С.В. Богачев

председатель правления

АОЗТ “Региональный центр

экономического

образования “ЭКОПОМ”,

к.э.н., доцент ДонГТУ

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ

В статье представлена ретроспектива организации нормативно-правового обеспечения становления и функционирования рынка ценных бумаг в Украине. Дана характеристика основных законов и иных нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов фондового рынка, формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг, выпуск и обращение ценных бумаг, регистраторскую и депозитарную деятельность. Рассмотрена динамика принятия нормативных актов, составляющих правовую базу функционирования фондового рынка.

Правовая основа функционирования и возрождения рынка ценных бума в Украине начала создаваться в 1991 г. с принятия ряда законов, регулирующих отношения собственности в переходной экономике. Первым из них был закон “О предпринимательстве”, принятый Верховной Радой 26.02.1991г., который вместе с последующими законами “О собственности” (от 26.03.1991г.) и “О предприятиях в Украине” (от 27.03.1991г.) установил основные положения, явившиеся юридической базой для создания фондового рынка. Важнейшими из них были положения о формах собственности, субъектах права частной, коллективной и государственной собственности, в том числе собственности акционерного общества; принципах предпринимательской деятельности, условиях ее осуществления и государственного регулирования; видах предприятий и их объединений; участии предприятия в выпуске и торговле ценными бумагами.

Принятый 18.06.1991г. Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, положивший практическое начало создания рынка ценных бумаг, базировался на основных положениях перечисленных законов. Этот закон включает два раздела.

Раздел 1 “Ценные бумаги, порядок их выпуска и обращения” содержит общие положения, характеризующие понятие “ценные бумаги”, “эмитент ценных бумаг”, “виды ценных бумаг”.

В статьях 4 – 9 закона сформулированы положения об основных характеристиках акций; правах, предоставляемых собственнику акций; решений о выпуске акций, приобретении акций и выплате дохода по ним.

В последующем изложении приводятся аналогичные положения, касающиеся других видов ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов и векселей).

В заключительных 22 – 31 статьях первого раздела Закона устанавливается порядок регистрации и обращения ценных бумаг, в том числе регистрации выпуска ценных бумаг; информации о выпуске акций и облигаций предприятий, предлагаемых для открытой продажи; регулярной и особенной информации об эмитенте, деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, разрешение на осуществление такой деятельности, условиях ее недопущения, заключении сделок с ценными бумагами, требованиях к ликвидности торговцев ценными бумагами и налогообложении доходов от ценных бумаг.

Второй раздел (ст. 32 – 41) Закона регламентирует положения по созданию и деятельности основного звена структуры рынка ценных бумаг – фондовой биржи. Согласно Закону, фондовая биржа – это организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами. Фондовая биржа – организация, создающаяся без цели получения прибыли и занимающаяся исключительно организацией заключения соглашений о покупке и продаже ценных бумаг и их производных. Биржа не может осуществлять операции с ценными бумагами от собственного имени и по поручениям клиентов, а также выполнять функции депозитария. Организационно-правовая форма ее деятельности состоит в том, что фондовая биржа – акционерное общество, которое сосредотачивает спрос и предложение ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса.

Фондовая биржа создается не менее чем 20 основателями – торговцами ценными бумагами, имеющими разрешение на такую деятельность. Функционирование биржи осуществляется в соответствии с законодательством Украины, а также уставом и правилами биржи.

Закон установил перечень правил, касающихся деятельности фондовой биржи. Эти правила, в частности, должны включать: а) виды соглашений, заключаемых на фондовой бирже; б) порядок торговли; в) условия допуска ценных бумаг; г) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на бирже; д.) порядок формирования цен, биржевого курса и их облигации; е.) перечень ценных бумаг, котирующихся на бирже; ж) систему информационного обеспечения фондовой биржи; аз) правила ведения расчетов на бирже.

Защита имущественных прав инвесторов предусмотрена Законом (ст. 37) в виде предоставления им возможности разрыва договоров на подписку или покупку ценных бумаг в случае опубликования информации о деятельности эмитента, влияющие на ценные бумаги или их доходность. Кроме того, эмитент в случае разрыва договора, изменения условий подписки или предоставления недостоверной информации о ценных бумагах, обязан возместить инвестору затраты и убытки, понесенные по этим причинам.

Контроль за выпуском и обращением ценных бумаг (за исключением приватизационных) осуществляется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и ее территориальными отделениями. Эта комиссия назначает на фондовые биржи государственных представителей, уполномоченных контролировать работу бирж и принимать участие в работе их руководящих органов.

Кроме того, контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при обращении ценных бумаг осуществляется Антимонопольным комитетом Украины.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и ее территориальные отделения в случае нарушения правил и условий деятельности фондовых бирж может использовать такие санкции как предупреждение, приостановка на определенный срок подписки и продажи ценных бумаг и заключения соглашений. Аннулирование разрешений на деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг и даже прекращение деятельности фондовой биржи в случае нарушения ею уставной деятельности.

Важнейшим шагом в развитии правового обеспечения создания и функционирования фондового рынка было принятие 19.09.1991 г. Закона Украины “О хозяйственных обществах”. Особое значение для деятельности рынка ценных бумаг имеют статьи 24 – 49 этого Закона, регламентирующие все вопросы существования акционерных обществ (АО). В Законе дается определение понятия АО и их классификация, определяются положения о выпуске АО ценных бумаг, их приобретении и распространении, подписке на акции, их распределении между учредителями АО, приобретении обществом собственных акций и их оплаты, а также регламентируются вопросы управления АО.

Практическая база под дальнейшее развитие рыночных форм хозяйствования была подведена принятием Законов Украины “О приватизации государственного имущества” от 04.03.1992 г. и “О корпоратизации предприятий” от 15.06.1993 г. Этими законами был открыт путь к разгосударствлению и приватизации собственности. В соответствии с этими документами правопреемниками ряда крупных государственных предприятий стали АО открытого типа, как способ реформы собственности и развития рыночных отношений.

Следующим этапом содействия кооперации предприятий, которые корпоратизируются, становится создание холдинговых компаний. Их деятельность была определена Указами Президента Украины от 11.05.1994 г. “О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации” и от 18.03.1994 г. “О порядке подготовки и продажи акций открытых АО, созданных путем корпоратизации”.

Первые годы экономических реформ в Украине показали, что существует настоятельная необходимость в их совершенствовании. Эта необходимость обусловилась, в первую очередь, неразвитостью фондового рынка. Отсутствие развитой инфраструктуры акционирования не позволяла широко осуществлять операции с ценными бумагами, обеспечивать их ликвидность. Это препятствовало проведению приватизации, структурно-инвестиционной перестройке экономики страны. Для преодоления этих препятствий требовались новые решения в сфере развития фондового рынка.

В апреле 1994 г. Кабинет Министров Украины принял постановление “О концепции функционирования и развития фондового рынка Украины”. Эта концепция в самых общих чертах определила механизм действия фондового рынка, однако, она не определила основные параметры государственного регулирования рынка – его цели, задачи, принципы, направления и функции. На основе и в развитие этого документа 22 сентября 1995 г. Верховной Радой была одобрена “Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины”. В концепции были сформулированы основные принципы фондового рынка, определялись система регулирования фондового рынка, его инструменты и участники, принципы обеспечения обращения ценных бумаг и построения системы Национального депозитария, развития биржевого и создания внебиржевого рынков, обозначались роль приватизации в развитии фондового рынка, а также пути решения вопросов налогообложения и страхования на фондовом рынке и его информационного, технического и кадрового обеспечения.

Главной целью Концепции являлось становление целостного, высоко ликвидного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Украине, регулируемого государством и интегрированного в мировые финансовые рынки.

Достижение этой цели должно было обеспечиваться построением и функционированием фондового рынка на следующих принципах:

C целью обеспечения единой государственной политики в сфере регулирования фондового рынка предусматривалось создание специального государственного органа – комиссии по ценным бумагам. Кроме этой комиссии в регулировании фондового рынка предусматривалось участие Министерства финансов, Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и других государственных органов.

В качестве основных направлений регулирования предусматривалось следующее:

осуществление обязательного опубликования всей существенной информации о рынке ценных бумаг;

лицензирование и регулирование деятельности финансовых посредников;

надзор за деятельностью организованных систем торговли ценными бумагами, установление обязательных правил торговли и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

привлечение к ответственности лиц, использующих неопубликованную информацию в корыстных целях;

обеспечение прав собственников ценных бумаг.

Инструментами финансового рынка согласно Концепции являются ценные бумаги, подразделяющиеся на группы:

а) паевых ценных бумаг, по которым эмитент не обязан возвращать средства, инвестированные в его деятельность, но предоставляющих их собственникам право участия в управлении делами эмитента и получения части прибыли в виде дивидендов и части имущества при ликвидации эмитента;

б) долговых ценных бумаг, по которым эмитент несет обязательство возвратить в назначенный срок средства, инвестированные в его деятельность;

в) производных ценных бумаг, механизм обращения которых связан с паевыми, долговыми ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

Участниками фондового рынка являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, посредники и государство.

Посредниками на фондовом рынке могут быть предприятия, специализирующиеся на работе с ценными бумагами; банковские учреждения, выполняющие наряду с другими финансово-кредитными функциями, посредническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг; инвестиционные компании, соединяющие функции финансового посредника на рынке ценных бумаг и институционного инвестора. Посредники могут выполнять операции на фондовом рынке с целью получения прибыли по поручению и за счет своих клиентов или за свой счет.

Концепция предусматривала развитие структуры фондового рынка путем создания на биржевом рынке ценных бумаг новых фондовых бирж и внебиржевого рынка ценных бумаг.

При этом фондовая биржа рассматривается или как специализированное учреждение, создающее условия для постоянно действующей централизованной торговли ценными бумагами путем объединения предложения и спроса на них, предоставления места систем и средств, как для первичного размещения, так и для вторичного обращения ценных бумаг, работающее по единым правилам и по единой технологии электронного обращения ценных бумаг.

Внебиржевой рынок ценных бумаг должен был создаваться путем организации торгово-информационных систем учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми организациями или посредниками для организованной продажи ценных бумаг. Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности должны были иметь возможность использования мощностей других действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.

Концепция определила ведущую роль приватизации в процессе развития фондового рынка. Согласно Концепции именно приватизация должна стать одним из основных источников появления в стране ценных бумаг, а предприятия, бывшие государственной собственностью, должны использовать свободные финансовые ресурсы фондового рынка, сняв с государства тяжесть финансовой поддержки.

Положения Концепции, касающиеся регулирования фондового рынка были воплощены в Законе Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” от 30.10.96 г. и “Положении о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку”, утвержденном Указом президента от 14.02.97 г.

Законом определены цели и формы государственного регулирования рынка ценных бумаг, виды профессиональной деятельности на рынке; состав органов, осуществляющих регулирование; задачи и полномочия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, ее отношениям с правоохранительными и другими государственными органами. Значительное внимание уделено в Законе вопросам финансовой, административной, уголовной и имущественной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

В качестве целей государственного регулирования рынка ценных бумаг Закон определяет: реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных; создание условий для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов с учетом общественных интересов; получение участниками рынка бумаг (условия выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер сделок с ценными бумагами и др.); обеспечение равных возможностей для доступа на рынок его участников; гарантирование прав собственников ценных бумаг и всех участников фондового рынка; предотвращение монополизации и развитие конкуренции на рынке.

Формами государственного регулирования рынка ценных бумаг, согласно Закону, являются: законодательство по вопросам деятельности участников рынка; выдача разрешений (лицензий) на деятельность на рынке и контроль такой деятельности; запрет и приостановка (на срок до 1 года) деятельности на рынке и привлечение к ответственности за такую деятельность при отсутствии лицензии; регистрация эмиссий ценных бумаг и информации о выпусках и условия продажи или размещения ценных бумаг; создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг и другими участниками фондового рынка; установление правил и стандартов осуществления операций на рынке ценных бумаг; контроль соблюдения антимонопольного законодательства, систем ценообразования и деятельности лиц, обслуживающих выпуск и обращение ценных бумаг.

Основная работа по достижению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг согласно Закону возлагается на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Кроме того, контроль за деятельностью участников рынка может осуществляться и другими государственными органами в пределах их полномочий. Для координации деятельности всех государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг создается специальный координационный совет, действующий под руководством Председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В соответствии с общими целями государственного контроля рынка ценных бумаг Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет следующие обязанности:

- устанавливает стандарты эмиссии ценных бумаг и соответствующей информации;

- устанавливает требования по выпуску и обращению ценных бумаг, по информации по их выпуску и размещению, определяет порядок регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске;

- осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг и информации о выпусках;

- регистрирует правила функционирования организационно оформленных рынков ценных бумаг;

- устанавливает требования и условия открытой продажи (размещения) ценных бумаг на территории Украины;

- устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую и иную деятельность на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах;

- устанавливает порядок отчетности участников рынка ценных бумаг и определяет особенности учета операций с ценными бумагами;

- регистрирует фондовые биржи, внебиржевые торгово-информационные системы и саморегулируемые организации лиц, действующие на рынке ценных бумаг.

Для решения перечисленных задач Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку наделяется соответствующими полномочиями по ведению нормообразующей, регламентирующей и контрольной деятельности на рынке ценных бумаг.

Законом предусматривается порядок отношений и взаимодействия Государственной комиссии по фондовому рынку и ценным бумагам с правоохранительными и другими государственными органами.

Финансирование Государственной комиссии, ее территориальных и других созданных ею органов, осуществляется за счет средств бюджета Украины.

В соответствии с Концепцией функционирования и развития фондового рынка Украины Верховной Радой был принят Закон “О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” от 10.12.97 г. Принятие этого закона имело целью поднять на новый уровень государственное регулирование фондового рынка, как по формированию института регистраторов, так и по депозитарной и расчетно-клиринговой деятельности.

Работа по формированию правовой основы возрождения и функционирования рынка ценных бумаг в Украине продолжается как путем принятия новых нормативных актов, так и совершенствования существующих. Так, например, Закон Украины “О предпринимательстве”, введенный в действие 26.02.1991 г., за 9 лет (до 1.10.2000 г.) изменения вносились сорока тремя Законами и одним декретом Кабинета Министров Украины. Закон Украины “О предприятиях в Украине” от 27.03.91 г. только в 1993 году изменялся четырьмя Законами и тридцатью декретами, а всего за период до 1.11.2000 г. изменялся 43 раза. В таблице показана динамика изменений правовых документов, используемых при формировании фондового рынка Украины.

Таблица – Количество изменений нормативно-правовых документов, действующих на фондовом рынке Украины.

Наименование

Фор-

Годы

нормативно-правового акта

ма изме-

нения

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

“О собственности”

З

-

2

1

2

1

-

-

-

-

-

 

Д

-

2

1

-

-

-

-

-

-

-

“О предпринимательстве”

З

-

2

6

4

8

3

3

2

7

8

 

Д

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

“О предприятиях в

З

1

4

5

2

4

4

2

2

1

5

Украине”

Д

-

-

13

-

-

-

-

-

-

-

“О хозяйственных

З

-

1

2

-

2

-

1

-

1

2

обществах”

Д

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

“Об инвестиционной дея- тельности”, “О ценных бума-

З

1

-

-

-

-

-

-

1

1

-

гах и фондовой бирже”

З

-

1

-

-

2

1

1

-

2

-

“О банкротстве”

З

-

-

1

1

1

-

-

1

2

-

“О залоге”

З

-

-

-

2

2

-

1

1

-

1

“О приватизационных бумагах”

У

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

“О приватизации государст-

З

-

2

-

2

1

-

1

2

1

3

венного имущества”

Д

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

“Об ограничении монопо-лизма и недопущении недобросовестной конкурен-

З

-

-

-

-

2

-

1

1

1

-

ции в предпринимательской деятельности”

Д

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

“О корпоратизации предприятий.”

У

-

-

2

1

-

1

1

-

2

-

“О мерах по обеспечению прав граждан на использо-вание приватизационных иму-щественных сертификатов”

У

-

-

-

1

2

1

1

-

-

-

“О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку”

У

-

-

-

-

1

1

1

1

3

-

“О доверительн. Обществах”

З

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

“О государств. Регулировании рынка ценных бумаг ”

З

-

-

-

-

-

-

1

-

1

-

З – Законы Украины и Постановления Верховной Рады Украины

Д – декреты Кабинета Министров Украины

У – указы Президента Украины

Кроме Законов, Декретов Кабинета Министров и указов Президента, нормативную базу фондового рынка развивают и совершенствуют разъяснения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Количество нормативных актов, принятых Государственной комиссией в 1998 –1999 гг. по основным вопросам функционирования фондового рынка представлены в следующем виде.

 

1998 г.

1999 г.

Эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг

23

--

Регулирование выпуска и обращения ценных бумаг

--

21

Торговля ценными бумагами и организация торговли

10

1

Регулирование инфраструктуры рынка ценных бумаг

15

14

Регулирование деятельности институтов совместного инвестирования

6

7

Координация работы территориальных управлений

1

--

Подготовка специалистов на фондовом рынке

1

3

Информационное обеспечение

3

--

Тем не менее, нормативно-правовая база на рынке ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования. Для этого, в первую очередь необходимо ускорение принятия Законов Украины “О производных ценных бумагах”, “Об особенностях обращения векселей в Украине”, “Об институтах совместного инвестирования”, “О негосударственных пенсионных фондах”, новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, а также комплексного урегулирования вопросов привлечения иностранных инвестиций в Украину.

Осуществление перечисленных и других мер, направленных на построение в Украине цивилизованного рынка ценных бумаг, функционирующего на основе международных принципов и стандартов, обеспечит создание необходимых условий для свободного обращения ценных бумаг, прозрачности и конкурентности рынка, тем самым, предоставляя отечественным и иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления инвестиций в экономику Украины.

Литература.

1. Відомості Верховної ради України. - 2000. - №№ 1 - 26.

2. Економічний і соціальний розвиток України у 1995 році. - Київ: Офіційне видання, 1996. - 387 с.

3. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 1999 рік. - Київ: ДКЦПФР, 2000. - 56 с.

4. Кутыркин А.Н. Финансовый рынок (с элементами технического анализа). - Донецк: ИЭП НАНУ, 1998. - 192 с.

5. Правове забезпечення на ринку цінних паперів. - Київ: МЦПІМ, 1998. - 253 с.

6. Правове регулювання на фондовому ринку України. - Київ: ДКЦПФР, 1998. - 535 с.

7. Річний звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за. - Київ: ДКЦПФР, 1999. - 52 с.