С.В. Богачев
председатель правления
АОЗТ “Региональный центр
экономического
образования “ЭКОПОМ”,
к.э.н., доцент ДонГТУ
О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
В статье представлена ретроспектива организации нормативно-правового обеспечения становления и функционирования рынка ценных бумаг в Украине. Дана характеристика основных законов и иных нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов фондового рынка, формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг, выпуск и обращение ценных бумаг, регистраторскую и депозитарную деятельность. Рассмотрена динамика принятия нормативных актов, составляющих правовую базу функционирования фондового рынка.
Правовая основа функционирования и возрождения рынка ценных бума в Украине начала создаваться в 1991 г. с принятия ряда законов, регулирующих отношения собственности в переходной экономике. Первым из них был закон “О предпринимательстве”, принятый Верховной Радой 26.02.1991г., который вместе с последующими законами “О собственности” (от 26.03.1991г.) и “О предприятиях в Украине” (от 27.03.1991г.) установил основные положения, явившиеся юридической базой для создания фондового рынка. Важнейшими из них были положения о формах собственности, субъектах права частной, коллективной и государственной собственности, в том числе собственности акционерного общества; принципах предпринимательской деятельности, условиях ее осуществления и государственного регулирования; видах предприятий и их объединений; участии предприятия в выпуске и торговле ценными бумагами.
Принятый 18.06.1991г. Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, положивший практическое начало создания рынка ценных бумаг, базировался на основных положениях перечисленных законов. Этот закон включает два раздела.
Раздел 1 “Ценные бумаги, порядок их выпуска и обращения” содержит общие положения, характеризующие понятие “ценные бумаги”, “эмитент ценных бумаг”, “виды ценных бумаг”.
В статьях 4 – 9 закона сформулированы положения об основных характеристиках акций; правах, предоставляемых собственнику акций; решений о выпуске акций, приобретении акций и выплате дохода по ним.
В последующем изложении приводятся аналогичные положения, касающиеся других видов ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов и векселей).
В заключительных 22 – 31 статьях первого раздела Закона устанавливается порядок регистрации и обращения ценных бумаг, в том числе регистрации выпуска ценных бумаг; информации о выпуске акций и облигаций предприятий, предлагаемых для открытой продажи; регулярной и особенной информации об эмитенте, деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, разрешение на осуществление такой деятельности, условиях ее недопущения, заключении сделок с ценными бумагами, требованиях к ликвидности торговцев ценными бумагами и налогообложении доходов от ценных бумаг.
Второй раздел (ст. 32 – 41) Закона регламентирует положения по созданию и деятельности основного звена структуры рынка ценных бумаг – фондовой биржи. Согласно Закону, фондовая биржа – это организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами. Фондовая биржа – организация, создающаяся без цели получения прибыли и занимающаяся исключительно организацией заключения соглашений о покупке и продаже ценных бумаг и их производных. Биржа не может осуществлять операции с ценными бумагами от
собственного имени и по поручениям клиентов, а также выполнять функции депозитария. Организационно-правовая форма ее деятельности состоит в том, что фондовая биржа – акционерное общество, которое сосредотачивает спрос и предложение ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса.Фондовая биржа создается не менее чем 20 основателями – торговцами ценными бумагами, имеющими разрешение на такую деятельность. Функционирование биржи осуществляется в соответствии с законодательством Украины, а также уставом и правилами биржи.
Закон установил перечень правил, касающихся деятельности фондовой биржи. Эти правила, в частности, должны включать: а) виды соглашений, заключаемых на фондовой бирже; б) порядок торговли; в) условия допуска ценных бумаг; г) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на бирже; д.) порядок формирования цен, биржевого курса и их облигации; е.) перечень ценных бумаг, котирующихся на бирже; ж) систему информационного обеспечения фондовой биржи; аз) правила ведения расчетов на бирже.
Защита имущественных прав инвесторов предусмотрена Законом (ст. 37) в виде предоставления им возможности разрыва договоров на подписку или покупку ценных бумаг в случае опубликования информации о деятельности эмитента, влияющие на ценные бумаги или их доходность. Кроме того, эмитент в случае разрыва договора, изменения условий подписки или предоставления недостоверной информации о ценных бумагах, обязан возместить инвестору затраты и убытки, понесенные по этим причинам.
Контроль за выпуском и обращением ценных бумаг (за исключением приватизационных) осуществляется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и ее территориальными отделениями. Эта комиссия назначает на фондовые биржи государственных представителей, уполномоченных контролировать работу бирж и принимать участие в работе их руководящих органов.
Кроме того, контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при обращении ценных бумаг осуществляется Антимонопольным комитетом Украины.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и ее территориальные отделения в случае нарушения правил и условий деятельности фондовых бирж может использовать такие санкции как предупреждение, приостановка на определенный срок подписки и продажи ценных бумаг и заключения соглашений. Аннулирование разрешений на деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг и даже прекращение деятельности фондовой биржи в случае нарушения ею уставной деятельности.
Важнейшим шагом в развитии правового обеспечения создания и функционирования фондового рынка было принятие 19.09.1991 г. Закона Украины “О хозяйственных обществах”. Особое значение для деятельности рынка ценных бумаг имеют статьи 24 – 49 этого Закона, регламентирующие все вопросы существования акционерных обществ
(АО). В Законе дается определение понятия АО и их классификация, определяются положения о выпуске АО ценных бумаг, их приобретении и распространении, подписке на акции, их распределении между учредителями АО, приобретении обществом собственных акций и их оплаты, а также регламентируются вопросы управления АО.Практическая база под дальнейшее развитие рыночных форм хозяйствования была подведена принятием Законов Украины “О приватизации государственного имущества” от 04.03.1992 г. и “О корпоратизации предприятий” от 15.06.1993 г. Этими законами был открыт путь к разгосударствлению и приватизации собственности. В соответствии с этими документами правопреемниками ряда крупных государственных предприятий стали АО открытого типа, как способ реформы собственности и развития рыночных отношений.
Следующим этапом содействия кооперации предприятий, которые корпоратизируются, становится создание холдинговых компаний. Их деятельность была определена Указами Президента Украины от 11.05.1994 г. “О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации” и от 18.03.1994 г. “О порядке подготовки и продажи акций открытых АО, созданных путем корпоратизации”.
Первые годы экономических реформ в Украине показали, что существует настоятельная необходимость в их совершенствовании. Эта необходимость обусловилась, в первую очередь, неразвитостью фондового рынка. Отсутствие развитой инфраструктуры акционирования не позволяла широко осуществлять операции с ценными бумагами, обеспечивать их ликвидность. Это препятствовало проведению приватизации, структурно-инвестиционной перестройке экономики страны. Для преодоления этих препятствий требовались новые решения в сфере развития фондового рынка.
В апреле 1994 г. Кабинет Министров Украины принял постановление “О концепции функционирования и развития фондового рынка Украины”. Эта концепция в самых общих чертах определила механизм действия фондового рынка, однако, она не определила основные параметры государственного регулирования рынка – его цели, задачи, принципы, направления и функции. На основе и в развитие этого документа 22 сентября 1995 г. Верховной Радой была одобрена “Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины”. В концепции были сформулированы основные принципы фондового рынка, определялись система регулирования фондового рынка, его инструменты и участники, принципы обеспечения обращения ценных бумаг и построения системы Национального депозитария, развития биржевого и создания внебиржевого рынков, обозначались роль приватизации в развитии фондового рынка, а также пути решения вопросов налогообложения и страхования на фондовом рынке и его информационного, технического и кадрового обеспечения.
Главной целью Концепции являлось становление целостного, высоко ликвидного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Украине, регулируемого государством и интегрированного в мировые финансовые рынки.
Достижение этой цели должно было обеспечиваться построением и функционированием фондового рынка на следующих принципах:
C
целью обеспечения единой государственной политики в сфере регулирования фондового рынка предусматривалось создание специального государственного органа – комиссии по ценным бумагам. Кроме этой комиссии в регулировании фондового рынка предусматривалось участие Министерства финансов, Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и других государственных органов.В качестве основных направлений регулирования предусматривалось следующее:
осуществление обязательного опубликования всей существенной информации о рынке ценных бумаг;
лицензирование и регулирование деятельности финансовых посредников;
надзор за деятельностью организованных систем торговли ценными бумагами, установление обязательных правил торговли и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;
привлечение к ответственности лиц, использующих неопубликованную информацию в корыстных целях;
обеспечение прав собственников ценных бумаг.
Инструментами финансового рынка согласно Концепции являются ценные бумаги, подразделяющиеся на группы:
а) паевых ценных бумаг, по которым эмитент не обязан возвращать средства, инвестированные в его деятельность, но предоставляющих их собственникам право участия в управлении делами эмитента и получения части прибыли в виде дивидендов и части имущества при ликвидации эмитента;
б) долговых ценных бумаг, по которым эмитент несет обязательство возвратить в назначенный срок средства, инвестированные в его деятельность;
в) производных ценных бумаг, механизм обращения которых связан с паевыми, долговыми ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Участниками фондового рынка являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, посредники и государство.
Посредниками на фондовом рынке могут быть предприятия, специализирующиеся на работе с ценными бумагами; банковские учреждения, выполняющие наряду с другими финансово-кредитными функциями, посредническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг; инвестиционные компании, соединяющие функции финансового посредника на рынке ценных бумаг и институционного инвестора. Посредники могут выполнять операции на фондовом рынке с целью получения прибыли по поручению и за счет своих клиентов или за свой счет.
Концепция предусматривала развитие структуры фондового рынка путем создания на биржевом рынке ценных бумаг новых фондовых бирж и внебиржевого рынка ценных бумаг.
При этом фондовая биржа рассматривается или как специализированное учреждение, создающее условия для постоянно действующей централизованной торговли ценными бумагами путем объединения предложения и спроса на них, предоставления места систем и средств, как для первичного размещения, так и для вторичного обращения ценных бумаг, работающее по единым правилам и по единой технологии электронного обращения ценных бумаг.
Внебиржевой рынок ценных бумаг должен был создаваться путем организации торгово-информационных систем учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми организациями или посредниками для организованной продажи ценных бумаг. Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности должны были иметь возможность использования мощностей других действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.
Концепция определила ведущую роль приватизации в процессе развития фондового рынка. Согласно Концепции именно приватизация должна стать одним из основных источников появления в стране ценных бумаг, а предприятия, бывшие государственной собственностью, должны использовать свободные финансовые ресурсы фондового рынка, сняв с государства тяжесть финансовой поддержки.
Положения Концепции, касающиеся регулирования фондового рынка были воплощены в Законе Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” от 30.10.96 г. и “Положении о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку”, утвержденном Указом президента от 14.02.97 г.
Законом определены цели и формы государственного регулирования рынка ценных бумаг, виды профессиональной деятельности на рынке; состав органов, осуществляющих регулирование; задачи и полномочия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, ее отношениям с правоохранительными и другими государственными органами. Значительное внимание уделено в Законе вопросам финансовой, административной, уголовной и имущественной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.
В качестве целей государственного регулирования рынка ценных бумаг Закон определяет: реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных; создание условий для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов с учетом общественных интересов; получение участниками рынка бумаг (условия выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер сделок с ценными бумагами и др.); обеспечение равных возможностей для доступа на рынок его участников; гарантирование прав собственников ценных бумаг и всех участников фондового рынка; предотвращение монополизации и развитие конкуренции на рынке.
Формами государственного регулирования рынка ценных бумаг, согласно Закону, являются: законодательство по вопросам деятельности участников рынка; выдача разрешений (лицензий) на деятельность на рынке и контроль такой деятельности; запрет и приостановка (на срок до 1 года) деятельности на рынке и привлечение к ответственности за такую деятельность при отсутствии лицензии; регистрация эмиссий ценных бумаг и информации о выпусках и условия продажи или размещения ценных бумаг; создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг и другими участниками фондового рынка; установление правил и стандартов осуществления операций на рынке ценных бумаг; контроль соблюдения антимонопольного законодательства, систем ценообразования и деятельности лиц, обслуживающих выпуск и обращение ценных бумаг.
Основная работа по достижению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг согласно Закону возлагается на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Кроме того, контроль за деятельностью участников рынка может осуществляться и другими государственными органами в пределах их полномочий. Для координации деятельности всех государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг создается специальный координационный совет, действующий под руководством Председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
В соответствии с общими целями государственного контроля рынка ценных бумаг Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет следующие обязанности:
- устанавливает стандарты эмиссии ценных бумаг и соответствующей информации;
- устанавливает требования по выпуску и обращению ценных бумаг, по информации по их выпуску и размещению, определяет порядок регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске;
- осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг и информации о выпусках;
- регистрирует правила функционирования организационно оформленных рынков ценных бумаг;
- устанавливает требования и условия открытой продажи (размещения) ценных бумаг на территории Украины;
- устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую и иную деятельность на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах;
- устанавливает порядок отчетности участников рынка ценных бумаг и определяет особенности учета операций с ценными бумагами;
- регистрирует фондовые биржи, внебиржевые торгово-информационные системы и саморегулируемые организации лиц, действующие на рынке ценных бумаг.
Для решения перечисленных задач Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку наделяется соответствующими полномочиями по ведению нормообразующей, регламентирующей и контрольной деятельности на рынке ценных бумаг.
Законом предусматривается порядок отношений и взаимодействия Государственной комиссии по фондовому рынку и ценным бумагам с правоохранительными и другими государственными органами.
Финансирование Государственной комиссии, ее территориальных и других созданных ею органов, осуществляется за счет средств бюджета Украины.
В соответствии с Концепцией функционирования и развития фондового рынка Украины Верховной Радой был принят Закон “О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” от 10.12.97 г. Принятие этого закона имело целью поднять на новый уровень государственное регулирование фондового рынка, как по формированию института регистраторов, так и по депозитарной и расчетно-клиринговой деятельности.
Работа по формированию правовой основы возрождения и функционирования рынка ценных бумаг в Украине продолжается как путем принятия новых нормативных актов, так и совершенствования существующих. Так, например, Закон Украины “О предпринимательстве”, введенный в действие 26.02.1991 г., за 9 лет (до 1.10.2000 г.) изменения вносились сорока тремя Законами и одним декретом Кабинета Министров Украины. Закон Украины “О предприятиях в Украине” от 27.03.91 г. только в 1993 году изменялся четырьмя Законами и тридцатью декретами, а всего за период до 1.11.2000 г. изменялся 43 раза. В таблице показана динамика изменений правовых документов, используемых при формировании фондового рынка Украины.
Таблица – Количество изменений нормативно-правовых документов, действующих на фондовом рынке Украины.
Наименование |
Фор- |
Годы |
||||||||||||||||||||
нормативно-правового акта |
ма изме- нения |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|||||||||||
“О собственности” |
З |
- |
2 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
Д |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||
“О предпринимательстве” |
З |
- |
2 |
6 |
4 |
8 |
3 |
3 |
2 |
7 |
8 |
|||||||||||
Д |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||
“О предприятиях в |
З |
1 |
4 |
5 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
5 |
|||||||||||
Украине” |
Д |
- |
- |
13 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“О хозяйственных |
З |
- |
1 |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
|||||||||||
обществах” |
Д |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“Об инвестиционной дея- тельности”, “О ценных бума- |
З |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
|||||||||||
гах и фондовой бирже” |
З |
- |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
2 |
- |
|||||||||||
“О банкротстве” |
З |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
- |
|||||||||||
“О залоге” |
З |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||||
“О приватизационных бумагах” |
У |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“О приватизации государст- |
З |
- |
2 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
венного имущества” |
Д |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“Об ограничении монопо-лизма и недопущении недобросовестной конкурен- |
З |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
|||||||||||
ции в предпринимательской деятельности” |
Д |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“О корпоратизации предприятий.” |
У |
- |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
- |
|||||||||||
“О мерах по обеспечению прав граждан на использо-вание приватизационных иму-щественных сертификатов” |
У |
- |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|||||||||||
“О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку” |
У |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
- |
|||||||||||
“О доверительн. Обществах” |
З |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||
“О государств. Регулировании рынка ценных бумаг ” |
З |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
З – Законы Украины и Постановления Верховной Рады Украины
Д – декреты Кабинета Министров Украины
У – указы Президента Украины
Кроме Законов, Декретов Кабинета Министров и указов Президента, нормативную базу фондового рынка развивают и совершенствуют разъяснения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Количество нормативных актов, принятых Государственной комиссией в 1998 –1999 гг. по основным вопросам функционирования фондового рынка представлены в следующем виде.
1998 г. |
1999 г. |
|
Эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг |
23 |
-- |
Регулирование выпуска и обращения ценных бумаг |
-- |
21 |
Торговля ценными бумагами и организация торговли |
10 |
1 |
Регулирование инфраструктуры рынка ценных бумаг |
15 |
14 |
Регулирование деятельности институтов совместного инвестирования |
6 |
7 |
Координация работы территориальных управлений |
1 |
-- |
Подготовка специалистов на фондовом рынке |
1 |
3 |
Информационное обеспечение |
3 |
-- |
Тем не менее, нормативно-правовая база на рынке ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования. Для этого, в первую очередь необходимо ускорение принятия Законов Украины “О производных ценных бумагах”, “Об особенностях обращения векселей в Украине”, “Об институтах совместного инвестирования”, “О негосударственных пенсионных фондах”, новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, а также комплексного урегулирования вопросов привлечения иностранных инвестиций в Украину.
Осуществление перечисленных и других мер, направленных на построение в Украине цивилизованного рынка ценных бумаг, функционирующего на основе международных принципов и стандартов, обеспечит создание необходимых условий для свободного обращения ценных бумаг, прозрачности и конкурентности рынка, тем самым, предоставляя отечественным и иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления инвестиций в экономику Украины.
Литература.
1.
Відомості Верховної ради України. - 2000. - №№ 1 - 26.2. Економічний і соціальний розвиток України у 1995 році. - Київ: Офіційне видання, 1996. - 387 с.
3. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 1999 рік. - Київ: ДКЦПФР, 2000. - 56 с.
4. Кутыркин А.Н. Финансовый рынок (с элементами технического анализа). - Донецк: ИЭП НАНУ, 1998. - 192 с.
5.
Правове забезпечення на ринку цінних паперів. - Київ: МЦПІМ, 1998. - 253 с.6. Правове регулювання на фондовому ринку України. - Київ: ДКЦПФР, 1998. - 535 с.
7. Річний звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за. - Київ: ДКЦПФР, 1999. - 52 с.