выполнен студенткой гр. ЭМ97а
Морозовой Д.В.
научный руководитель доц. к.э.н.
Файвишенко Л.В.
Актуальность.Вхождение Украины в новый исторический этап своего экономического развития, который является диалектическим следствием распада Советского Союза, требует исследования и разработки прогрессивных форм экономических моделей, позволяющих трансформировать опыт, накопленный мировым сообществом, и использовать его для создания нового структурно перестроенного экономического потенциала страны.
Современная экономическая наука уделяет повышенное внимание разработке региональных подходов к реформированию экономики.Выбор регионального подхода к формированию социально-экономических моделей обусловлен рядом объективных причин и субъективных причин:
По причине наличия перечисленных различий регионы могут иметь свои приоритеты и направления, которые могут не совпадать с приоритетами и направлениями других регионов и государства в целом.
В настоящее время перед странами с переходной экономикой стоит задача выбора эффективных моделей ускоренного регионального развития.
Актуальность этой проблемы для стран с переходной экономикой подтверждается тенденцией снижения конкурентоспособности и устойчивости экономических моделей практически всех стран СНГ.
Под конкурентоспособностью модели региона следует понимать конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке. Среди факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность модели, можно выделить низкий технико-технологический уровень и низкое качество производимых в рамках модели товаров. Снижение конкурентоспособности модели влечет за собой снижение ее устойчивости.
Так, по данным Европейской комиссии, реальный объем промышленного производства в 1999 г. по отношению к 1989 г. в странах СНГ составил:
Повышение экономической устойчивости (рост объемов производства) и конкурентоспособности депрессивной модели (повышение технико-технологического уровня и качества производимых товаров) невозможно без осуществления капитальных вложений в модель.
Зарубежные исследования проблем стран с переходной экономикой показали, что выход из депрессивного состояния обеспечивается за счет роста производства. Следует отметить, что существует сильная позитивная корреляционная зависимость между инвестициями в основной капитал и ростом объема производства. Эту зависимость можно проиллюстрировать на примере практики инвестирования в странах Восточной Европы.
Таким образом, можно говорить о том, что инвестиции являются ключевым фактором ускоренного роста переходных экономик. Различия в темпах роста среди стран с переходной экономикой определяются уровнем стабильности институциональной и макроэкономической структуры.
Особенностью инвестиционной политики Украины является ее реализация на уровне региона путем разработки соответствующих моделей ускоренного регионального развития. Такие модели предполагают реализацию комплекса мер ускоренного регионального развития, который основан на применении специального режима инвестирования.
Специальный режим инвестирования представляет собой отрегулированные комплексом мер законодательных актов государства производственные отношения между субъектами хозяйствования, инвестирующими свои капиталы в развитие предприятий, и государством, на территории которого эти капиталы начали функционировать. Специальный режим инвестирования предусматривает создание условий для концентрации капитала в регионах ускоренного развития или в отдельных отраслях экономики для их последовательного развития. Приток капитала в регионы ускоренного развития достигается за счет введения льготных налогового, таможенного, финансового и других режимов.
Примерами применения льготного налогового режима являются:
Льготный таможенный режим предполагает:
Примерами проявления финансового режима являются:
В рамках современной инвестиционной экономической модели ускоренного регионального развития в Украине можно выделить 3 типа моделей:
Так, в Донецкой области на 1 марта 2001 года для реализации в специальном режиме одобрено 118 инвестиционных проектов. Их общая стоимость составляет 4,4 млрд.грн. (что эквивалентно 807 млн.дол. США). На долю базовых отраслей промышленности приходится 60 проектов (общей стоимостью 2,7 млрд.грн.), в том числе:
Кроме того,
Работы велись по 78 проектам. Для их реализации фактически поступило 1,8 млрд.грн. инвестиций (325 млн.дол. США), или 67 проц. от стоимости проектов.
Доля зарубежных инвестиций составила свыше 50 проц., они поступают из 22 стран мира.
Опыт стран, применявших модели ускоренного развития: Великобритания, США, Венгрия, Япония, Китай, Сингапур и других - подтверждает жизненность и эффективность специального режима инвестирования при его правильном использовании на практике. Особенно наглядно его применение в странах, которые имели кризисное состояние экономики, а сегодня являются одними из процветающих - Сингапур, Тайвань. Образцом значительных экономических преобразований, обусловленных путем последовательного и комплексного проведения реформ, является Китай.
Исследование современных тенденций в организации моделей ускоренного развития указывает на то, что в мире накоплен большой объем финансовых инвестиций. Инвестиционные потоки, поступающие в модели, способствуют не только развитию самих моделей, но оказывают существенное влияние на развитие соседних территорий, укрепляя экономику государства. Точечное развитие локальных моделей порождает конкуренцию, как за привлечение капитала, так и за рынки сбыта продукции. Как показывает анализ, страны, внедрявшие модели ускоренного развития, не останавливались на начальных реформах. Преобразования проводились последовательно от создания внешнеторговых зон до развития зон высокотехнологичных производств. Именно такой подход обеспечивает экономический рост.
В Украине процесс формирования СЭЗ носит не последовательный, а стихийный характер. Медленные темпы привлечения инвестиций обусловлены отсутствием четкой концепции развития СЭЗ. Так, концепция развития СЭЗ не учитывает специфику и потребности региона, не сохраняет принцип единства территориально-промышленного комплекса и производственно-технологических цепочек.
В этой связи можно привести следующий пример. В настоящее время ТЭК является ключевой отраслью экономики Украины, в Донецком регионе шахты и теплоэлектростанции увязаны в единую технологическую систему. Тем не менее ни Старобешевский район, ни город Зугрэс, где расположены ТЭС не отнесены к ТПР.
Имеют место и другие проблемы напрямую связанные с несовершенством украинского законодательства:
Без преодоления этих проблем невозможна активизация инвестиций в производство, а, следовательно, невозможен и дальнейший экономический рост.
Цель магистеркой работы заключается в оценке эффективности функционирования субъекта ВЭД в рамках экономических моделей ускоренного регионального развития и разработке рекомендаций относительно путей повышения эффективности работы субъекта ВЭД в рамках данных моделей
Для реализации поставленной цели в работе решается ряд задач:
Объектом исследования выбраны украинские субъекты ВЭД, реализующие инвестиционные проекты в рамках СЭЗ, ТПР, технопарков. Основным объектом исследования является ЗАО "Новокраматроский машиностроительный завод", реализующий в рамках ТПР 4 инвестиционных проекта на общую сумму ХХХ . В данной работе расчеты проводились по инвестиционному проекту "Создание и реконструкция сталеплавильного, литейного, термического и сварочного оборудования".
Теоретичсекой и методологической основой исследования были разработки отечественых и зарубежных авторов в области региональной экономики, теории и практики инвестирования
Наиболее существенные научные результаты, полученные в ходе данной работы, следующие:
Апробация результатов исследования. Положения магистерской работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции "Повышение роли финансовых отношений в комплексном социально-экономичсеком развитии региона"
Публикации: "Роль научно-технического фактора в формировании инвестиционной привлекательности региона".
Объем и структура магистерской работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы из 85 наименований, приложений.
В введении обоснованы актуальность, задачи и научная новизна исследования.
В первой главе изложены теоретические аспекты необходимости разработки региональных подходов к реформированию экономики, рассмотрены основы формирования моделей ускоренного экономического развития, рассмотрены принципы их создания и функционирования. В качестве главного фактора, способствующего ускоренному развитию региона, определен специальный режим инвестирования, а в качестве моделей - специальные экономические зоны. Рассмотрены существующие методики оценки инвестиционной привлекательности моделей СЭЗ.
Международная практика СЭЗ включает в себя более 30 разновидностей этих моделей. В в работе рассматриваются различные подходы к классификации СЭЗ как моделей ускоренного развития и предлагается собственная система классификации. Далее исследуется опыт разных стран, применяющих модели регионального развития. Более подробно освящен путь, пройденный Китаем, считающимся мировым лидером в этом направлении. Изучение практики Китая может быть полезно при выборе своего регионального подхода, способствующего развитию экономики.
В связи с широким распространением опыта СЭЗ в разных странах наметились мировые тенденции в этом процессе. Эта проблема также раскрывается в первой главе.
Вторая глава посвящена анализу особенностей создания и функционирования моделей ускоренного регионального развития в Украине на примере Донецкой области. Сначала анализируются экономические предпосылки создания моделей ускоренного регионального развития в Украине. Затем рассматриваются основные виды экономических моделей ускоренного регионального развития, существующие на сегодняшний день в Украине, а именно - специальные (свободные) экономические зоны, территории приоритетного развития, технологичсекие парки, изучается правовой механизм их функционирования.
Несмотря на то, что установление специального режима инвестиционной деятельности послужило толчком для инвестиционной активности, имеют место проблемы, которые препятствуют практическому осуществлению специального режима инвестиционной деятельности. Можно выделить два блока проблем: к первому блоку можно отнести потери регионов, ко второму - потери субъектов хозяйствования, возникающие при реализации проектов вследствие несовершенства законодательной базы. В работе исследуются оба блока проблем и предлагаются рекомендации по усовершенствованию нормативно-правовой базы. Предлагается теоретическая модель оценки инвестором привлекательности специального режима инвестирования
Третья глава посвящена оценке эффективности функционирования субъекта ВЭД в рамках ТПР на примере ЗАО "Новокраматорский машиностроительный завод".
В заключении констатируются выводы и предложения, сделанные в ходе работы.
Зельдина Е. Совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине.// Підприємництво, господарство, право. - №10. - 2001. - с.6-8.
Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Издание 2-е, М., "Экономика", 1978.
Письмак В.П. Региональная практика специального режима инвестирования: теория, практика, проблемы и решения. - Донецк, 2001.
Янукович В.Ф., Письмак В.П. Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход региона из кризиса.// Вопросы экономики. - №9. - 2000. - с. 4-10.