на фондовом рынке. С этой целью обычно используют следующую формулу:
Говоря о дивидендной политике, под которой мы понимаем совокупность используемых акционерным обществом принципов и методов выплаты дивидендов в соответствии с его экономическими целями в определенный период, подразумевается пять основных методов проведения дивидендной политики:
Влияет ли
дивидендная политика на цену акций предприятий, производящих
эмиссию? Да, и довольно непосредственно; такая закономерность очевидна из
следующей формулы:
где: Ца — цена акции;
d — величина дивидендов;
d — темп
прироста дивидендов;
D — ставка дохода, который должна иметь фирма, чтобы
окупить свои инвестиции, т. е. ставка дисконта.
Любое изменение дивидендной политики влияет на
отношение инвесторов к фирме, и это отражается на цене акций фирмы.
Итак,
несколько основных выводов. Дивиденды важны потому, что они сигнализируют
акционерам и инвесторам о способности фирмы получать доход. Дивиденды служат
основой определения цены акций и являются важнейшим компонентом определения
эффективности вложений в ценные бумаги.
Лучшая дивидендная политика та, которая привлекает инвесторов и
максимально увеличивает цену акций фирмы. Когда стабильно выплачиваются
дивиденды, тогда появляется взаимодействие в работе с инвесторами и все вместе
дает положительный результат.
С другой
стороны, дивидендная политика должна быть достаточно
консервативной, чтобы свести к минимуму неопределенность будущих выплат.
Компании, доходы которых периодически изменяются, должны регулярно
платить низкие дивиденды, поступательно растущие, и тем самым демонстрировать
общественному мнению свое последовательное развитие или имитировать его.
В практике дивидендной политики
используются различные формы выплаты дивидендов, но основных известно только
три: денежная, неденежная и смешанная.
Дивиденды, выплаченные акциями, т.
е. дивиденды в виде дополнительных акций, могут быть выплачены вместо “денежных”
дивидендов тогда, когда фирме требуются дополнительные средства для инвестиций и
руководство не желает изымать средства из оборота для выплаты дивидендов.
Дробление акций похоже на выплату дивидендов акциями, но оно связано с выпуском
большего количества акций. Когда фирма заявляет, что она дробит свои акции в
состоянии 2:1, то это значит, что инвестор, у которого есть 20 акций этой же
фирмы, получит дополнительно еще 20. При этом номинал акций пропорционально
уменьшается вдвое.
Две вышеназванные формы “неденежных” дивидендов не нарушают
прав акционеров, но позволяют фирме удерживать средства в обороте. Такая картина
имеет преимущественно психологический эффект для инвесторов и акционеров, хотя с
ухудшением материального положения трудящихся такие формы постепенно начинают
вызывать недовольство в коллективах. Каждая компания по-своему ограничивает
выплату дивидендов. Поскольку в украинском законодательстве не предусматриваются
специальные юридические ограничения, остановимся на финансовых и возможных
договорных ограничениях. Финансовые ограничения вызваны потребностью
поддерживать активное финансовое состояние эмитентов, избежать высокой стоимости
финансирования и исключить случайность неплатежеспособности. Тот факт, что фирма
имеет высокие доходы, не обязательно говорит о том, что у нее есть деньги для
выплаты высоких дивидендов своим акционерам. Фирма всегда учитывает инвестиции,
которые необходимы для достижения определенного уровня доходов. При этом,
молодым компаниям требуются значительные средства для развития и становления в
нынешних условиях, и поэтому на выплату дивидендов направляется незначительная
сумма прибыли.
Исходя из всего сказанного, каждому следует делать вывод о том, какие акции покупать, анализируя при этом условия выплаты дивидендов. Сделанный правильный выбор о том, в какие ценные бумаги вкладывать денежные средства, чтобы получить стабильный рост капитала, позволит каждому акционеру приумножить свой доход.