Back


Легащева Т.А.

Тема магистерской работы:
"Повышение качества механической обработки поверхностей деталей типа тел вращения"


Неоконченный вариант магистерской работы:(ZIP-архив магистерской работы mr.zip 142 076 байт)

СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ

1 Состояние вопроса и постановка задач исследования

1.1 Закономерности формирования поверхностного слоя деталей машин

1.2 Методы повышение качества деталей машин

1.3 Повышение качества деталей пластическим деформированием

1.4 Цель и задачи исследований

2 Теоретические исследования закономерностей формирования поверхностного слоя деталей с учетом эксплуатационных свойств

2.1 Обоснование параметров поверхностного слоя с учетом износостойкости и прочности

2.2 Формирование поверхностного слоя при точении и шлифовании

2.3 Формирование поверхности при отделочно-упрочняющей обработке

3 Экспериментальные исследования влияния условий обработки на шероховатость поверхности при отделочно-упрочняющей обработке

3.1 Планирование эксперимента

3.2 Обработка результатов эксперимента

3.3 Проверка адекватности моделей и анализ результатов исследований

4 Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей

4.1 Выбор режимов резания при обработке точением

4.2 Выбор режимов обработки с учетом износостойкости и прочности

ВЫВОДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК




ВВЕДЕНИЕ

Основные эксплуатационные свойства деталей машин – износостойкость, прочность, коррозионная устойчивость в значительной мере определяются состоянием их поверхностного слоя, определяемого технологией изготовления. В современном производстве назначение и технологическое обеспечение параметров состояния поверхностей деталей недостаточно обосновано, что приводит либо к завышению требований и удорожанию машин, либо к их занижению и снижению надежности.

Существует достаточно большое количество различных технологических методов повышения качества поверхностей деталей. Наиболее распространенными из них являются, гальванические и химические методы нанесения покрытий, наплавка, напыление, ионная имплантация, лазерная обработка. Обеспечивая повышение эксплуатационных свойств, а так же, улучшая декоративный вид изделий, эти методы в то же время являются экологически небезопасными, загрязняющими окружающую среду и представляющими сложность в утилизации отходов. Поэтому в настоящей работе исследуются методы отделочно-упрочняющей обработки, лишенные этих недостатков.

Основным объектом исследования в настоящей работе являются детали типа "тела вращения", к наружным поверхностям которых предъявляются достаточно высокие требования по прочности и износостойкости во избежание преждевременного износа поверхностей трения и разрушения.

Сущность работы заключается в комплексном подходе к обоснованию и технологическому обеспечению экологически чистыми методами обработки системы параметров поверхностного слоя с учетом эксплуатационных свойств, а также в разработке практических рекомендаций по их реализации в производственных условиях. Только в результате такого комплексного подхода может успешно решаться задача повышения качества отдельных узлов и изделий в целом.



1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Закономерности формирования поверхностного слоя деталей машин

В настоящее время проводится большое количество исследований по отысканию оптимальной системы параметров качества поверхности деталей машин, которая бы наиболее полно отражала их эксплуатационные свойства. В исследованиях Исаева А.И. [1] , Макарова А.Д. [2] , Маталина А.А. [3] , Проскурякова Ю.Г. [4] , Рыжова Э.В. [5] , Силина С.С. [6] , Ящерицина П.И. [7] , Дальского А.М. [8] , Шнейдера Ю.Г. [9] , Суслова А.Г. [10] и др. выполнен анализ многочисленных факторов, влияющих на параметры поверхностного слоя деталей машин. В них установлены взаимосвязи между этими параметрами при различных методах обработки, выявлены пути управления качеством поверхности. Однако, разнообразие методик оценки параметров качества, в ряде случаев несовпадающие и даже противоречивые рекомендации по выбору рациональных условий обработки, затрудняют решение конкретных технологических задач по обработке деталей машин. В связи с этим для решения ряда задач возникает необходимость в анализе теоретических закономерностей формирования поверхностного слоя деталей и разработки на этой основе рекомендаций для рациональной обработки с обеспечением требуемого уровня качества поверхностей.

Качество изготовления деталей машин существенно зависит от метода их окончательной обработки, так как именно на этой стадии формируется поверхностный слой детали, определяющий основные эксплуатационные свойства. В настоящее время наиболее часто как отделочные используются методы алмазно-абразивной обработки. Наряду с обеспечением требуемого высокого уровня шероховатости, эти методы обладают серьезными недостатками. Во-первых, вследствие высоких температур резания, в поверхностном слое возникают неблагоприятные остаточные напряжения, возможно возникновение прижогов поверхности. Во-вторых, в результате выделения большого количества абразивной пыли, они являются экологически небезопасными.

Возможность решения этих проблем заключается в использовании высокоскоростной обработки резанием на основе минералокерамических и алмазных инструментов. Вследствие высокой твердости, износостойкости и красностойкости указанные инструментальные материалы обеспечивают значительное повышение скорости резания при лезвийной обработке закаленных сталей и отбеленных чугунов с обеспечением высокого качества обработанной поверхности. Это позволяет рекомендовать экологически чистые лезвийные методы обработки взамен алмазно-абразивной.

В работах Крагельского И.В.[13] , Михина Н.М. [14] , Суслова А.Г. [10] проведены многочисленные исследования по влиянию параметров состояния поверхностного слоя на эксплуатационные свойства деталей и, прежде всего, важнейшее свойство - износостойкость. Представляет интерес анализ этих работ с точки зрения возможности обоснования технологических методов обработки тел вращения с обеспечением заданного уровня износостойкости поверхностей. В настоящее время возникает необходимость обоснованного обеспечения требуемых эксплуатационных показателей деталей машин и их узлов на стадии конструкторско-технологической подготовки производства с широким применением для этих целей ПЭВМ.