Н.Федотов, "Экономика и жизнь №21", май 2000г


УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Налаживая свой бизнес самостоятельно или с помощью консультантов, предприятия вынуждены решать проблемы выбора поддерживающей его информационной системы. Рассмотрению особенностей реализации управления затратами в информационной системе предприятия и посвящена эта статья.

Методическая проработанность управления затратами выгодно отличается от областей регулярного менеджмента: здесь действуют отраслевые положения по планированию и учету затрат, переведены и опубликованы западные труды по контроллингу. Однако на пути к эффективному правлению затратами встают значительные объемы расчетных работ. Вследствие этого плановую себестоимость считают зачастую лишь раз в квартал, а фактическую получают с запаздыванием до полутора месяцев. Понятно, какими потерями это грозит в условиях высокой динамики цен и обострения конкуренции.

Большой объем и рутинный характер выполнения расчетов заведомо предполагают перенос такого рода работ на компьютер, однако попытки реализации расчета плановой и фактической себестоимости с помощью "подручных средств" автоматизации обычно приводят лишь к переносу трудозатрат с расчетной части на ввод исходных данных, не давая в результате заметного эффекта. Выход видится во "встраивании" механизмов управления затратами в единую информационную систему предприятия, в которой централизованно накапливаются необходимые исходные данные для выполнения расчетов себестоимости.

Прежде всего подсистема управления затратами должна быть информационно взаимосвязана с подсистемами управления производством, с одной стороны, и с подсистемой бухгалтерского учета - с другой: именно в них формируются требуемые для расчетов исходные данные - нормативные, плановые и фактические. Вместе они образуют единый технологический конвейер "планирование производства - планирование затрат - учет фактического выпуска - учет фактических затрат - анализ затрат", который кардинально повышает оперативность и достоверность расчетов, высвобождает экономистов и бухгалтеров от рутинной работы, дает им время и инструменты для анализа.

Другим важным качеством является возможность реализации в рамках одной системы как особенностей разных отраслей промышленности, так и применения разных методик. Необходимость этого обусловлена наличием на предприятии одновременно нескольких типов производств и потребностями его развития.

Наконец, очевидно, что такая система должна быть разработана на современных программных средствах, рассчитанных на длительную эксплуатацию в условиях обновления техники, увеличения числа рабочих мест и объемов обрабатываемой информации, появления новых средств анализа и представления данных.

Представленные сейчас на рынке корпоративные информационные системы, имеющие в своем составе модули учета и планирования производственных затрат, в той или иной степени обладают указанными свойствами. Так, например, в системе управления "Парус", ориентированной на средние и крупные производственные предприятия, функции управления затратами реализованы в приложениях "Учет затрат" и "Технико-экономическое планирование". Благодаря общей базе данных на СУБД Oracle они полностью интегрированы с бухгалтерским, производственным и складским учетом, а также с управлением финансами. Заложенная в систему настраиваемая модель производства поддерживает реализацию различных методик и отраслевых особенностей, а мощная СУБД и открытые интерфейсы взаимодействия обеспечивают расширяемость и длительность жизненного цикла.

На примере этого программного продукта познакомимся с организацией работ по управлению затратами с использованием информационной системы предприятия:

Даже такая весьма упрощенная картина наглядно демонстрирует высказанную ранее необходимость информационного взаимодействия всех подсистем информационной структуры предприятия при решении задач управления затратами.