ЕВРАЗИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы IV Международной конференции по дистанционному образованию

ВВЕДЕНИЕ В ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

А. А. АНДРЕЕВ


В брошюре рассматриваются вопросы теории и практики дистанционного обучения (ДО), которое является синтетической, интегральной и гуманистической формой образования и призвано решить значительную часть проблем, встающих перед российской национальной системой образования в современных социально-экономических условиях.

Приведены исторические аспекты становления и развития ДО в отечественных и зарубежных системах образования, уточняется и раскрывается сущность понятия ДО. Проведен анализ различных форм и вариантов практической организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях, рассматриваются элементы дидактического обеспечения ДО.

Материал публикуется в порядке обсуждения и адресуется, в первую очередь, научно-педагогической общественности и руководителям образовательных учреждений, оторые занимаются вопросами разработки и внедрения систем и технологий ДО, а также всем тем, кому небезразличны проблемы образования.


Оглавление


Введение
Раздел 1. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования
   1.1 Становление и современное состояние дистанционного обучения
   1.2 Организация и проведение дистанционного обучения
Раздел 2. Педагогическая характеристика дистанционного обучения
   2.1 Понятие дистанционного обучения
   2.2 Элементы дидактического обеспечения технологий дистанционного обучения
Литература

Введение

Современная социально- экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, ы соответствующие органы в Министерстве Общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, принята Концепция создания и развития Системы ДО РФ и проведен ряд других мероприятий.

Автор занимается проблемами информатизации образовательного процесса и, в частности, дистанционного обучения более десяти лет. Работа в этом направлении стала возможной благодаря базовому образованию в области систем связи, управления и информатики.

Как член Президиума совета по информатизации военного образования в Управлении военного образования Министерства обороны РФ, автор участвует в реализации идей ДО в системе высшей военной школы.

Для того, чтобы на себе лично прочувствовать нюансы практического ДО, а также опробовать теоретические положения элементов разработанной в докторской диссертации методике ДО, автор поступил и обучается в Европейской школе дистанционного (корреспондентского) обучения (ЕШКО), преподает с использованием технологий ДО в Международном институте экономики и права дисциплину “Информационные технологии в экономике”. Данная брошюра есть попытка проанализировать развитие теории и практики ДО и вынести результаты их осмысления на широкое обсуждение научно- педагогической общественности.

Брошюра состоит из двух разделов.

В первом разделе дается анализ становления и развития ДО в мире и в России. Особое внимание уделяется рассмотрению проблем отечественного и зарубежного образования, использующего технологии ДО. Приводится описание примеров организации ДО в типичных образовательных учреждениях, которые соответствуют предложенной классификации.

Во втором разделе сформулировано определение ДО, как синтетической, гуманистической, интегральной формы обучения к которой в своем развитии на базе новых информационных технологий стремятся другие формы образования. Значительное место уделяется изложению элементов дидактического обеспечения ДО, включающего в себя описание методов, средств и форм проведения занятий с использованием технологий ДО.

Автор далек от мысли, что этот скромный труд, посвященный вопросам теории и практики ДО, совершенен и закончен, и он готов воспринять все конструктивные замечания и предложения в свой адрес.

Раздел 1. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования

1.1 Становление и современное состояние дистанционного обучения

В разделе собраны и обобщены данные о динамике становления и развития, числе, характерных чертах образовательных учреждений в России и за рубежом, которые проводят ДО. Отмечена тенденция перехода к нетрадиционным формам обучения, как в национальных, так и в корпоративных системах образования.

В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям [73]. Динамика распространения ДО показана на рис. 1.1.1. Интенсивный рост числа вузов с ДО продолжается и сегодня.

Рис. 1.1.1 Динамика роста количества образовательных учреждений, использующих ДО.

Анализ многочисленных источников и обработка данных отдела статистики Министерства общего и профессионального образования РФ, позволили выстроить диаграмму (рис.1.1.2), на которой приведено географическое распределение образовательных учреждений, предлагающих ДО в той /I>

Многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики ДО подтверждает в целом актуальность и новизну направлений исследований, приближает нас к пониманию сущности дистанционного обучения, которое является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях

Прежде, чем высказать свое понимание этого явления, приведем наиболее известные трактовки ДО, но, предварительно напомним содержание понятия образование и обучение, ввиду их частой некорректной трактовке. Согласно [66] обучение - это целеустремленный, систематический. организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование- это результат обучения, воспитания и развития личности.

В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение . Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.  Известны и другие трактовки понятия ДО, приведенные в [ 19 ].   Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Представляет интерес определение наших коллег из Ассоциации ДО США, которое дословно переводится как приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения но расстоянии.

Все приведенные выше определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены ( проживают в одном городе, районе ), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).

Поэтому, предлагаемое ниже определение в большей степени учитывает, на наш взгляд, характерные черты и варианты организации ДО.

ДО - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Последнее утверждение дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.

Вообще говоря, идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения как заочное и экстернат. Ростки и зерна технологий ДО присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в "Законе об образовании". Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.

Приведем качественные рассуждения, показывающие, что ДО может рассматриваться как форма обучения XXI века, к которой при развитии и модернизации будут стремиться все известные в настоящее время формы обучения.

Традиционное очное образование несет в себе много элементов, общих с ДО. Применение компьютеров и телекоммуникаций трансформируют традиционные виды занятий, а введение модульного построения и гибкого графика изучения дисциплин, другие мероприятия позволяют получить модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Она будет приближена к модели некоторого идеального ДО.

Рассмотрим заочное обучение. Оно характеризуется достаточно жестким регламентом: установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационною- зачетные сессии. Жесткий набор дисциплин для изучения, ограниченное использование средств новых информационных технологий ( СНИТ ), особенно в межсессионный период, малое контактное время и др. Представим, что мы модернизируем ЗО, введя гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом. Сдать экзамен по курсу можно в тот момент, когда студент считает себя подготовленным. В межсессионный период расширен контакт с преподавателем за счет использования СНИТ ( электронная почта, аудио и видеоконференции и т. д.). В результате мы получили некую новую форму, по своим свойствам близкую к процедурам ДО. Как видно, применение СНИТ изменяет существующие формы обучения, которые асимптотически стремятся в своем развитии к ДО ХХI века. К этой мысли косвенно склоняются также некоторые эксперты, называя ДО формой обучения ХХI века. Для того, чтобы наглядно представить место ДО среди других форм обучения, можно визуализировать их на трехмерном графике, по осям которого отложены базовые характеристики форм обучения: стоимость, качество и открытость(доступность).

Рис. 2.1.2 Соотношение форм обучения в координатах X - качество, Z - открытость, Y-стоимость.

Приведенная диаграмма построена на основании экспертного опроса, проведенного автором среди специалистов, занимающихся проблемами ДО. На рисунке столбики слева направо означают ЭО, ЗО, ДО, ОО соответственно. Видно, что наилучшим по качеству, но самым затратным является, по мнению экспертов, очное образование, а наиболее доступным- ДО.

На основе проведенных исследовании можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО:

- новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

- ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и ОУ других типов;

- повышение количества желающих получить образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки увольняемых в запас военнослужащих, специалистов ВПК и других лиц;

- появление и развитие качественно новых средств ИТ и ярко выраженный процесс информатизации;

- усиление международной интеграции др.

Рассмотрим основные принципы проектирования системы дистанционного обучения (СДО).

Под принципами мы понимаем определенную систему исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в СДО, которая и должна формироваться с учетом этих требований.

В большинстве своем они известны и присутствуют в традиционной системе обучения. Они подробно изложены в трудах А.В. Барабанщикова, С.И. Зиновьева, Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова и др. Среди них можно выделить такие, как: принцип сознательности, активности, наглядности обучения, доступности обучения, принцип обучения на высоком уровне трудностей, научности, принцип коллективизма и индивидуального подхода, принцип проблемности, единства образовательной и воспитательной системы, развивающей функций обучения, стимулирование и мотивации положительного отношения к учению и др. [76].

Проведенные исследования позволили сформулировать специфичные принципы, присущие СДО. Предлагаемые нами формулировки не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

1. Принцип гуманистичности обучения. Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО [75]. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной [48].

3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

4. Принцип выбора содержания образования. Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ.

5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передаче и использовании.

6. Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного начального набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

7. Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарные и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний.

В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели [65 ]. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и др.

8. Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования. Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.   Анализ процесса ДО позволил выявить ряд его особенностей.

1. Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

2. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

7. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

8. Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя(в СДО- тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощь почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

9. Обучающийся. Точнее новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО - слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

10. НИТ (Новые информационные технологии). В СДО используются преимущественно НИТ ( компьютеры, аудио-видео-техника, системы и средства телекоммуникаций и др. ).

Таким образом:

2.2 Элементы дидактического обеспечения технологий дистанционного обучения

В разделе уточняется понятие методики преподавания применительно к ДО, а также место и роль в педагогической системе ДО традиционных и специально для ДО созданных дидактических средств и форм обучения. Ввиду важности вопроса выделены средства обучения, целесообразные к использованию в ДО, среди которых печатные, электронные, компьютерные, аудио-видео учебные материалы. Особое внимание уделяется вопросам создания средств ДО в виде печатных учебных пособий для ДО и компьютерных обучающих систем.

Преподавание, как и любой род творческой деятельности, представляет единство объективного и субъективного. В традиционном учебном процессе к объективной стороне относится содержание данной науки на современном этапе, а также исторически сложившиеся принципы и методы преподавания. Субъективная сторона включает в себя степень овладения преподавателем содержания данной науки и смежных отраслей знаний, уровень их методической подготовки. Для ДО все находится в становлении и развитии. Роль методики ДО в данном случае неизмеримо возрастает и в конечном итоге она должна обеспечивать соответствие субъективного момента в преподавании его объективному содержанию. Если рассматривать структуру понятия методика, то при технократическом толковании она совпадает с понятием технологии обучения и включает в себя методы, средства и организационные формы обучения (виды занятий) [22].

Под методом обучения автор понимает как дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. И.Я. Лернер показал, что существует пять обще дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся [49,75, 76].

На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала обще дидактические методы обучения в системе ДО реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Можно полагать, что и в системе ДО при использовании средств ИТ, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении, или слушателем (при учении), он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше обще дидактических методов обучения. Анализ показал, что при ДО в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.

В средствах ДО сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и учения. При ДО в руках преподавателя и обучающегося средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), - систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач. В традиционном учебном процессе к ним относятся слайд, запись на доске, плакат, кинофильм, видеофильм, учебник, другие средства и, наконец, - слово преподавателя. При ДО средства обучения могут представлять собой:

1. Печатные издания (твердые копии на бумажных носителях учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2. Электронные издания ;

3. Компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения;

4. Аудио-видео учебные материалы;

5. Компьютерные сети.

Печатные издания (традиционные учебники, учебно-методические пособия и другие широко используются в системах ДО. Даже в зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий достаточно велика. Кроме того, надо учитывать, что менталитет и техническое оснащение российских студентов таковы, что если перед ним положить учебный материал, исполненный в виде книги, компьютерной дискеты и видеокассеты, то он наверняка протянет в первую очередь руку к книге, в то время, как зарубежный студент - к видеокассете.

Как показывает опыт, при разработке дидактических печатных материалов для ДО, этих своеобразных "самоучителей", необходимо руководствоваться следующим:

Автором изучено более десятка реальных печатных учебных пособий, используемых при ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике. Каждое из них имеет определенное своеобразие. Например, в начале каждого пособия, издаваемого в Московском государственном социальном университете, помещается текст самовнушения (настроя), прочтение которого несколько раз перед началом занятия, как установлено, помогает лучше воспринимать учебный материал. С нашей точки зрения можно только приветствовать введение элементов суггестивной педагогики в дидактическое оснащение ДО. Во многих пособиях, особенно зарубежных, в начале разделов приводятся ключевые слова, а в конце приводятся толкования новых часто используемых терминов.

Следует обратить внимание на учебно-практические пособия, издаваемые для ДО в МЭСИ. Их характеризует цельность и четкое структурирование, краткость и наглядность. Пособия содержат графический и табличный материал. На каждой странице предусмотрено место для собственных замечаний студента в процессе изучения любого раздела. Тренировочные и контрольные задания также включены в пособие. Они позволяют контролировать степень усвоения знаний, переводят их в практический план. Все это облегчает изучение, способствует прочному закреплению изученного.

Полагаем, что разработчикам печатных учебных пособий для ДО будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них : - распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Электронные издания представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов но обладают рядом положительных свойств, отличных от них. Это: компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможность оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера, оно легко превращается в твердую копию. В учебном процессе ДО электронное издание особенно удобно при использовании предложенных автором так называемых “электронных книг”, изготовляемых на базе портативных персональных компьютеров [3].

Компьютерные обучающие системы  заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного узаконенного названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе- обучающие программы и др. Мы полагаем, что предпочтительнее придерживаться названия программное средство учебного назначения (ПСУН), которое целесообразно применить в системе ДО (при соответствующем техническом оснащении рабочего места обучающегося ).

Программным средством учебного назначения называется средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [33]. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.

ПСУН позволяют: - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; - осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; - осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; - высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; - визуализировать учебную информацию; - моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; - проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; - формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; - развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); - усилить мотивацию обучения ( например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); - формировать культуру познавательной деятельности и др.

ПСУН на современном этапе включают: электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

В настоящее время при ДО могут найти применение электронные учебники, как наиболее полно отвечающим требования эффективного проведения учебных занятий. Электронный ( компьютеризированный ) учебник является компьютерным приложением бумажного учебника [75]. Электронный учебник может использоваться для обучения, самопроверки и контроля знаний. Он может использоваться как экзаменатор на выпускных и вступительных экзаменах, для проверки знаний на текущих занятиях с ЭВМ, как тренажер для самостоятельных занятий на ЭВМ. Электронный учебник содержит систему тестов и учебных материалов по курсу. Ярким примером данного класса ПСУН служит электронный учебник В.А. Каймина по курсу “ Информатика ” ( Московский государственный авиационный технический университет ).

Расширенная концепция электронного учебника предложена А.А. Чертополохом ( Военный университет) на основании, которой создан учебник по курсу “ Теория социальной информации “. По мнению автора,  "Электронный учебник" - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое и информационно- справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно- справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям- объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие основные задачи: - получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем; - индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал; - наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.); - осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; - получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе; - распечатывать образцы планов проведения и методические разработки по всем темам и видам занятий; - размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами; - иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а так же учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства Обороны РФ; - получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики); - узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности и другие сведения.

Таким образом, “электронный учебник” позволяет значительно повысить, по сравнению с традиционными формами, методами и средствами учебно-методического обеспечения, технологичность преподавания и освоения новых военно-профессиональных знаний, и в концептуальном плане может быть рекомендован для системы ДО.

В настоящее время возможны четыре пути создания ПСУН с помощью:

  Выбор пути зависит от: материально-технической базы учреждения, реализующего ДО ; финансовых возможностей ;уровня компьютерной подготовки преподавательского состава.

При создании ПСУН целесообразно выполнить 5 этапов, которые дают возможность получить сертификат на продукт: 1 - этап разработки; 2 - этап подготовки программно-методической документации; 3 - этап испытания и корректировки; 4 - этап опытной эксплуатации; 5 - этап сопровождения [33]. В методическом плане представляет интерес первый этап. Процесс реализации этого этапа представляет собой KNOW-HOW всего процесса создания ПСУН, поскольку содержит элементы творчества и носит отпечаток личностного подхода преподавателя к переносу традиционной методики преподавания в систему ДО. Этап разработки состоит из процедур формализации учебного материала, разработки сценария и его реализации. После него можно приступить к созданию ПСУН либо путем прямого программирования, либо с помощью инструментальных средств.

Как показывает опыт, предпочтение необходимо отдать использованию инструментальных средств , но для этого необходимо их иметь и, кроме того обучить преподавателей пользоваться ими. Стоимость отечественных инструментальных средств, например, для создания мультимедийных ПСУН достигает $500, а обучение преподавателей лучше проводить на специальных курсах, что также требует затрат времени и денег. Поэтому, в настоящее время образовательным учреждениям, не имеющим опыт и соответствующего программно-аппаратного оборудования для создания ПСУН, целесообразно заказывать их в специализированных организациях, таких как, например, КУДИЦ (Компьютерный Учебно-Демонстрационный и Информационно-издательский центр), или использовать готовые ПСУН с возможной последующей адаптацией.

В последнее время начинают активно внедрятся практику ДО обучающие программы на CD-ROM. Разработка обучающих программ по учебным дисциплинам в среде мультимедиа (мультимедиа-курсов) является длительным и дорогостоящим процессом. Многие проблемы разработки мультимедиа - курсов снимает авторская программная система Statpro Multimedia, разработанная в МЭСИ [74].

Таким образом, разработку даже традиционных ПСУН (не говоря о специально предназначенных для ДО), удовлетворяющих современным требованиям, целесообразно вести с помощью инструментальных средств (оболочек) с участием коллектива исполнителей: педагога- предметника, психолога, методиста по конструированию, художника по дизайну и эргономике и других специалистов. Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Хотя с позиции технических возможностей это вчерашний день, но российская действительность еще несколько лет не позволит широкому кругу обучающихся использовать лазерные компакт-диски в целях образования. Впрочем, не надо забывать и такие средства как диафильмы, слайды, поливиниловые звуковые диски, так как в образовательных учреждениях сохранилось много аппаратуры и учебного материала для представления учебной информации с этих носителей.

Как показал опыт использования учебных аудиоматериалов, записанных на магнитных носителях, то они используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующих графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено.

В видео форме могут быть представлены лекции, инструктивные занятия. На видеокассетах разрабатывается также иллюстративный материал к печатным изданиям, к учебным ситуационным задачам.

Можно рекомендовать следующие пути разработки и создания аудио и видеоматериалов:

  Первый путь весьма трудоемкий, даже если в образовательном учреждении имеется необходимая аппаратура. Запись традиционной лекции требует, кроме хорошо подготовленного лектора, - режиссера, оператора, художника, сценариста и вспомогательного персонала. Во много раз усложняется задача при создании учебных видеофильмов. Опыт автора по созданию видеофильма по курсу "Основы устройств и применения вычислительной техники" на базе телецентра Военного университета и мнения экспертов позволяют рекомендовать заказывать изготовление видео продукции в специализированных организациях. Так, запись лекции на 1 час может обойтись в среднем около $200-300.

Компьютерные сети- это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей (КС) является инструментом для использования информации, хранящейся в ней. Не будет преувеличением сказать, что КС, в частности ИНТЕРНЕТ, является идеальным интегральным средством, включающим все предыдущие типы средств. Эта сеть является достаточным средством обучения, как для традиционного учебного процесса, так и для ДО (конечно при наличии доступа и умелого использования ).

Средства НИТ представляют столь необычные возможности для повышения эффективности учебного процесса при работе в заочном ( неконтактном ) периоде, что можно говорить о появлении новых нерегламентированных нетрадиционных форм учебных занятий, например, кооперативное обучение (метод проектов, метод учебных фирм ). Однако, на современном этапе в своем большинстве можно говорить о регламентированных формах с приставкой “электронные”, т.е. электронный семинар, электронная лекция, что не меняет процессуальную форму проведения занятий. Необходимо отметить, что КС позволяют реализовать эти формы обучения в дистанционном виде. Это подтверждают опытно-экспериментальные исследования, проведенные автором совместно с кафедрой педагогики Военного университета. Они подтвердили, например, возможность использования КС в режиме электронной почты и электронной конференции для проведения традиционных семинаров.

Однако, использование такого средства обучения как КС предъявляет к участникам образовательного процесса специальные требования в области знаний компьютерной телекоммуникационной технологии. Они должны как пользователи в идеале уметь: войти в сеть; составить и отправить по сети текстовое сообщение; структурировать полученное сообщение в специальные директории; пользоваться удаленными базами данных; входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать имеющуюся, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию; входить в INTERNET и пользоваться сетевыми услугами [44].

Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но они позволяют участникам образовательного процесса чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и эффективно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей.

Использование КС позволяет возродить такую форму проведения занятий как “метод проектов”, который в экспериментальном порядке внедряется в российских школах, имеющих соответствующее телекоммуникационное оборудование [38,44]. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. Он основывается на теоретической концепции прагматичной педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания". Возникнув в США во второй половине 19 века, метод широко использовался в России в 20-30-х годах. В настоящее время дидактические возможности КС позволили возродить это направление, которое позволяет реализовать исследовательский метод обучения [22]. По нашему мнению используемый в МЭСИ метод учебных фирм является дальнейшим развитием этого направления.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и тщательной организационной и компьютерной подготовки преподавателей и обучающихся, а также больших временных затрат при их реализации, что, по нашему мнению, ограничивает возможность применения метода на первоначальном этапе внедрения ДО.

При проведении дистанционного обучения получили распространение так называемые "методы активного обучения". К ним относятся различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий. Эти методы способствуют формированию положительных качеств обучающихся: - способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; - умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу; - умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия; - умение анализировать и оценивать свои действия и пр.

Известными в традиционном обучении методами, которые могут успешно использоваться и в ДО, являются: занятие " Анализ конкретной ситуации ", тематические занятия ( "Деловая поездка ", " Выездной  семинар " ), занятие "Круглый стол ".

Методы активного обучения могут использоваться в очный и заочный периоды обучения, причем в последнем случае они реализуются при применении КС, аудио- видео и компьютерных средств. Особенно эффективным оказывается применение сети Интернет.

Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого научно-учебная материальная база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы или вида занятий. Организационно-методические разработки включают в себя теоретические предпосылки а также нормативные документы, где описаны общие положения и особенности технологии обучения. Именно здесь должна отразится специфика подготовки с использованием технологий ДО.

Реальная практика ДО показывает, что значительную часть времени в процессе ДО занимает заочный (неконтактный, дистанционный) период, во время которого обучающийся занимается самостоятельно. Рабочие места обучающихся, где происходит процесс ДО, в зависимости от финансовых и материальных возможностей можно разбить на три класса: 0 - на рабочем месте отсутствуют средства новых информационных технологий; I - имеется в наличии магнитофон и (или) видеомагнитофон; II - имеется компьютер с возможностью выхода в компьютерные сети.

В неконтактный период для информационного обмена, в частности, консультации преподавателя и обучающегося могут использоваться телефон, факс или КС в режиме электронной почты. Многие проблемы аппаратно-технической поддержки образовательного процесса в ДО, в случае отсутствия средств НИТ у обучаемого, решаются на учебно-консультационных пунктах ( УКП ).

В неконтактный период большое значение имеет самостоятельная работа обучающихся, которая может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи [82]. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования [21].

Таким образом:

  Заключение

Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века.

Внимание к этой форме обучения наблюдается в мировом масштабе как в военных, так и в гражданских системах образования. В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный традиционный образовательный процесс.

Литература

1 Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

2 Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.

3 Андреев А.А. Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО.// Дистанционное образование № 4, 1997.

4 Андреев А.А. Конспект лекций по курсу Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: МИЭП. 1997. с. 47

5 Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 48-43.

6 Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Матер. VII Междунар. конф. “Применение новых технологий в образовании (29 июня - 2 июля) 1996 г. г.Троицк.

7 Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г.

8 Андреев А.А. Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1996 г. с. 6-77.

9 Андреев А.А. Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощью компьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 77-83.

10 Андреев А.А. Как будем учиться в XXI веке? Частный сыск, охрана, безопасность, № 6, 1996 г. с. 8-9.

11 Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. с. 85.

12 Андреев А.А. Компьютерные сети в учебном процессе Вузов Материалы 18 научно-методической конференции “Организация и проведение образовательного процесса при обучении по новым учебным планам и программам” 26-28 ноября, 1996 г., г. Казань.

13 Андреев А.А. Телекоммуникации в образовании. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА. http:// www.informika.ru / windows / inftecn / intertecn / listint / html

14 Андреев А.А.,Пилипонский А.Г.Некоторые проблемы применения ИНТЕРНЕТ в учебном процессе. Материалы V111 международной конференции “Новые технологии в образовании” г. Троитск..1997г. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ. Сервер Центра “ БАЙТИК” http:// www.bytic.troitsk.ru.

15 Андреев А.А., Барабанщиеов А.В. Некоторые проблемы разработки методики ДО. Материалы 2-й и 3-й Всеросийских конференций по ДО. -М.: МЭСИ,1997.

16 Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства. Сб. науч. трудов - М.: НИИ ВШ, 1986 г.

17 Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр - 1996 г., № 1 с. 36-41. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.

18 Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3. Зановьев С.И. Каким должны быть учебно-методические пособия для заочников // Вестн. высш. школы, 1965, № 6.

19 Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов заочников. М., 1985, 212 с.

20 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981 г.

21 Дистанционное обучение и новые технологии в образовании - М.: Изд. Моск. гос. социальный университет. 1995 г. с. 54.

22 Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, - М.: Госкомвуз, 1995 г.

23 Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ, спец. выпуск, июнь, 1995 г.

24 Запад-восток.// Американо-российская газета. 014. 1996.

25 Методические вопросы использования телекоммуникаций в образовании: отчет НИР // ИНИНФО, рук. Григорьев С.Г., 1996 г.

26 Создание системы информационных ресурсов высшей школы с интерактивным доступом: Отчет о НИР // Центр информатизации образования ВШ, Рук. Иванников А.Д., 1996 г.

27 Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO рук. Сазонов, 1996 г. 104 с.

28 Разработка средств дистанционного обучения, компьютерных сетей и баз данных: Отчет о НИР // НИИ Микроэлектроники и информационной измерительной техники, Рук. Моисеев С.Х., 1995 г.

29 Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Отчет о НИР // Моск. техн. универ. связи и информатики (МТУСИ). рук. Снегов А.Д., 1995 г.

30 Сетевые технологии в образовании: Отчет о НИР // Инст. проблем информатики РАН // ИПИ РАН: рук. Федосеев А.А.

31 Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

32 Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Дисс... д. пед. наук, 1993 г.

33 Громкова М.Т. Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения. Дисс... канд. пед. наук, 1990 г.

34 Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск. 1995 г. 18 с.

35 Гейн Н.А. Содержание и методы дистанционного обучения по информатике. Дисс... к. пед. наук, 1994 г.

36 Богданова Д.А., Федосеев А.А., Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993 г., № 2.

37 Тихонов А.Н., Иванников А.Д. технологии дистанционного обучения // Высш. образование в России - 1994 г., № 3.

38 Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - м.: ИНИНФО, 1993 г.

39 Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1. Домрачев В, Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. - 1995 № 2.

40 Сербант А.Д., Моисеева Н.В. Введение в систему компьютерных телекоммуникаций. - М.: КУДИЦ, 1994 г. - 33 с.

41 Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, 1996 г. № 3.

42 Поляков А.А. Системы дистанционного обучения // Новые знания, 1996 г., № 3, с. 34-35.

43 О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного обучения: Приказ Госкомвуза от 17 июня 1996 г., № 1062 // Бюлл. Госкомвуза, 1996 г., № 8, с. 45.

44 Романчук М.Н. Формирование региональной сети дистанционного образования // Дистанционное образование, 1996, № 1.

45 Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988 г.

46 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989 г.

47 Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994.

48 Зайцев А.Н., Мызгин Е.А. Радиолюбительская пакетная связь в сб. Глобальные телекоммуникации в образовании. М.: ИНТ. 1996 г.

49 Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.

50 Концепция системы интенсивного обучения в ввузах. М., Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного интенсивного образования “КАДРЫ”, 1992 г.

51 Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995 г.

52 Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе, М., Рос. НИИСИ, 1993.

53 Меськов В.С. О состоянии и перспективах создания СДО в России // Проблемы информатизации ВШ, Вып. 3, 1995 г.

54 Митин В.С., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века, М.: Изд. дом Русанова, 1996 г.

55 Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 1995 г.

56 Сивакова Т. Есть Оксфорд и в родном отечестве // Комс. правда, 26 июля 1996 г.

57 Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень “Проблемы информатизации высшей школы”, 1995 г., вып. 4.

58 Федоров М. От дистанционного обучения - к единому образовательному пространству // Международное сотрудничество, № 1, 1996 г..

59 Карманов А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования.// Военное образование,1997, №2

60 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа-Пресе, 1994. с. 205

61 Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2.

62 Воронина Т.П., Кашицин В.П. Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО 1995.

63 Барсуков В.Н. Дистанционное.... Да! Но......// Проблемы информатизации высшей школы. 1995. Вып.3 с.10-12.

64 Самолаев Ю.Н. Теоретические и методические основы создания автоматизированных систем формирования и квалиметрии профессионально важных качеств военных специалистов с использованием спутниковых телекомуникаций и информационных технологий. Диссертация.....докт.тех.наук. в/ч 01168. 1996.

65 Amadco A. Distance education without high costs // Learning fnd leading with technology, 1995, vol 22, № 8, р. 12-13.

66 Holtbeng B. Status and trends of distance education. - L.: Kogan Page, 1981 p. 200.

67 Holtbeng B. Growth and structure of distance education. - L.: Groom Helm, 1986, - p. 163.

68 Keegan D. The foundation of distance education. - L.: Groom Helm, 1986, p. 276.

69 Andreev A.A., Barabanshikov A.V., Tarakanov G.V. State and long term researches of distance education problems in Military University // Proceedings of the ICDED’96. v. II.

70 Тихонов А.Н. О состоянии и перспективах создания еиной системы ДО в России. // Проблемы информатизации ВШ.Бюлл.№3.,1995г.

71 Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ.1997.с. 99-107.

72 Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.

73 ФокинЮ.Г. Пути совершенствавания методов обучения в ВШ. - М.:НИИВО, 1990.

74 Веришко К.И., Шаров Ф.Л. Концептуальная формула образовательной деятельности.-М: МИЭП,1994, с.26.

75 Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. -М.:МИЭП,1996, с.8.

76 Тихомиров В.П. Технологии ДО в Росси// ДО, №1, 1996 с.7-10.

77 Демин Ю.Н. Организация ДО в МГИУ// ДО., №1, 1996 , с.17-19.

78 Самойлов В.А.,РубинЮ.Б. Система ДО в МЭСИ// ДО. №1, 1996 с.13-16.

79 Менеджмент, маркетинг, финансы. Проспект МЦДО “ЛИНК”. 1996.