ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Пить, чтобы жить, или Жить, чтобы пить?
Сказать, что в Донбассе плохо с водой, значит ничего не сказать. Уж лучше бы этой воды у нас вообще не было! Потому что то, что мы пьем, называть водой можно, конечно, но только, если не употребляешь такое самолично и каждый день.

Судя по всему, среди наших чиновников не перевелись еще оптимисты, которые верят - Донбасс еще долго и много может пить. Что именно - это уже другая проблема. Ее по-казенному обозначили документом "Программа восстановления и поддержания чистоты и водности малых рек Донецкой области".

В народе говорят, что обещанного три года ждут. Вот и областное госуправление по экобезопасности собрало свою коллегию, чтобы проанализировать - как за три года в области Программа улучшала "водный" вопрос.

Заметим, что этот первый этап намечал на три года вроде бы доступные для реализации малозатратные дела. Например, экономное водопользование, создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос, продолжение ликвидации опасных источников загрязнения рек и т.д. Если бы все это исполнилось, второй этап Программы принес бы Донбассу настоящую "водную" цивилизацию: широкое внедрение маловодных и безводных технологий, деминерализация шахтных и карьерных вод, очистка ливневых и талых вод и пр.

Стоит заметить предельный прагматизм авторов Программы. Сами они знают наверняка: в Донбасс в ближайшие годы и даже столетия не притечет никакая своя натуральная река, так что мы обречены обходиться тем, что имеем.

А имеем мы, кажется, воду "second hаnd". А как еще можно выразиться, когда даже облСЭС признает - на 80% в некоторых реках вода состоит из стоков. Еще бы! Ежегодно более 1 млн. тонн солей сбрасывается с высокоминерализированными шахтно-рудничными водами в водные объекты.

Чтобы вы представили это экологическое меню, уточним. Ежегодно водные объекты поступает около 8 тыс. тонн органики, 22 тыс. тонн взвешенных веществ, 2-2,5 тыс. тонн азота аммонийного, более 200 тонн нефтепродуктов, 3 тонны фенола и прочей гадости. Еще сложнее проконтролировать, что попадает в реки и водохранилища с дождями, талыми водами, смывается с промплощадок и даже пастбищ или свиноферм, птицефабрик.

Активнее всего влияют на загрязнение рек города - Донецк, Мариуполь, Енакиево, Горловка. Половина проб воды по бактериологическим показателям и более половины по химическим показателям вводит в трепет даже крепконервных медиков.

Есть, правда, одна радость: за эти три года, как ни удивительно, почти на 25% сократился сброс стоков. Выходит, есть что-то и хорошее, когда промышленность оказывается в кризисе.

Хуже другое: оказалось, за эти три года во многих городах области местная власть успела забыть о той самой Программе, а некоторые чиновники так вообще стали отказываться признавать, что в их городах-поселках есть хоть нечто водное (реки, ставки, водохранилища). Ну, почти тебе по-сталински: нет воды - нет проблемы.

Между тем, проблем хватает. Строительство многих очистных сооружений не просто заморожено, а фактически "убито" по абсолютно безнадежной причине - нет средств. Реки и водохранилища дают не только воду, но и ... деньги. Увы, даже из тех, что удается собрать, 80% забирает Киев. Ну, а на те "капли", что потом попадают в областной бюджет, строить коллекторы, ставить фильтры, обновлять трубы фактически невозможно. Вот и решили на коллегии начать борьбу с Киевом за "водные" деньги. Благо, есть уже прецедент, созданный угольщиками. Еще неизвестно, решатся ли включиться в такое лоббирование наши донбасские народные депутаты, но для акций протеста вполне хватит жителей региона. Он же, по мнению многих участников коллегии, уже дозрел до того, чтобы только по одной водной проблеме иметь обреченность считаться зоной экологического бедствия.

Как скоро такое может случиться, неизвестно. Нам же до такой "льготы" надо еще умудриться дожить. Хотя, для исследователей-биологов жители Донбасского региона и сегодня представляют ценнейший научный материал. Один из медиков, выступая на коллегии со смешанным чувством профессионального изумления и бытового восхищения поведал об увиденном в одном из подтопленных поселков. Там, как на острове, живут одни пенсионеры. И на вопрос врача-гигиениста о питьевой воде, стариканы великодушно разводят руками: "Да вон вокруг какое море от шахты осталось, это море и пьем!".

Если бы мы оглядывались на все эти санитарные нормы и правила, в области давно бы жизнь замерла. На сегодня, как сообщил членам коллегии заместитель главного государственного врача области Анатолий Арых, в 52 населенных пунктах Донецкой области фактически нельзя строить жилье. Потому что имеющиеся там канализационные системы в столь аварийно-ветхом состоянии (а на строительство новых нет средств), что у жителей (Ясиноватой, Кировского, Артемовска, Снежного) абсолютно нет шансов стать долгожителями. Водоводы рвутся так часто и ремонтируют их так плохо, что питьевая вода стала основным источником энтеровирусов (как в Ольховатском и Волынцевском водохранилищах, например). Холерный вибрион тоже прижился, но (слава Богу!) авирулентный. Хотя, стоит ему пять раз пройти через человеческий организм, и такой вибрион становится самым настоящим холерным, - предупреждают эпидемиологи.

Прокуратура области считает, что существует достаточно законов, чтобы в таких сложных условиях бороться за воду, с помощь статей Уголовного кодекса в том числе. Сейчас несколько таких дел изучается природоохранной прокуратурой, некоторые даже переданы в суд. Случится ли по каждому из дел суровый приговор, пока можно только гадать. Впрочем, как заметила представитель облпрокуратуры Татьяна Беловол, и самому управлению по экобезопасности стоит научиться самокритичности. Прокурорскими проверками установлены случаи нецелевого расходования бюджетных средств. Беловол привела пример, почти анекдотический: в одной из местных инспекций почти 5 тысяч гривень ушло на ... пошив формы. А в Добропольском районе, оказывается, приоритет вложения экологических средств - строительство малых архитектурных форм!

После анализа и дискуссий участники этой коллегии приняли два честных решения. Первое - работу по "водной" Программе признали неудовлетворительной. И второе - также признали: жителям области пить и пить. А уж из каких источников, каждый решает сам ...

Елена Троянская
Кирилл Найденов

МК-Донбасс № 49 (89) 9-16 декабря 1999 г. тираж: 25350 экз