Статья взята из материалов I международной конференции молодых учёных по теме: "Экономика и маркетинг XXI века"; Донецк, ДонНТУ, 1999 г.
Кризисное состояние, в котором находится угольная промышленность Украины, требует принятия ряда неотложных мер по финансовой стабилизации отрасли. Наиболее остро стоит вопрос о закрытии нерентабельных, бесперспективных шахт. Ликвидация угледобывающих предприятий должна осуществляться на основе продуманной стратегии с учётом факторов как экономического, так и неэкономического характера. Для определения рациональных масштабов этого процесса, а также формирования государственной политики в отношении угольной промышленности актуальной проблемой является разработка методов оценки экономической безопасности угледобывающих предприятий и отрасли в целом.
Категория "экономическая безопасность" сравнительно недавно появилась в понятийном аппарате экономической науки. Как всякое новое понятие она ещё не имеет общепризнанного толкования. Применительно к предприятию её рассматривают как интегральную оценку ресурсного потенциала и степени защищённости предприятия от отрицательного действия внешней среды [1, 2]. В ней находят отражение, как элементы диагностики текущего состояния, так и прогноз будущих рисков и угроз. Основными составляющими экономической безопасности предприятия являются: ресурсная, технико-технологическая, финансовая, социальная безопасность [1]. Каждая из составляющих оценивается с помощью ряда качественных или количественных показателей-индикаторов. Экономическая безопасность, хотя и может считаться интуитивно понимаемой категорией, количественное выражение для неё пока что не найдено. Определённые шаги в этом направлении сделаны в работе [2], авторы которой предлагают рассчитывать показатель уровня экономической безопасности на основе экспертных оценок. Конечно, такой подход страдает большой долей субъективизма. Оценка уровня экономической безопасности является отправным пунктом стратегического планирования, показателем инвестиционной привлекательности и надёжности предприятия, характеристикой его жизнеспособности. Особенно она важна в "проблемных" отраслях, переживающих кризис.
В угольной промышленности оценкой уровня экономической безопасности может
служить рейтинг шахты, рассчитанный по совокупности единичных критериев. Он
определяется либо как статический показатель - "мгновенная фотография" положения
дел на предприятии, либо как динамический - с учётом прогнозируемого изменения
единичных критериев в будущем. Рейтинг шахты характеризует её
конкурентоспособность по отношению к другим предприятиям отрасли, а сила
конкурентной позиции как раз и является наилучшим показателем безопасности в
условиях рынка.
Рейтинг шахты предлагается рассчитывать в баллах по
следующей формуле:
где К1, К2, К3, К4 -
соответственно показатели ресурсной, технико-технологической, финансовой и
социальной безопасности, баллы;
λi - веса, Σλi = 1 (вес
каждого показателя может быть установлен экспертным путём либо задан в виде
норматива, в простейшем случае предлагается принимать λ1 =
λ2 = λ3 = λ4 =0.25).
где kij - значение j-ого единичного критерия (индикатора) i-ого
показателя безопасности, доли ед.;
Ni - число единичных критериев
i-ого показателя;
В - принятая система баллов (100, 1000, и др.).
Единичные критерии kij4> делятся на две группы: стимуляторы и дестимуляторы. В теории таксономии принято [3, с. 111]: если наилучшими значениями показателей (единичных критериев) являются их максимальные значения, то эти показатели называются стимуляторами. Если же наилучшими значениями являются минимумы, то показатели (единичные критерии) называются дестимуляторами. Значения единичных критериев рассчитывается следующим образом:
где hij - фактическое значение j-ого единичного критерия i-ого
показателя на предприятии;
hэij - эталонное значение
j-ого единичного критерия i-ого показателя.
В качестве базы для сравнения могут использоваться нормативные (рекомендуемые) или прогрессивные значения по группам шахт (соответственно, максимальные для стимуляторов и минимальные для дестимуляторов). Для выбора эталона угледобывающие предприятия целесообразно группировать по геолого-промышленным районам, в пределах которых горно-геологические условия примерно одинаковы. На территории Украины выделяют девять таких районов: Павлоградско-Петропавловский, Красноармейский, Донецко-Макеевский, Торезско-Снежнянский, Центральный, Алмазно-Марьевский, Красноармейский, Должано-Ровенецкий, Западноукраинский. По ряду единичных критериев эталонами могут служить показатели зарубежных шахт: России, Польши, Германии, Франции, Великобритании.
Ресурсная безопасность шахт зависит от количества и качества, находящихся в их распоряжении запасов полезного ископаемого, трудовых и материальных ресурсов. Она характеризуется следующими единичными критериями:
1. Срок отработки промышленных запасов, лет;
2. Среднединамическая
мощность разрабатываемых пластов, м;
3. Коэффициент технологической ценности
добываемых углей, доли ед.;
4. Степень износа основных производственных
фондов, %;
5. Удельный вес машин и механизмов требующих замены в общем парке
действующего оборудования: а) стационарного, б) очистных забоев, в)
подготовительных забоев, г) транспортного, %;
6. Коэффициент обеспеченности
основными видами материалов: а) лесными, б) взрывчатыми, в) долгослужащими, г)
МБП, д) запасными частями для текущего ремонта, е) топливом и ГСМ, % от
нормативной потребности;
7. Коэффициент обеспеченности трудовыми ресурсами:
а) руководителями, специалистами и служащими, б) рабочими по добыче, % от
потребности.
Ресурсную безопасность угольной промышленности Украины в целом необходимо оценивать с позиций наличия сырьевой базы и состояния шахтного фонда. Общие ресурсы угля в Украине (балансовые, забалансовые и прогнозные) - 117.3 млрд. т, разведанные по категориям А+В+С1 +С2 составляют 52.6 млрд. т, из них коксующийся уголь - 17.7 млрд. т (31%), антрациты - 8.3 млрд. т (11.5%). Промышленные запасы действующих шахт и разрезов на сегодняшний день равны 7 млрд. т, из которых 2.83 млрд. т приходится на коксующийся уголь, 4.17 млрд. т - на энергетический. Украина располагает практически неограниченными запасами угля, которые при существующем уровне добычи могут быть отработаны за 400-500 лет. В Донбассе имеются все типы углей - от высокогазоносных полибитумиозных до метаантрацитов. Качество коксующегося угля марки КЖ признано лучшим в мире. Вместе с тем, горно-геологические условия залегания месторождений очень сложные. Среднединамическая мощность разрабатываемых пластов 1.15 м, 35% пластов имеют крутой наклон. Около 85% шахт весьма газоносны, треть шахт разрабатывают пласты опасные по внезапным выбросам угля и газа и склонные к самовозгоранию, более половины - опасные по взрыву угольной пыли. Даже на лучших в геологическом отношении украинских шахтах условия добычи угля хуже, чем на шахтах Западной Европы (мощность пластов составляет в среднем примерно 60% мощности пластов западноевропейских шахт). Шахтный фонд Украины крайне изношен: 38.7% предприятий работают более 50 лет, только 33.5% реконструировались. В настоящее время из 10 тысяч единиц стационарного оборудования более четверти исчерпали свой нормативный ресурс. На их замену требуется 198.5 млн. грн. Шахты испытывают острый недостаток в конвейерной ленте, запасных частях для горношахтного оборудования, средствах индивидуальной защиты шахтёров, спецодежде и спецобуви. Сложившееся положение с материальным обеспечением шахт может быть квалифицировано как угрожающее. Материальная база отрасли требует незамедлительного пополнения и совершенствования. На большинстве угледобывающих предприятий не укомплектован штат основных рабочих: ГРОЗ и проходчиков. В то же время имеет место наличие сверхнормативной численности трудящихся занятых на шахтной поверхности, во вспомогательных участках и цехах.
Технико-технологическая безопасность определяется степенью технического совершенства средств труда и показателями эффективности использования ресурсов. Единичные критерии для её оценки таковы:
1. Суточная нагрузка на шахту, т;
2. Уровень освоения производственной
мощности, %;
3. Продолжительность периода работы после ввода в эксплуатацию
или последней реконструкции, лет;
4. Отставание подъёмного горизонта по
вертикали от горных работ, м;
5. Глубина разработки, м;
6. Протяжённость
поддерживаемых горных выработок, м;
7. Зольность добываемых углей, %;
8.
Уровень добычи из КМЗ, %;
9. Удельный вес оборудования нового технического
уровня: а) на очистных работах, б) на подготовительных работах, в) на подземном
транспорте, %;
10. Производительность труда рабочих по добыче, т / чел. в
год.
По данным Минуглепрома суточная нагрузка на шахту составляет в среднем 1660 т. Только 17 угледобывающих предприятий в Украине имеют производственную мощность, соответствующую мировому уровню (более 1200 тыс. т в год). В 1998 году уровень освоения мощностей в угольной промышленности был равен 67%, что говорит о неудовлетворительном использовании производственного потенциала отрасли. Средняя глубина разработки составляет 635 м. 25 шахт (11.5%) работают на глубинах свыше 1000 м. На глубоких шахтах затраты на поддержание выработок возрастают в 1.3-1.5 раза. Отставание углубки вертикальных стволов привело к тому, что на трети шахт горные работы отстают от подъёмных горизонтов по вертикали более чем на 300 м. Недостаточные объёмы проведения вскрывающих выработок стали причиной того, что на многих предприятиях горное хозяйство приняло уродливую форму многоступенчатых уклонных полей, возросла протяжённость поддерживаемых горных выработок. В общем парке действующего забойного оборудования удельный вес очистных механизированных комплексов и проходческих комбайнов нового технического уровня составляет только 2%, а новых породопогрузочных машин и ленточных конвейеров - менее 0.5%. На шахтах, разрабатывающих крутопадающие пласты, 70% добычи обеспечивается отбойными молотками. Эффективность использования трудовых ресурсов в угольной промышленности Украины крайне низка по сравнению с показателями других стран. Производительность труда рабочих по отрасли около 120 т / чел. в год. Для сравнения: шахтёры добывают около 200 т угля в год в России, 400 т в год в Польше, 2000т в год в Великобритании и 4000 т в год в США. Для обеспечения технико-технологической составляющей экономической безопасности угледобывающих предприятий необходимо коренное совершенствование технологии, внедрение новой техники, направленное на снижение трудоёмкости угледобычи, повышение технического уровня шахт.
Финансовая безопасность оценивается по показателям финансовой устойчивости угледобывающих предприятий и независимости их от внешних источников финансирования:
1. Процент покрытия издержек оптовой ценой;
2. Коэффициент автономии, доли
ед.;
3. Коэффициент общей ликвидности, доли ед.;
4. Коэффициент
обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, доли ед.;
5.
Наличие собственных оборотных средств в процентах от совокупного норматива.
Объём государственной поддержки угольной промышленности в 1998 году составил около 1.8 млрд. грн. Для решения всех проблем, накопившихся в отрасли, этих средств явно недостаточно. В основном они расходуются на покрытие текущих издержек угледобычи и в меньшей степени на инвестиции в техническое перевооружение и реконструкцию шахт. Удельный вес дотации в оптовой цене 1 т угля 25 %. Финансовое положение отрасли постоянно ухудшается. На начало 1995 года превышение кредиторской задолженности над дебиторской составляло 59.5%, на начало 1999 года кредиторская задолженность угледобывающих предприятий была больше дебиторской в 2.2 раза. Недостаток оборотных средств оценивается в 3-3.5 млрд. грн. Себестоимость угледобычи на большинстве шахт превышает мировую цену угля. Угледобывающие предприятия, подобные убыточным украинским, нигде в мире больше не эксплуатируются. При формировании государственной политики в отношении угольной промышленности необходимо учитывать слабость конкурентной позиции отечественных шахт по отношению к зарубежным поставщикам угольного сырья из Польши и России. Просчёты в этой области привели к тому, что 20% украинского рынка сейчас захвачено импортным углём. Либерализация импорта усугубляет кризис в отрасли и ухудшает платёжный баланс страны.
Для оценки уровня социальной безопасности угледобывающих предприятий предлагается использовать следующие единичные критерии:
1. Средняя заработная плата, грн. в месяц;
2. Задолженность по выплате
зарплаты, % от фонда оплаты труда за соответствующий период;
3. Удельный вес
лиц, получающих выплаты по регрессным искам в связи с профзаболеваниями и
производственным травматизмом, в общей численности промышленно-производственного
персонала предприятия, %;
4. Задолженность по выплате регрессных исков, % от
начисленной суммы;
5. Стоимость объектов социальной сферы в общей стоимости
основных фондов предприятия, %;
6. Удельный вес молодых специалистов в
составе аппарата управления, %;
7. Средний возраст работников предприятия,
лет;
8. Текучесть кадров, % от среднесписочной численности промышленно-
производственного персонала.
В бывшем СССР шахтёры были одной из самых высокооплачиваемых категорий трудящихся. Высокие заработки, а также социальные льготы делали шахтёрский труд престижным. В настоящее время ситуация изменилась. Хотя шахтёрские профсоюзы постоянно ведут борьбу за свои права, заработная плата в отрасли сократилась. Задолженность по её выплате на 1.08.98 года составляла 2.1 млрд. грн. Возрастает число случаев профзаболеваний. В 1998 году выплаты по регрессным искам получали 193 тыс. человек, в том числе по причине несчастных случаев 92.6 тыс. человек. Задолженность по регрессным искам на 1.08.98 года составляла 411.2 млн. грн. Предприятиям угольной промышленности принадлежат 890 детских садов, 68 летних детских лагерей, 269 домов культуры, 60 санаториев, 136 домов отдыха, 144 спортивных сооружения и более 20 млн. м2жилья. Ежегодно их содержание обходится отрасли в сумму порядка 250 млн. грн., эквивалентную 7-15% рыночной стоимости добываемого угля. Передача объектов социальной сферы в коммунальную собственность идёт очень медленно. В 1990 году общее количество занятых в угольной промышленности было равно 1.2 млн. человек. В последующие 8 лет отрасль покинуло около полумиллиона человек. Кадровый потенциал шахт Донбасса считался наиболее высококвалифицированным среди предприятий Минуглепрома СССР. Дальнейшее ухудшение положения дел в отрасли грозит потерей этого наиболее ценного ресурса. Снижение престижа шахтёрского труда, рост задолженности по выплате заработной платы и регрессных исков, угроза массовых увольнений являются причиной нарастания социальной напряжённости в шахтёрских регионах. Это представляет собой угрозу безопасности не только для угольной промышленности, но и государства в целом.
Предложенные тридцать критериев экономической безопасности отражают спектр проблем, накопившихся в отрасли. Рассчитанные с их помощью рейтинговые оценки позволят проранжировать угледобывающие предприятия по уровню "жизнеспособности". Шахты с наименее низким рейтингом попадают в группу риска и подлежат закрытию в первоочередном порядке. Многокритериальная оценка экономической безопасности исключает односторонность в принятии решений о ликвидации угледобывающих предприятий. Превалирующая точка зрения, что закрывать шахты нужно только по критерию финансовых результатов их работы, не может считаться обоснованной.
Наиболее жизнеспособные шахты с высоким рейтингом целесообразно объединить с последующими технологическими звеньями для создания технологических цепочек "уголь-кокс-металл", "уголь-электроэнергия". Необходимость этого шага диктуется, с одной стороны, мировым опытом, с другой - объективными выгодами, которые могут быть получены от такого объединения в наших условиях:
1. преодоление кризиса неплатежей между поставщиками и потребителями
ресурсов, укрепление на этой основе финансовой дисциплины;
2. создание
производственных комплексов, имеющих на выходе конкурентоспособную
продукцию;
3. финансирование убыточной угледобычи в порядке перераспределения
прибыли;
4. концентрация капитала и на этой основе оптимизация
инвестиционного процесса.
Последнее требует включения в состав промышленных объединений финансовых институтов, таких как банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Промышленно-финансовые группы обладают на рынке большим запасом надёжности и уровнем экономической безопасности, благодаря сосредоточению крупных людских и материальных ресурсов. В перспективе они могут стать достойными конкурентами на мировом рынке.
Выводы.В работе предложен подход к оценке экономической безопасности угледобывающих предприятий Украины. Аттестация и ранжирование шахт по уровню экономической безопасности необходимы для разработки государственной политики в отношении угольной промышленности, выбора приоритетных направлений реструктуризации и финансового оздоровления отрасли.