УДК 621.313
Сивокобыленко В.Ф., Павлюков В.А., Ал Ас Талал
ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБЛЯЕМОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ НАПРЯЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ
В настоящее время энергосистема Украины работает в таком режиме, когда в узлах нагрузки имеют место значительные отклонения напряжения и частоты от номинальных значений. Актуальным является определение в этих режимах потребляемой активной и реактивной мощностей асинхронной нагрузкой, являющейся преобладающей в узлах электрических систем. Этому вопросу посвящен ряд работ [1-3], однако в них рассматривается, как правило, отклонение только одного из влияющих параметров (напряжения или частоты), а также не учитывается влияние явлений вытеснения токов и насыщения магнитных цепей в асинхронных двигателях (АД) .
В данной работе с учетом указанных выше явлений в АД рассматривается влияние как каждого из режимных параметров (напряжения или частоты), так и их совместного воздействия. Типовая схема узла двигательной нагрузки приведена на рисунке 1. Составим математическую модель приведенной системы электроснабжения, в которой учтем соответствующими схемами замещения питающий трансформатор Т и асинхронные двигатели АД с учетом сопротивлений питающих кабелей. Здесь и далее все параметры схем замещения будем приводить в относительных номинальных единицах.
Особенностью использованных в данной работе схем замещения АД (рис. 2) является то, что в них учтены потери в меди статора и ротора, явления вытеснения тока в роторе и насыщения магнитных путей по цепи главного магнитного потока и потоков рассеяния. С учетом этих явлений разработана методика получения указанных на рисунке 2 параметров по исходным каталожным данным, типовой характеристике холостого хода АД и принятой по [4] зависимости потерь в стали от явления гистерезиса и
вихревых токов. Последняя учитывается путем представления активного сопротивления ветви намагничивания в виде двух составляющих, одна из которых отражает гистерезисные потери, пропорциональные первой степени частоты напряжения, а вторая – потери от вихревых токов, пропорциональные квадрату частоты, т. е., (1)
где n - отношение текущей частоты w к номинальной w
0.Ток намагничивания АД нелинейно зависит от напряжения, что можно учесть с помощью типовой характеристики холостого хода. Тогда с учетом (1) сопротивление ветви намагничивания
Zm можно представить функцией. (2)
Индуктивные сопротивления рассеяния обмоток АД нелинейно зависят от соответствующих токов. Эту зависимость учтем в сопротивлении статорной цепи, как
, (3)
где Kн – коэффициент насыщения по потокам рассеяния, принимаемый равным 0,6 – 0,95.
Входное сопротивление двигателя, ток статора, активную и реактивную потребляемые мощности находим по соотношениям:
(4)
здесь скольжение
s, необходимое для определения сопротивлений контуров ротора, находится из решения нелинейного уравнения, отражающего равенство вращающего момента АД, являющегося функцией напряжения, частоты и скольжения, а также момента сопротивления АД, зависящего от коэффициента загрузки Кз и скорости вращения.
. (5)
В качестве примера по указанной методике были определены параметры схем замещения двигателей 6 кВ, используемых в системах электроснабжения собственных нужд блочных электростанций с агрегатами 200 и 300 МВт, которые представляют собой узлы асинхронной нагрузки. Каталожные данные АД такого узла нагрузки для
блока 200 МВт приведены в таблице 1, а параметры их эквивалентных схем замещения – в таблице 2. Питающий трансформатор принят типа ТРДН-32000/220/6,3/6,3 мощностью 32 МВА. В таблице 1 указаны также значения коэффициентов загрузки механизмов, которые имееют место при работе блока с номинальной нагрузкой. Эти же значения принимались при расчетах на ПЭВМ. Параметры схем замещения АД (табл. 2) приведены для статора, ветви намагничивания и двух контуров ротора, эквивалентно заменяющих глубокий паз. Значение активного и индуктивного сопротивлений ветви намагничивания указаны для номинального режима, когда напряжение и ток статора, а также скольжение АД равны номинальным значениям. Рассчитанные по указанным параметрам схем замещения режимы работы АД для номинального и пускового режимов в точности соответствуют приведенным паспортным данным АД (табл. 1).Таблица 1 – Паспортные данные АД напряжением 6 кВ
Тип |
P ном, кВт |
w ном, об/мин |
cosf ном |
h ном, % |
Ммак, о.е. |
Мп, о.е. |
I п, о.е. |
Кз, о.е. |
АТМ 3500 |
3800 |
2985 |
0,85 |
0,96 |
2.5 |
1,4 |
7,0 |
0,9 |
ВДД 213/54-16 |
1700 |
368 |
0,81 |
0,937 |
2.5 |
1,3 |
5,4 |
0,88 |
ДАЗО 1914 |
1500 |
597 |
0,77 |
0,911 |
2.5 |
0,9 |
5,5 |
0,81 |
АКТ 18С |
1100 |
990 |
0,75 |
0,85 |
6,1 |
2,6 |
10,0 |
0,9 |
АЗ 1346-4 |
800 |
1485 |
0,9 |
0,94 |
2,1 |
1,0 |
5,4 |
0,84 |
ДАЗО 1914-10 /12 |
620 |
599 |
0,72 |
0,842 |
4,2 |
1,8 |
9,2 |
0,82 |
ДАМСО 148-8 |
240 |
740 |
0,84 |
0,9 |
2,1 |
0,9 |
4,6 |
0,83 |
Таблица 2 – Параметры эквивалентных схем замещения АД напряжением 6 кВ
Тип |
Rs |
Xs s |
Rm |
Xm |
Rr(1) |
Xs r(1) |
Rr(2) |
Xs r(2) |
АТМ 3500 |
0,006 |
0,0714 |
0,0954 |
2,697 |
0,0582 |
0.1274 |
0.0102 |
0.232 |
ВДД 213/54-16 |
0,010 |
0,0926 |
0,1209 |
2,185 |
0.2127 |
0.1984 |
0.0094 |
0.170 |
ДАЗО 1914 |
0,013 |
0,0909 |
0,1158 |
1,896 |
0.0889 |
0.2151 |
0.0107 |
0.211 |
АКТ 18С |
0,022 |
0,0500 |
0,1525 |
1,633 |
0,0558 |
0.1294 |
0.0256 |
0.094 |
АЗ 1346-4 |
0,009 |
0,0926 |
0,3412 |
4,088 |
0,0853 |
0.1776 |
0.0158 |
0.251 |
ДАЗО 1914-10 /12 |
0,030 |
0,0544 |
0,0146 |
1,092 |
0,0320 |
0.0884 |
0.0128 |
0.197 |
ДАМСО 148-8 |
0,016 |
0,1087 |
0,2584 |
2,544 |
0,1564 |
0.2598 |
0.0183 |
0.222 |
Используя указанные параметры схем замещения АД, уделим основное внимание зависимостям от напряжения и частоты активных и реактивных мощностей, потребляемых узлом с двигательной нагрузкой.
Так как в схему замещения АД входят сопротивления, нелинейно зависящие от напряжения и частоты питания, а также от соответствующих токов, то для получения решения используется метод итераций. Момент сопротивления нагрузки на валу двигателя может быть учтен с помощью полиномов второй или третьей степени от скорости вращения или же как постоянный. Примеры полученных решений для одного двигателя содержатся в [5].
Для узла нагрузки (рис. 1) можно определить активную (P) и реактивную (Q) мощности, как сумму мощностей отдельных двигателей и потерь в трансформаторе:
(6)
При неизменной частоте питающего напряжения и заданных коэффициентах загрузки двигателей (табл. 1) характер изменения P и Q от напряжения питающей системы показан на рисунке 3. Как видно из приведенных данных, при понижении напряжения значительно (близко к квадратичной) снижаются полная и реактивная мощности узла, тогда как активная снижается весьма незначительно. Ток статора секции при этом возрастает и в зависимости от загрузки может превысить номинальный ток трансформатора.Аналогичные зависимости P и Q от частоты питающего напряжения при неизменной величине последнего
(U=Uном) и тех же условиях по загрузке двигателей приведены на рисунке 4. Активная мощность узла нагрузки практически прямо пропорциональна частоте. Это связано с тем, что момент сопротивления на валу АД зависит от частоты вращения ротора. Таким образом при понижении частоты производительность механизмов с.н. снижается, что может вызвать снижение мощности выдаваемой блоком в энергосистему и усугубить дальнейшее неблагоприятное развитие создавшегося аварийного режима. Полная и реактивная мощности при снижениях частоты сначала убывают, а затем возрастают, т. е. имеют минимумы при определенных значениях частоты. Такой же характер зависимости имеет и ток статора.При одновременном изменении величины и частоты питающего напржени по известному закону регулировани зависимости P и Q, при заданных Kz с зависимыми от скорости вращени моментами сопротивленими АД, показаны на рисунке 5, а при при независимых от скорости вращени моментах сопротивлени – на рисунке 6. В первом случае имеет место тенденци к уменьшению всех мощностей при понижених частоты. Ток статора при этом изменетс незначительно. Во втором случае мало изменютс все потреблемые мощности, а ток статора возрастает обратно пропорционально частоте. Таким образом, двигатели и трансформатор будут испытывать перегрузку в подобного типа режимах. Математическа модель позволет исследовать и другие законы совместного изменени частоты и напржени и оределить наиболее благопритный из них дл узлов асинхронной нагрузки.
Выводы.
1. Разработана математическая модель узла энергосистемы с асинхронной нагрузкой, особенностью которой является представление каждого АД с учетом явлений вытеснения тока и насыщения магнитных цепей, что позволяет повысить точность расчета потребляемых мощностей и потерь при отклонениях напряжения и частоты.
2. Получены зависимости активной и реактивной мощностей, потребляемых узлом нагрузки при изменении питающего напряжения в пределах 80 ¸ 120 процентов от номинального и частоты в пределах 40 ¸ 60 Гц.
3. Разработанная математическая модель реализована на ПЭВМ и может быть применена для анализа рабочих и аварийных режимов работы асинхронной нагрузки электрических систем.
Список литературы
1. Сыромятников И.А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей./ Под ред. Мамиконянца Л.Г. Энергоатомиздат, М. 1984. - 240 с.
2
. Копылов И.П. Электрические машины: Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 360 с.3. Электрическая часть станций и подстанций. Ч. 2. Под ред. А. А. Васильева. М. Энергия, 1972. – 344 с.
4. Сандлер А.С., Сарбатов Р.С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями. М., Энергия, 1974. – 328 с.
5. Талал Ал Ас,
Математическое моделирование процессов в системе электроснабжения собственных нужд электростанций при отклонениях напряжения и частоты/ Сб. науч. тр. ДонГТУ. Серия “Электротехника и энергетика”. – Вып.17. – Донецк, ДонГТУ, 2000. – С. 184 – 189