Влияние автотранспорта на атмосферу города посвящена дипломная работа студента Международного университета "Дубна" Никулина В.В.
Аннотация
Исследованы различные аспекты вредного
воздействия автотранспорта на окружающую среду. Выявлены уровни
химического, физического загрязнения атмосферы, снегового покрова
и почвы, возникающие в результате работы передвижных источников
(автомобильного транспорта). Дана оценка влияния транспортных
потоков на экосистему города.
Содержание работы:
1.
Изучены интенсивность и состав движения автотранспорта на
магистралях города.
2. Произведен расчет валового выброса и
приземной концентрации вредных компонентов отработавших(выхлопных)
газов при различных метеоусловиях в приземном слое атмосферы,
непосредственно над приземной частью магистрали и на удалении от
нее.
3. Измерен средний уровень шума на селитебной территории и
эквивалентный уровень - вблизи магистралей.
4. Проведен
химический анализ снегового покрова и почвы придорожных зон на
уровень концентрации в них свинца и нефтепродуктов, и исследовано
пространственное распространение загрязнителей.
5. На основе
полученных данных оценено воздействие автотранспорта на окружающую
природную среду города.
Загрязнение в районе
автомобильных дорог обусловлено в основном поступлением отработавших
автомобильных газов - 99% всех выбросов, картерных газов, испарений
углеводородов топлива из бака, карбюратора и трубопроводов. Кроме
того, в атмосферу попадают продукты износа шин, тормозных накладок,
материалов дорожных покрытий, которые в экологическом загрязнении
играют незначительную роль.
Отработавшие газы содержат продукты сгорания топлива (оксид углерода, углеводороды, альдегиды, твердые частицы углерода, перекисные соединения, водород, избыточный кислород, соединения азота с кислородом, вещества, присутствующие в топливе (сернистый ангидрид, свинец), и ряд других.
Компоненты отработавших газов | Состав отработавших газов, % по объему | |
для карбюраторного двигателя | для дизельного двигателя | |
Азот | 74-77 | 76-78 |
Кислород | 0,3-8 | 2-18 |
Пары воды | 3-5,5 | 0,5-4 |
Диоксид углерода | 5-12 | 1-10 |
Оксид углерода | 1-10 | 0,01-0,5 |
Оксиды азота | 0-0,8 | 0,001-0,4 |
Углеводороды | 0,2-3 | 0,01-0,1 |
Альдегиды | 0-0,2 | 0,001-0,009 |
Сернистый газ | 0-0,002 | 0-0,03 |
Сажа* | 0-4 | 10-1500 |
Бенз(а)пирен** | 10-20 | до 10 |
*в
мг/куб.м ** в мкг/куб.м |
Содержание свинца в воздухе фоновых
территорий, как правило, составляет от 0,000n - 0,00n мкг/куб.м.
Концентрация элемента быстро уменьшается с высотой при безветренной
погоде, основное загрязнение приурочено к приземному слою в 2-3 м.
В составе отработавших газов свинец находится в составе различных
соединений, которые присутствуют в воздухе в виде аэрозолей. Около
20% их частиц оседает в непосредственной близости от дорог,
остальные разносятся на значительные расстояния, причем время
нахождения их в атмосфере колеблется от 1 до 4 недель. Главными
механизмами вывода аэрозолей являются пылевые осаждения и дождевые
вымывания.
Влияние автотранспорта на атмосферу сказывается также в шумовом
загрязнении. Большинство автомобильных магистралей крупных городов
характеризуется уровнем акустического шума 70-80 дБ, вследствие чего
ширина соответствующей зоны шумового дискомфорта может достигать
200-300 м.
На территории города наибольшая интенсивность движения
автотранспорта (627,5 а/м /ч) наблюдается на Дмитровском шоссе у ж/д
переезда. В то же время, протяженность данного участка всего 200 м.,
и повышенная интенсивность носит локальный характер.
Заметная интенсивность также отмечается на следующих магистралях:
Участок транспортной магистрали
Интенсивность движения,
автомобилей/час
Дорога на Александровку от
переезда до поворота на Университет
562
Улица Савеловская от платной
стоянки поворота на Понтекорво
504,2
Ул. Молодежная от ОРСа до
перекрестка у пожарной части
500,2
Ул. Университетская
439,9
Ул. Энтузиастов от с/к Руслан до
рынка
414,1
Ул. Станционная - ул. Московская
(Вдоль берега р. Волга
410,1
Пр. Боголюбова - ул. Дачная (от
ЧУМа до ОРСа)
406,9