И. Чалый

НОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблема достоверности отчетов

Документальное знакомство внешнего пользователя с действующим предприятием традиционно начинается с балансового анализа. Данные баланса - сырье для дальнейших аналитических расчетов. Поэтому от качества исходных показателей зависит корректность выводов и эффективность принимаемых решений.

Украинская отчетность имеет несколько слабых мест, знать о которых должен каждый сознательный пользователь.

Резерв сомнительных долгов

Начнем с вопроса достоверного отражения дебиторской задолженности.

Общеизвестно, что активная задолженность за отгруженную продукцию, работы, услуги согласно международных принципов учета подлежит отражению по чистой стоимости реализации. Для этого существует процедура резерва сомнительных долгов.

Нечто подобное существовало в методологии украинского бухучета и в дореформенный период. Однако резерв сомнительных долгов создавался в виде особого фонда, относился на убытки, и отражался в составе собственного капитала предприятия (по статье "Дополнительный капитал"), не уменьшая номинальную стоимость дебиторской задолженности. То есть в результате начисления резерва часть прибыли предприятия просто перемещалась из одной статьи пассива баланса, в другую без какого - либо изменения суммы актива. Такой подход, безусловно, не мог претендовать на достоверность, так как, уменьшив финансовый результат, резерв совершенно не затрагивал сумму самого долга. Дебиторы по-прежнему были представлены в балансе по своей исторической стоимости.

Кроме того, создание резервов имело ряд существенных ограничений. Он мог начисляться только при соблюдении трех условий:

- задолженность не обеспечена гарантиями (векселями, залогами, страховкой),

- просрочка оплаты превышает 30 дней,

- кредитор обратился в суд с исковым заявлением о долга.

Такие жесткие условия привели к тому, что долгов не вошел в повседневную учетную практику.

С 1 января 2000 г. в соответствии с ПБУ10 “Дебиторская задолженность” все ограничения по резервированию сняты. Резерв создается или на основании метода, или, исходя из конкретной платежеспособности каждого отдельного дебитора. В любом случае резерв должен начисляться и отражаться в активе баланса отрицательным числом. Тем самым историческая (номинальная) стоимость дебиторской задолженности включается в сумму баланса по своей чистой стоимости реализации (за минусом резерва). Такой подход в целом соответствует требованиям международной системы учета.

Непосредственно, ПБУ10 относительно сомнительной задолженности, каких либо исключений не предусматривает. Резерв создается по любому долгу, связанному с реализацией товаров, работ, услуг.

В то же время ПБУ 2 “Баланс”, регулирующий заполнение баланса предприятия, утвердил форму баланса, в которой задолженность связанных сторон и задолженность, обеспеченная векселями, показываются отдельно от обычных дебиторов. Сама же форма баланса содержит специальную строчку для отражения сумм сомнительной задолженности только в привязке к строке обычной задолженности от продаж.

Таким образом, формально говоря, официальная форма баланса не предусматривает создание резерва сомнительных долгов по некоторым видам задолженности. Налицо явное противоречие. Если брать за основу ПБУ 2, то продажи предприятия в адрес связанных сторон, а также реализация, обеспеченная векселем не подлежит резервированию. И предприятие, отказавшись в этом случае от создания резерва, формально не нарушит требования стандарта. Причем вызвано такое решение может быть как обычным формальным и некритичным подходом к прочтению ПБУ 2, так и менее благовидными намерениями. В некоторых случаях руководство предприятия может быть заинтересовано в представлении финансовой отчетности в более привлекательном виде. Менеджеры, например, могут стремиться приукрасить финансовые результаты в преддверии собрания акционеров. Кроме того, законодательство Украины в некоторых ситуациях предусматривает обязательность выполнения определенных финансовых требований. Так, скажем, чтобы стать акционером банка предприятие должно подтвердить наличие соответствующей суммы собственного оборотного капитала. В описанных случаях руководство предприятия, оформив часть долгов векселями, может избежать необходимости резервирования задолженности, тем самым, завысив сумму прибыли.

Но насколько взвешенным будет такой подход? Будет ли достоверным отражение в балансе упомянутых долгов по исторической стоимости? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо определиться в главном: могут ли такие виды задолженности перейти в разряд сомнительной.

Сначала проанализируем вексельную задолженность.

В настоящее время вексельные расчеты в Украине используются достаточно широко. Причин тому как минимум две.

Во - первых, в стране постоянно ощущается хронический дефицит платежных средств. Жесткая монетарная политика НБУ приводит к дороговизне финансовых ресурсов. В сложившихся обстоятельствах вексель играет роль платежного суррогата.

Во - вторых, уже два года действует Указ Президента Украины, запрещающий операции уступки требования и перевода долга. Причиной принятия такого запрета послужило широкомасштабное применение указанных сделок с целью уклонения от налогообложения. В такой ситуации индоссамент векселей, как простых, так и переводных, стал удобным способом движения задолженности от одного предприятия к другому.

Кроме того, учетные оценки вексельных задолженностей осложняются двойственной природой самого векселя. Исходя из собственной правовой природы, вексель - это, прежде всего долговая расписка, то есть дополнительное долга, простое обязательство его оплатить. Одновременно в соответствии с Законом Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" вексель является ценной бумагой. В зависимости от трактовки векселя на том или ином этапе сделки, определяется и процедура его учетной интерпретации. Вексель, полученный от покупателя - векселедателя в оплату продажи, обычно трактуется как долговая расписка. Если этот вексель затем реализуется, то он традиционно расценивается как ценная бумага. Так же принято трактовать и векселя третьих лиц, проходящие через контрагентов через цепь индоссаментов. Проблема усугубляется тем, что Инструкция по применению Плана счетов предписывает отражать все полученные векселя на одном счете. Поэтому для того, чтобы вычленить из общей суммы счета векселя разной природы, необходимо проделать дополнительную аналитическую работу. Тем более, что ценные бумаги в качестве финансовых вложений в соответствии с ПБУ12 “Финансовые инвестиции” подлежат оценке по совершенно иному принципу - по справедливой (рыночной) стоимости.

Дисконтирование является неотъемлемым атрибутом большинства вексельных операций. Вексель, полученный предприятием в обмен на поставку товаров, работ, услуг, как правило, стоит гораздо меньше своего номинала: его реализация за денежные средства возможно лишь за минусом определенной суммы дисконта. В хозяйственной практике Украины рыночные ставки дисконта иногда доходят до 90 %. Но это скорее маргинальный пример, касающийся предприятий - банкротов. Средний дисконт по векселям платежеспособных предприятий колеблется в пределах 5 - 15 %. Если векселедатель или векселеплательщик обладает хорошей хозяйственной репутацией, то умеренный дисконт является платой за ускорение денежного расчета.

В любом случае, можно сделать вывод о том, что применение к сумме дебиторской задолженности исторической оценки без корректировок на коэффициент сомнительности, представляется абсолютно неоправданным.

Относительно задолженности связанных лиц ситуация иная. Как правило, взаимные расчеты между связанными предприятиями не приводят к появлению безнадежной задолженности, и как следствие, к необходимости ее списания. Объясняется это наличием общих экономических интересов и концентрацией прав собственности в руках общих владельцев. Поэтому говорить о резервировании сомнительных долгов здесь не приходится.

Однако как правило взаимные расчеты связанных лиц задействованы в единой хозяйственной схеме холдинга. Следовательно, вполне возможно наличие в системе межхозяйственного сотрудничества в рамках одного холдинга ценовых диспропорций. Вызвано это может быть как налоговыми мотивами, так и необходимостью более эффективного перераспределения средств между задействованными в схеме структурами. Так, например, если ресурсы холдинга концентрируются на определенном стратегическом направлении, то продажа товаров, работ, услуг тому предприятию, которое реализует это направление, может осуществляться по ценам ниже рыночных. Аналогичным образом могут осуществляться расчеты с предприятием, имеющим какие - либо налоговые льготы. В этом случае прибыль, сосредоточенная в этом центре, будет минимизировать консолидированные налоговые платежи холдинга. В обратных ситуациях - будет противоположный эффект: цены реализации могут сознательно завышаться.

Разумеется, в этом вопросе многое зависит от категории пользователя финансового отчета. Некоторые акционеры, владеющие информацией об экономических отношениях внутри холдинга, могут не воспринимать подобные диспропорции как искажение отчетности. Ведь во многом их интересы могут совпадать и интересами целостной хозяйственной системы. Это происходит, когда акционер получает косвенные выгоды от неадекватности межхозяйственной задолженности. Например если предприятие с щадящим режимом налогообложения является дочерним, то рост его доходности за счет дешевых закупок у материнского предприятия, посредством применения метода участия в капитале приведет к росту активов самого материнского предприятия. Это в свою очередь повышает благосостояние акционеров материнского предприятия. Конечно, возможны и другие ситуации. Например, мелкие акционеры предприятия, ресурсы которого “откачиваются” на другие хозяйственные направления в ущерб их благосостоянию, могут не воспринимать необходимости дешевых продаж родственным компаниям.

Иначе выглядит ситуация с другими внешними пользователями отчетности. Кредиторы предприятия, не связанные с ним единым холдинговым циклом, нуждаются в адекватной оценке финансового состояния. Примером тому могут быть банковские структуры, кредитующие предприятие, и крупные поставщики ресурсов, работающие на условиях отсрочки платежа. Поэтому финансовый анализ с их стороны должен проводиться с учетом соответствующих корректировок сумм дебиторской задолженности связанных сторон.

Метод участия в капитале

Связанных сторон также касается другая проблема. Согласно ПБО12 инвестиции в ассоциированные, дочерние и совместные предприятия должны учитываться методом участия в капитале. При этом балансовая стоимость инвестиции изменяется в зависимости от изменения размера собственного капитала объекта инвестирования. В соответствии с ПБО12 прирост собственного капитала подконтрольного предприятия должен увеличить стоимость инвестиции в балансе инвестора пропорционально доле в капитале. Если этот прирост вызван увеличением прибыли, то должны увеличиться доходы материнского предприятия. В случае, когда рост капитала обусловлен другими факторами, которые отражаются по другим статьям (например, переоценкой основных средств по статье "Прочий дополнительный капитал"), инвестор обязан увеличить аналогичные статьи своего баланса. Такое правило в целом соответствует новым принципам оценки инвестиций в МСБУ.

Однако в украинской нормативной базе в этом вопросе нет однозначности. Так, Инструкция по применению Плана счетов, предписывает отражать в учете инвестора долю прироста капитала подконтрольного предприятия по счету "Доход от участия в капитале", независимо от причин прироста капитала. Таким образом, в этом вопросе Инструкция противоречит ПБО12. С юридической точки зрения - документы равноправны. Перед нами - классический пример конкуренции регуляторных норм. До момента их согласования выбор приоритета целиком возложен на само предприятие. А это значит, что финансовый руководитель может, выполняя требования Инструкции, и игнорируя требования ПБО12, отражать доходы даже в том случае, когда подконтрольное предприятие просто увеличило стоимость своих необоротных активов. В описанном случае на наш взгляд уместно говорить о завышении финансовых результатов предприятия - инвестора, и следовательно об искажении показателей его прибыльности.

Дополнительное аналитическое обеспечение при оценке финансовой отчетности.

Чтобы предотвратить влияние вышеописанных искажений на принятие решений пользователя финансовой отчетности украинского предприятия предлагается ряд алгоритмов, которые дополняют традиционные методы финансового анализа.

Прежде всего, оговоримся, что такая аналитическая работа должна проводится на базе рабочих форм отчетности, составляемых внешним аналитиком самостоятельно. Вмешиваться в оригинал отчетности предприятия не следует даже в том случае, когда подтверждено наличие описанных проблем. Если неадекватность отчета по вышеописанным причинам существует, то официально признавать некорректность самого отчета нельзя. Обусловлено это тем, что формально требования стандартов не нарушены: предприятие манипулирует отчетными данными, не выходя за нормативно установленные рамки.

В случае взвешенного аудиторского отчета соответствующие корректировочные оговорки могут иметь место только в виде альтернативного профессионального суждения.

Вексельная задолженность.

Объект анализа - статья "Векселя полученные" баланса предприятия (приложение№1)

Если в составе статьи есть векселя, которые предприятие получило по индоссаменту, то такие векселя следует трактовать как ценные бумаги. Поэтому к ним применяются соответствующие принципы оценки. В аналитических целях такие ценные бумаги исключаются из состава статьи "Векселя полученные".

Кстати присутствие векселей, приобретенных, не зависимо от операций по продаже товаров, работ, услуг в составе этой статьи, хоть и соответствует Плану счетов, но может быть расценено как нарушение требований ПБО 2, согласно которого по статье "Векселя полученные" отражаются только векселя, полученные в обмен на реализацию.

Если векселя, полученные от векселедателя, реализуются предприятием третьи лицам, то они должны оцениваться с учетом размера дисконта. Чтобы определить соответствующую сумму потерь при дальнейшей реализации векселя необходимо рассчитать средневзвешенный размер ставки дисконта, исходя из сложившихся рыночных ставок.

В случае, если предприятие обычно практикует предъявление векселей к оплате векселедателю, то их следует идентифицировать как дебиторскую задолженность. Поэтому такие <Рисунок: Предыдущее слово>долги подлежат резервированию по коэффициентам сомнительности на общих основаниях. ПБО10 предусматривает для этих целей два способа: классификация задолженности и на основании платежеспособности отдельных дебиторов.

Вся ресистематизация статей производится в корреспонденции с показателем прибыли.

Задолженность связанных сторон.

Объект анализа - статья "Дебиторская задолженность по внутренним расчетам" (приложение№2)

Сначала аналитик должен определиться с вопросом: заинтересован ли пользователь отчетности в общих результатах внутрихолдингового хозяйственного оборота. Если корпоративная заинтересованность существует, то необходимость в дополнительной оценке в большинстве случаев отпадает. В этой ситуации пользователь отчетности не воспринимает отчет предприятия в отрыве от общих результатов холдинга. Поэтому ценовой дисбаланс, возникший на одной стадии производственного цикла, будет компенсирован на другой. Как правило, такой пользователь склонен к анализу консолидированной отчетности.

Если пользователь не связан корпоративными связями с объектом анализа, то неадекватные цены в отношениях предприятия с его связанными сторонами должны быть переоценены.

Завышенные цены продаж неоправданно завышают прибыль. Следовательно, внешний пользователь, исходя из своих интересов, должен выяснить вопрос: остаются ли в реальном распоряжении предприятия средства, полученные в результате завышения доходов? В случае положительного ответа отчетность не корректируется. Отрицательный ответ на этот вопрос говорит о том, что завышенная рентабельность фиктивна, и сверхприбыли предприятия "откачиваются" холдингом. Поэтому завышенные цены продаж должны быть скорректированы с учетом реальных ценовых пропорций.

Заниженные цены продаж свидетельствуют об искусственном занижении прибыльности предприятия. Однако это не всегда свидетельствует о плохом финансовом состоянии. В ряде случаев холдинг возвращает предприятию средства "откачанные" из - за занижения стоимости продаж. Чаще всего это осуществляется в формах не связанных с реализацией (поручительства, гарантии, авалирование обязательств, финансирование проплат и др.). Следовательно, некоторые категории пользователей финотчетности (кредиторы, мелкие акционеры, профсоюзы) для объективного представления о фактическом состоянии предприятия могут в рабочей форме аналитического баланса дооценить заниженную дебиторскую задолженность и тем самым увеличить доходность. Но при этом надо учитывать реальное соотношение "откачиваемых" и возвращаемых на предприятие финансовых ресурсов. Именно с учетом этого коэффициента надо переоценивать задолженность.

В случае если на предприятие не возвращаются ресурсы, "откачанные" холдингом посредством внутренней ценовой политики, то задолженность переоценке не подлежит. Вызвано это, тем, что заниженная рентабельность по суть является реальной. В сущности, здесь происходит истощение предприятия.

Что касается кредиторской задолженности связанным сторонам, то в принципе ее анализ может осуществляться в той же последовательности, но с обратным алгоритмом оценки: закупки по завышенным ценам могут уцениваться, а закупки по заниженным ценам могут дооцениваться. Тем самым показатели отчетность предприятия приближаются к отражению реального финансового результата.

Все описанные выше корректировки отражаются в корреспонденции с показателем прибыли анализируемого предприятия.

 

 

Применение метода участия в капитале.

Объект анализа - статья "Долгосрочные финансовые инвестиции" (приложение №3).

Прежде всего, выясняется вопрос, были ли отражены предприятием доходы от инвестиционной деятельности. Если такие доходы в Отчете о финансовых результатах зафиксированы, то аналитик выясняет причину роста собственного капитала подконтрольного предприятия.

В случае если балансовая стоимость инвестиции увеличена, например, за счет переоценки необоротных активов объекта инвестиции, то прибыль инвестора подлежит уменьшению. Соответствующая сумма переносится в рабочем балансе аналитика в статью "Прочий дополнительный капитал".

Приведенная выше методика изложена лишь в общих чертах и не носит жесткого регламентирующего характера. В зависимости от конкретных обстоятельств внешний аналитик может применять собственные оценки.

Цель - получение максимально адекватной информации. Реализация этой задачи заставляет признать, что никакие учетные стандарты (даже построенные на базе международных принципов) не могут восприниматься априори как гарантия достоверности финансовой отчетности.