О себе       Перечень ссылок       Электронная библиотека

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОРОБЕЦ ОЛЬГА ИГОРЕВНА

ЭПР-97

АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Тема диссертации:"Совершенствование системы управления затратами на предприятии"

Руководитель: к.э.н., доц. Устинова Л.Н.

ДОНЕЦК-2002

e-mail: Olga.Gorobets@rambler.ru

Любое предприятие, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должно быть уверено, что затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Без такого сравнения могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики предприятия, при принятии важных управленческих решений, выборе видов предпринимательской деятельности, определении оптимальных объёмов и структуры выпуска продукции (работ, услуг), а также цен на продукцию (работы, услуги).

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно, увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому в системе развития предприятия в условиях значительных экономических ограничений повышение финансового результата непосредственно связано со снижением затрат.

Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

Важнейшими задачами управления затратами являются:

Все вышеперечисленные задачи управления затрами должны решаться в комплексе - только такой поход принесет плоды и будет способствовать резкому росту эффективности работы предпрятия. Таким образом, управление затратами на предприятии объединяет в единую систему комплекс следующих управленческих воздействий: прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учёт, анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производсвенно-коммерческой деятельностью предприятия.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Функции управления затратами

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления).

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п.

Объектами управления являются затраты на разработку, производство и реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).

Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы.

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют нa перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования).

Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения.

Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия.

Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инфляционного процесса, поведения конкурентов, политики, государства в области экономического управления предприятиями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочное планирование затрат, отражающее нужды ближайшего будущего, более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными расчетами.

Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Подобный образ действий может мотивироваться как материальными, так и моральными факторами. Нельзя стимулы к соблюдению и экономии затрат заменять наказанием за перерасход. В этом случае работники основные усилия будут прикладывать к тому, чтобы оспорить уровень планируемых затрат, завысить его. Тогда достижение основной цели предприятия - получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат - станет трудновыполнимой задачей.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений. Например, при оценке стоимости материальных производственных запасов произведенные затраты устанавливают путем производственного учета, а информацию о фактических результатах деятельности предприятия и всех его расходах на производство поставляет бухгалтерский учет. Производственный учет входит в систему управленческого учета, позволяющего контролировать затраты и принимать решения об их целесообразности.

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если эти последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения производственных условий.

Итак, управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Как уже говорилось, потребность в модификации системы управления порождается необходимостью решения тех или иных экономических задач на определенном историческом этапе. Так, концентрация промышленного производства, снизившая к 1920-м гг. остроту конкуренции и обусловившая возможность установления монопольных цен, поставила повышение прибыли в зависимость от организации производства, внутрипроизводственной экономии ресурсов, фактическая калькуляция, дающая так называемую посмертную информацию, препятствовала принятию оперативных решений. Кроме того, усредненная себестоимость конечного продукта, изготавливающегося во многих производственных подразделениях, не отражала всей картины формирования себестоимости, нивелируя и искажая ответственность за перерасход ресурсов. Назрела потребность в создании новых систем управления затратами, о которых речь пойдет далее.

Система "стандарт-костс"

Содержание и возможности системы "стандарт-костс". Совокупность объективных факторов: концентрация производства, совершенствование его технологии и организации, разработка теории нормирования затрат труда и материальных ресурсов, развитие методов оперативного управления производством, острая необходимость оперативного контроля затрат и регулирования себестоимости - привели к созданию и распространению системы "стандарт-костс".

Система "стандарт-костс" в условиях Украины есть метод нормативного учета и регулирования затрат.

Термин "норматив" определяется как уровень, рассчитанный по какому-то стандарту (норме) и соответствующий требуемому, желаемому или возможному. Норматив устанавливают исходя из заранее определяемых затрат материалов, рабочего и машинного времени, накладных и других расходов на производство.

Следовательно, нормативные затраты - это затраты, определяемые заранее для достижения эффективного производства. Их надо отличать от сметных затрат: смета относится ко всей деятельности, норматив - к единице продукции.

Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Таковы в основном промышленные предприятия.

Рассматриваемая система дает возможность детально и своевременно учитывать (выявлять) отклонения для каждого центра ответственности по элементам затрат или по статьям калькуляции, указывает менеджерам на возникшие отклонения в целях принятия необходимых управленческих воздействий, регулирующих уровень затрат.

Основное назначение нормативного учета затрат состоит в следующем:

o служить подспорьем в составлении сметы и оценке эффективности управления;

o выявлять отклонения, их значимость и природу, способствовать выработке регулирующих воздействий;

o давать прогноз выполнения норматива издержек;

o упрощать учет затрат на конечный продукт производства;

o вскрывать качество нормативов (стандартов) и намечать пути их совершенствования;

o устанавливать (корректировать) цели, которых необходимо достичь.

Нормативный метод является важным средством управления затратами на производство. Он обеспечивает решение целого ряда задач:

o создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на их основе определение рационального (обоснованного) нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;

o получение информации о затратах по нормам на отдельные виды продукции в разрезе калькуляционных статей расходов;

o регистрация и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.), а также по ответственным службам;

o контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах;

o исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат (калькуляции);

o сбор данных о производственных затратах для формирования рациональной технико-экономической политики на предприятиях (объединениях) и в целом в промышленности;

o создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат;

o постоянное повышение достоверности, точности и оперативности учета затрат;

o оценка результатов работы производственных подразделений и предприятия в целом.

Нормативный метод предполагает раздельный учет фактических затрат, отвечающих нормам и отклоняющихся от норм. В зависимости от уровня управления периодичность учета должна составлять от часа (учет в реальном масштабе времени) до месяца и года (нарастающим итогом), что позволит своевременно предотвращать перерасход, повысить уровень технологической, организационной и плановой дисциплины.

Исчисление фактических затрат (себестоимости) как совокупности норматива и отклонения особенно целесообразно в условиях крупносерийного и массового производства, но и в масштабах мелкосерийного и единичного выпуска продукции компьютеризация делает нормативный метод учета столь же приемлемым и эффективным.

Сводный учет затрат на производство при нормативном подходе ведется по статьям затрат и видам или группам однородных видов продукции. При этом одинаково допустимы как бесполуфабрикатный вариант, не предусматривающий обособленного учета затрат по переделам, так и полуфабрикатный - с отражением затрат и себестоимости при передаче продукции из цеха в цех.

Компьютеризация учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции вносит существенные коррективы в методологию учета, призванные использовать преимущества обработки данных с помощью ПЭВМ. Возникает проблема детализации, повышения контрольных свойств, точности и достоверности учета производственных затрат путем его рациональной постановки, в первую очередь по местам возникновения затрат.

Новизна современного подхода заключается в органической взаимосвязи учета затрат по видам, местам возникновения затрат и объектам калькулирования, что позволяет усилить его контрольные функции за счет обособления затрат по местам их возникновения. Практически организовать дифференцированный учет затрат, охватывающий как можно большее число мест их возникновения, на крупном машиностроительном предприятии удается лишь в условиях автоматизированного сбора и переработки информации.

По мере компьютеризации управления и создания автоматизированных производств роль нормативного метода возрастает. Он переходит в новое качество: создание автоматизированного банка данных позволяет фиксировать в первичных учетных документах только объем выполненной работы и отклонения от норм, определение же суммарного объема затрат производится на базе информации, хранящейся в банке данных, объема работ и отклонений от нормы. При этом исключается возможность возникновения ошибок, неточностей, приписок и других искажений учетной документации.

Практически отпадает потребность в первичных бумажных документах, так как сведения об объеме выполненных работ и отклонениях автоматически фиксируются в ходе управления технологическим процессом системой датчиков и регистраторов. Возрастает достоверность и оперативность учетных данных. Они унифицируются, становясь одинаково пригодными для всех видов учета (производственного, бухгалтерского, статистического). Компьютеризированные учет и нормативная база становятся неотъемлемой частью автоматизированного производства, основой хозяйственного расчета, способствуют совершенствованию и самоуправляемости системы н целом и се составных частей.

Методика учета и анализа изменений норм и отклонений от них. Главная цель учета, классификации и анализа изменений норм и отклонений от них состоит в том, чтобы определить, как влияет на уровень каждой статьи затрат изменение норм и нормативов в ходе производства и отклонений от них фактических затрат. Все виды изменений и отклонений группируют по причинам, центрам затрат и центрам ответственности с указанием частоты, периодичности и размера изменения или отклонения по абсолютной величине (грн., нормо-ч и т.п.).

На основании анализа информации об изменениях и отклонениях определяют основные факторы, причины и подразделения, влияющие на изменение уровня затрат. Вырабатывают оперативные меры воздействия в целях устранения (уменьшения) отклонения или пересчета норматива.

Результаты анализа служат также исходным материалом для совершенствования конструкции, технологии, уровня организации производства и нормирования, планирования, учета, стимулирования, прогнозирования выполнения плана по затратам и себестоимости продукции.

Учет и анализ изменения норм и нормативов. Нормативная база предприятия должна своевременно обновляться по мере технического развития, совершенствования организации производства и управления. Для оперативного внесения изменений в нормативную базу устанавливается порядок их оформления первичными документами, которые составляют заинтересованные отделы, службы и цехи, а также учета изменений норм и нормативов по конкретным видам продукции (работ), причинам и исполнителям.

Учет изменения норм и нормативов имеет важнейшее значение для контроля за техническим перевооружением и организационным развитием производства, а также для введения хозрасчета в подразделениях предприятия. Следует нарастающим итогом с начала года или запуска продукции в производство отражать влияние отдельных мероприятий на уровень затрат, указывать центры затрат и службы, которые осуществили эти мероприятия, и их заслуги в достигнутых результатах.

Данные учета должны систематически обобщаться и использоваться для анализа и принятия управленческих решений.

Главная цель учета изменения норм и нормативов состоит в постоянной унификации норм, которые применяют при составлении первичных документов, оформляющих отпуск материальных ресурсов в производство, регистрирующих выработку продукции и начисление заработной платы, а также норм, используемых при расчете затрат на производство.

Для упорядочения отчетности и анализа следует разработать отраслевые системы кодификации причин изменения норм, которые предприятия и организации должны использовать при составлении собственных перечней таких причин с учетом особенностей технологии, организации производства и т.п. Каждому изменению и его причине необходимо присваивать определенный код.

В условиях автоматизации управления отделы, службы и цехи несут ответственность за правильную и своевременную корректировку норм и нормативов в банках данных.

При компьютеризации учета затрат целью решения рассматриваемой задачи является получение информации о динамике изменений норм и нормативов затрат, влияющих на уровень затрат.

Учет отклонений от норм затрат. Оперативное выявление и текущий учет отклонений от норм затрат (по статьям, местам возникновения, причинам, лицам, ответственным за отклонения) следует вести по конкретным видам продукции (работ) или однородным группам.

Отклонениями считаются перерасход или экономия, выявляемые сравнением фактических затрат с нормативными, всякого рода доплаты, вызванные организационно-техническими неполадками, а также отступления от смет расходов на обслуживание производства и управления.

По степени полноты выявления и оформления документами отклонения от норм подразделяют на документированные и недокументированные. К документированным относят отклонения, выявляемые по данным документов первичного учета, а также определяемые путем расчета. Недокументированные отклонения представляют собой разницу между общей суммой отклонения от норм затрат (определяемой как разность между фактическими затратами и затратами по нормам) и документированной ее частью. Обычно они возникают в результате неточного расчета документированных отклонений, неудовлетворительной организации отпуска и замены сырья и материалов, не активированного и скрытого брака, приписок, недостач, потерь, порчи материалов и продукции, неточного определения остатков незавершенного производства и его оценки, применения неодинаковых оценок при расчетах нормативов и текущем учете и т. п.

При компьютеризации размер недокументированных отклонений должен сокращаться, поскольку получение информации автоматизируется и совмещается с ходом технологического процесса и управления (становится их неотъемлемой частью).

Учет отклонений от норм - основное звено в управлении затратами, так как показывает состояние хода производства в сравнении с запланированным (по уровню затрат). Поэтому он должен осуществляться синхронно с ходом производства и поставлять информацию на соответствующие уровни управления в соответствии с их функциями и периодичностью регулирования уровня затрат. В центры затрат и на участки сведения об отклонениях объема важнейших зависящих от них затрат должны поступать посменно или в реальном масштабе времени. В цехи эту информацию следует представлять с периодичностью в смену, пятидневку, декаду, месяц в обобщенном виде, охватывающем более широкий круг статей затрат и причин отклонений. На уровень управления предприятием, объединением информацию об отклонениях от норм выдают еще более обобщенной для анализа и принятия управляющих воздействий.

Функция учета отклонений включает в себя задачи учета отклонений от норм материальных и трудовых затрат, решаемые обособленно.

Отклонения от норм расхода материалов и комплектующих изделий в производстве выявляются методами документирования отклонений или последующих расчетов с использованием данных инвентаризации.

Метод документирования применяют для учета и контроля отклонений, возникающих вследствие замены одного вида материального ресурса другим или сверхнормативного расходования. Сущность метода заключается в том, что Зимина, сверхнормативный расход оформляются специальными документами (сигналами).

Методом последующих расчетов с использованием данных инвентаризации выявляют отклонения по центру затрат, участку, цеху за смену, пятидневку, декаду путем сопоставления фактического расхода материалов с нормативным на фактический объем выпуска. Для выявления фактического расхода на начало смены, пятидневки, декады или первое число месяца производится инвентаризация неизрасходованных материалов, находящихся на рабочих местах. Данный метод применяют дифференцирование в зависимости от стоимости и дефицитности материалов, комплектующих изделий и необходимой детализации учета.

Контроллинг

Дальнейшее развитие теории и практики управления затратами и обеспечения прибыльной деятельности предприятий привело к формированию в 1970-х гг. контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявление всех шансов и рисков, которые связаны с получением прибыли.

Контроллинг основан на принципах "директ-костинга", но может также включать в себя элементы системы "стандарт-костс" и подобных ей. Он шире двух названных систем, разнообразнее по назначению, функциям, методам планирования, учета и анализа, степени использования информации. Контроллинг не ограничивается контролем издержек, составляющим основную функцию системы "стандарт-костс" и рентабельности выпуска и реализации продукции, поставленных во главу утла в системе "директ-костинг" - он также обеспечивает достижение поставленной предприятием цели (как правило, получение максимальной прибыли, хотя в определенные периоды могут быть избраны и другие ориентиры, например, завоевание рынка, устранение конкурента). Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля на предприятии, поддержания эффективности работы подразделений и организации в целом. В отличие от ревизии, он ориентирован на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных актов и операций.

Специфическим инструментом контроллинга является сумма покрытия, которая показывает, какая часть выручки от реализации продукции (работ, услуг) по рыночным ценам остается у предприятия после вычитания из нее прямых переменных затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Сумма покрытия включает постоянные затраты предприятия и прибыль. Постоянные (условно-постоянные) затраты в основном известны. Они включают общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. Их без большого труда можно определить по изделиям (работам, услугам) и производственным подразделениям, так как их чаще всего рассчитывают в процентах к основной заработной плате производственных рабочих.

Вычитая из суммы покрытия, исчисленной для конкретного изделия, постоянные (накладные) расходы, мы оперативно получаем прибыль от производства и реализации этого изделия. Таким образом, нам удается без выполнения трудоемких учетных операций и расчетов оценить тот вклад, который вносит в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли предприятия каждое изделие или производственное подразделение.

Разные изделия, продуктовые группы или производственные подразделения предприятия вносят розничный вклад и суммы покрытия предприятия. Ввиду сказанного этот идеальный показатель, выраженный в процентах, является важным критерием при планировании производства и сбыта продукции в целях достижения максимального экономического результата предприятия - прибыли.

С точки зрения особенностей формирования постоянных затрат можно выделить следующие уровни:

o изделия (работы, услуги);

o группы изделий (работ, услуг);

o места возникновения затрат;

o производственные подразделения;

o предприятие в целом.

Такое разделение правомерно для достаточно крупных предприятий. На мелких и средних предприятиях достаточно выделять две группы постоянных затрат - общепроизводственные и общехозяйственные, чтобы ускорить процесс принятия хозяйственных решений.

Контроллинг особенно эффективен, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он помогает достичь максимально возможного общего результата деятельности. В совокупности функций контроллинга можно выделить предоставление информации, необходимой для управления, и функцию обоснования управленческих решений и их координации. Информацию для контроллинга поставляют планирование, нормирование, учет и контроль, ориентированные на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Эта информация включает в себя заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, отклонения, выявленные средствами учета в разрезе подразделений.

Функция обоснования решений состоит в использовании данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для выработки управленческих мер.

Таким образом, контроллинг - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов (органов, руководителей, исполнителей), которая направлена на гарантированное достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем устранения "узких мест", выявленных при исследованиях.

В рыночных условиях объемы продаж и цены подвержены колебаниям, поэтому степень покрытия затрат доходами варьируется и по видам продукции (покупателям), и по группам расходов, и по отчетным периодам.

В умении предвидеть хозяйственную и коммерческую конъюнктуру, определить ожидаемую прибыль, выявить причины отклонения фактических расходов от запланированных, своевременно принять меры по регулированию этих отклонений и оптимизации соотношения затрат и результатов и заключается искусство экономического управления. Контроллинг - одна из составляющих этого искусства.

Существуют два уровня контроллинга - стратегический и оперативный.

Стратегический контроллинг направлен на создание потенциала успеха, т.е. обеспечение долгосрочного существования предприятия. Основная его задача - отслеживание степени адаптации предприятия к окружающей среде, т.е. выявление целесообразности продолжения намеченных стратегических мероприятий в течение срока реализации стратегического плана.

Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности производственных процессов, выявление "узких мест", вызывающих отклонение ожидаемой (фактической) прибыли от запланированной.

Контроллингу присущ специфический инструментарий т.е. взаимосвязанная совокупность методов получения, обработки, агрегирования, анализа, представления и использования разнообразной экономической информации

Главными задачами контроллера являются:

o формирование целей предприятия;

o поиск альтернативных решений на основе имеющейся информации;

o анализ экономической эффективности (особенно инвестиций и инноваций);

o координация разработки оперативных плановых смет;

o сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений по преодолению отклонений;

o определение "узких мест";

o создание систем информации для планирования и управления;

o консультирование руководителей предприятия по производственно-экономическим вопросам;

o производственно-экономическое обоснование информации других специализированных отделов.

Итак, контроллер совмещает многие функции экономических и производственных служб, увязывает и координирует их с точки зрения получения запланированного дохода. Контроллер - это внутренний консультант руководителей предприятия. Действовать эффективно он может, только находясь на высшем уровне управления, ибо ошибки, допущенные высшим звеном, в большинстве случаев не удается компенсировать последующим звеньям.

Общая система управления затратами

Целью создания новых систем учета затрат является получение точной, оперативной и достоверной информации для оперативного контроля и анализа рентабельности отдельных видов продукции, процессов. Этим целям служит и общая система управления затратами, призванная управлять всеми ресурсами и видами деятельности предприятия, в процессе которых эти ресурсы потребляются.

В системе ТСМ основная роль отводится разработке и внедрению особого метода учета затрат по видам деятельности - калькулированию на основе деятельности (англ. Activity-Based-Costing, сокращенно - АВС). Суть данного подхода состоит в следующем: эффективным направлением снижения затрат является ресурсосбережение. Управление затратами должно обеспечить их реальное снижение за счет сокращения деятельности, не создающей добавленной стоимости, и совершенствования деятельности ее создающей, т.е. повышающей ценность изделия.

Коротко методологию системы АВС можно определить следующим образом:

o в отличие от традиционных методов учета, базирующихся на положении о том, что выпускаемая продукция потребляет ресурсы, система АВС основана на принципе: продукция потребляет виды деятельности, а производственная деятельность потребляет ресурсы;

o для определения стоимости выявляются формирующие затраты факторы (так называемые кост-драйверы - от англ. cost drivers), которые связывают конкретные виды деятельности и соответствующие затраты, а также выступают мерилом деятельности, поскольку затраты изменяются пропорционально масштабу деятельности;

o на основе факторов, формирующих затраты, ресурсы распределяют между центрами производственной деятельности, а затем относят на конкретные изделия.

Для создания системы АВС хозяйственные операции разграничивают в зависимости от того, осуществляются они на уровне единицы изделия (обработка), или партии изделий (транспортировка, наладка оборудования и т.п.), или определенного вида продукции (поддержание технических условий производства, изменение проектной документации и т.п.), или производства в целом (управление, эксплуатация зданий и т.п.). Далее выделяют переменные затраты (краткосрочные и долгосрочные) и определяют издержки, зависящие и не зависящие от объемов производства.

Краткосрочные переменные затраты относят на изделие пропорционально объему производства (материалы, заработная плата) и времени работы оборудования.

Затраты, которые в традиционных системах учета считаются постоянными, в системе АВС рассматриваются как долгосрочные переменные. Например, затраты, связанные с обслуживанием производства, созданием условий производства, изменяются пропорционально количеству партий изделий, количеству заказов и т.п.

Система АВС обеспечивает учет затрат по каждому виду продукции на каждом этапе производственного процесса. Она закладывает основу для управления затратами по производственным центрам, итогового анализа себестоимости конкретных изделий. Как показал опыт ее внедрения, достоверное определение себестоимости конкретных изделий значительно повышает объективность оценки рентабельности продукции. Дело в том, что традиционные методы распределения накладных расходов способны искажать рентабельность. Они не отражают роста затрат по продукции, производимой мелкими партиями, поскольку на них списывается меньшая доля накладных расходов. И наоборот, изделия, производимые в больших объемах, принимают на себя большую долю накладных расходов и получаются менее рентабельными.

Введение системы АВС также ведет к сокращению продолжительности производственного процесса в результате управления теми видами деятельности, которые не повышают ценности изделия (транспортировка, складирование, сортировка и т.п.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Управление затратами на предприятии"/под ред. В.Г. Лебедева, Т.Г.Дроздова,, В.П.Кустарёва: С.-П., издательский дом "Бизнес-пресса", 2000, 265с.

2. С.А. Ктоляров "Управление затратами": С.-П., "Питер", 2001, 160с.

3. Т.П. Карпова "Управленческий учет": Москва, 1998, 410с.

4. Д.Н. Карпухин "Современное управление": Москва,1997, 460с.

5. К.В.Измайлова "Финансовый анализ": Киев, 2000, 230с.